МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области Отдел
образования администрации Белинского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района
Пензенской области
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ.
на РМО учителей
технологии
Белинского района
Протокол № 1
от 25.08.2023
на педагогическом
совете МОУ СОШ с.
Свищёвки
им.П.И. Мацыгина
Белинского района
Директор МОУ СОШ
с. Свищёвки им.П.И
Мацыгина
Протокол №1
от.28.08.2023
Приказ № _____
от 30.08.2023
__________ Парфёнова
О.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 9 класса
с. Свищёвка 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Черчение» разработана на основе
.Авторской программы: Виноградов В.Н. Черчение: 9 класс: рабочая
программа:/В. Н. Виноградов , В. И. Вышнепольский. – М.: Дрофа; Астрель,
2017
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год (34 недели) в 9 классах.
Для обучения используются учебники для учащихся общеобразовательных
учреждений: А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский. –
М.: Дрофа; Астрель, 2019
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система
развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности
учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из
средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и
политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам
инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного
производства; содействует развитию технического мышления, познавательных
способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое
влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности,
аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей
культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса
учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Содержание курса «Черчение» строится на основе системно-деятельностного
подхода , который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование
и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Курс «Черчение» нацелен на достижение личностных,метапредметных и
предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы.
Рекомендуется знакомить обучающихся с компьютернымих графическими
программами КОМПАС или AutoCAD, исходя из состояния учебно-материальной
базы школы.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического
мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию
техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного
интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности
школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс
обучения интересным, привлекательным, выделяя в нѐм те аспекты, которые смогут
привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с
основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли
чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с
другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в
повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках
математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться
общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит
также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и
специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно
отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов
обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако
отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми
методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и
конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным
материалом.
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных
единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим
содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении
аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения
технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять
на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с
графической
деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Требования к результатам освоения содержания
Программа предполагает достижение выпускниками основной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
В личностных результатах сформированность:
- ответственности в отношении к учению, готовности и способности обучающихся
к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной
деятельности и личного смысла изучения черчения, заинтересованности в
приобретении и расширении технических знаний и умений, осознанности
построения индивидуальной образовательной траектории;
- коммуникативной компетентности в общении, учебно-исследовательской
деятельности по предмету, выражающейся в умении ясно, точно, грамотно излагать
свои мысли в устной и письменной речи, строить чертежи и компьютерные
геометрические модели, вести конструктивный диалог, а также понимать и уважать
позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения
общих результатов;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, техники и общественной практики; представлений об изучаемых методах
инженерной и компьютерной графики, используемых в черчении, как о важнейших
средствах описания техносферы современного мира и общества.
В метапредметных результатах сформированность:
- способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской
деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
- умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умения находить необходимую информацию в различных источниках,
представлять информацию в различной форме, обрабатывать, хранить и передавать
информацию в соответствии с познавательными и коммуникативными задачами;
- владения приемами умственных действий: определения понятий. Обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора
оснований и критериев, установления родовых и причинно-следственных связей,
построения умозаключений;
- умения организовать совместную учебную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в
группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
В предметных результатах сформированность:
- умения работать с графическими изображениями, текстовыми и табличными
обозначениями на них, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, а также средствами чертежа и компьютерного виртуального
моделирования, применять чертежную и графическую терминологию и символику;
- умения использовать базовые понятия содержания черчения, включая
терминалогию компьютерного моделирования;
- представлений о способах получения плоских изображений пространственных объектов;
- представлениях об условностях и обозначениях, используемых при выполнении
чертежей плоских и пространственных объектов;
- умения выполнять геометрические построения различной сложности на чертежах;
- умения аккуратно выполнять на листе бумаги чертежи с использованием
современных чертежных инструментов и материалов;
- умения создавать изображения плоских и объемных объектов средствами систем
твердотельного моделирования;
- умения редактировать, преобразовывать, перемещать модели, полученные
средствами системы. Достижение личностных результатов оценивается на
качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и
предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего контроля,
тематического и итогового контроля.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю для
одногодичного варианта обучения)
Тематическое планирование 9 класс
№
название
раздела
(темы)
кол-во
часов
содержание раздела
(темы)
Введение
(3часа)
Эл. ресурсы
1
4
Углубление сведений о
https://file.11klasov.ne
графических
t/6860-cherchenie-91
изображениях и областях
klass-a-d-botvinnikovих применения.
v-i-vyshnepolskij-v-n1
vinogradov.html
Знакомство с отдельными
типами графической
документации; подготовка
чертежных инструментов,
организация
рабочего места; проведение
различных линий;
выполнение надписей
чертежным шрифтом;
нанесение размеров;
выполнение
эскиза «плоской» детали.
Геометрические построения (3часа)
1
Деление
Деление отрезков и
https://file.11klasov.ne
t/6860-cherchenie-9окружности на
окружности на равные части;
1
klass-a-d-botvinnikovравные части.
построение сопряжений;
1
Сопряжения.
выполнение чертежей деталей v-i-vyshnepolskij-v-nvinogradov.html
Графическая работа
с геометрическими
№2
построениями; построение
орнаментов и др
Чертежи в системе прямоугольных проекций
(2 часа)
1
Проецирование.
Выявление особенностей и
https://file.11klasov.ne
1
t/6860-cherchenie-9Расположение
области применения видов
klass-a-d-botvinnikovвидов на чертеже.
проецирования.
v-i-vyshnepolskij-v-nvinogradov.html
Техника
выполнения
чертежей.
Правила
оформления
чертежей.
Графическая работа
№1
Аксонометричес
кие проекции.
Построение овала.
Технический
рисунок. Чертежи
и
аксонометрически
е проекции
геометрических
тел.
Графическая работа
№3
1
Изображения на чертеже (7 часов)
1
Построение
аксонометрических
1
проекций и технических
1
рисунков основных
3
геометрических тел;
нахождение проекций точек,
лежащих на поверхности
предмета; анализ
1
геометрической формы
предмета по чертежу;
выполнение технических
рисунков и эскизов
деталей; выполнение чертежа
детали по ее описанию; анализ
https://file.11klasov.ne
t/6860-cherchenie-9klass-a-d-botvinnikovv-i-vyshnepolskij-v-nvinogradov.html
содержания информации,
представленной на
графических изображениях.
5
Сравнение изображений;
нахождени элементов деталей
на чертеже и на наглядном
изображении; анализ
геометрической формы
деталей; устное чтение чертежа
по вопросам и
по заданному плану
Компьютерные технологии (1час)
https://file.11klasov.ne
t/6860-cherchenie-9klass-a-d-botvinnikovv-i-vyshnepolskij-v-nvinogradov.html
Возможности
компьютерной графики.
2D- и 3D- технологии
проектирования
6
Применение
https://file.11klasov.ne
t/6860-cherchenie-9компьютерных
klass-a-d-botvinnikovтехнологий
v-i-vyshnepolskij-v-nвыполнения
vinogradov.html
графических
работ. Система
трехмерного
моделирования
КОМПАС-3D.
Машиностроительное черчение (8 часов)
Сечения.
1
Выполнение эскизов и https://file.11klasov.ne
чертежей
Правила выполнения
1
t/6860-cherchenie-9деталей
с
сечений.
klass-a-d-botvinnikovиспользованием
1
v-i-vyshnepolskij-v-nНазначение разрезов.
сечений;
выполнение
1
vinogradov.html
Фронтальные разрезы.
эскизов
и
чертежей
1
Горизонтальные разрезы.
деталей с
Профильные разрезы.
применением
1
Соединение вида и
разрезов; чтение
1
разреза.
чертежей,
Графическая работа №4
содержащих
1
разрезы; нанесение
на чертежах
проекций точек,
расположенных на
поверхности
предмета;
дочерчивание
изображений
деталей,
содержащих
разрезы;
выполнение
чертежей деталей с
использованием
местных разрезов;
построение
отсутствующих
видов детали с
применением
необходимых
разрезов.
Чтение чертежей с услов
графической
информацией о
предмете.
Сборочные чертежи(6 часов)
1
7
9
Общие сведения о
соединениях деталей.
Изображение и
обозначение резьбы.
Общие сведения о
сборочных чертежах.
Графическая работа №5
Понятие о
деталировании.
Графическая работа №6
Основные особенности
строительных чертежей.
Условные изображения на
строительных чертежах.
Графическая работа №7
1
1
1
1
1
https://file.11klasov.ne
t/6860-cherchenie-9klass-a-d-botvinnikovv-i-vyshnepolskij-v-nvinogradov.html
1
Строительное черчение (3 часа)
1
1
1
Резерв
Итого:
Информация,
содержащаяся в
сборочном
чертеже.
Операция
деталирования по
чертежу общего
вида.
Изучение
строительных
чертежей. Чтение
строительных
чертежей с
условными
изображениями.
Чтение масштабов на
строительных
чертежах.
https://file.11klasov.ne
t/6860-cherchenie-9klass-a-d-botvinnikovv-i-vyshnepolskij-v-nvinogradov.html
2
34
Критерии оценивания
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет
успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции:
контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний,
для осуществления которых применяется устный и письменный опрос,
самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ.
Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных
графических
работ,
которые
позволяют
учителю
контролировать
и
систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из
обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даѐт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений
и навыков учащихся, приобретѐнных за год или курс обучения черчению;
самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или
разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические
работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество
графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ целесообразно
вести по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной
надписи, начертание букв и цифр чертѐжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи,
применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и
наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по
черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их
изображениям и твѐрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даѐт чѐткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и
характеризующий прочные знания; излагает материал в логической
последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении
чертежей, которые
легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими
затруднениями вследствие ещѐ недостаточно развитого пространственного
представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даѐт правильный ответ в определѐнной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные
ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвѐрдо, но большинство изученных
условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даѐт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих
вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части
учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может
исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание
учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если
ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и
практические работы и аккуратно ведѐт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и
сравнительно аккуратно ведѐт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нѐм с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые
исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без
дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления
соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет
несвоевременно; тетрадь ведѐт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые
исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведѐт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически
допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик:
не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками,
предусмотренными программой.
Методическое обеспечение
учебники для учащихся общеобразовательных учреждений: Черчение
А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский. – М.: Дрофа;
Астрель, 2019