МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.СВИЩЁВКИ ИМ.П.И. МАЦЫГИНА
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
442257, Пензенская область, Белинский район, с. Свищёвка, ул. Школьная, 1а,
ИНН 5810005060 ОГРН 1025801070712 Тел. 8 (84153)3-92-69
Принят
на заседании педагогического совета
Протокол № 1
от
29 августа 2025 г.
Утверждаю.
Директор МОУ СОШ с. Свищёвки
им. П.И. Мацыгина Белинского района
__________ Парфёнова О.В.
Приказ № 123 от 29августа 2025 года
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2025-– 2026 учебный год
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
Учебный план начального общего образования при
пятидневной рабочей неделе
Пояснительная записка
Нормативным основанием формирования учебного плана начального общего для 1-4-х
классов МОУ СОШ с. Свищёвки им.П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской
области на 2025– 2026 учебный год являются:
- Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в
Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями, внесенными
приказами Минобрнауки России № 1241 от 26 ноября 2010 г.; № 2357 от 22 сентября 2011 г.,
№1060 от 18 декабря 2012 года, №1643 от 29 декабря 2014 года, №507 от 18 мая 2015 года, №
1576 от 31.12.2015 года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. №03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»
Нормативным правовым актом школы, регламентирующим особенности организационнопедагогических условий и содержание деятельности школы по реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, является
основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с. Свищёвки
им. П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской области, разработанная на основе
федеральной образовательной программы начального общего образования.
Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований
Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения), распределяет
учебное время, отводимое
на освоение содержания образования по классам, учебным
предметам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и вариативной,
включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную
часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть
основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть,
формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной
образовательной программы начального общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: учебные занятия для
углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия,
обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В 1 классе в
соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую
нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных
областей приведены в таблице:
№
п/п
1
Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
2
Иностранный
язык
3
Математика и
информатика
4
Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)
5
6
Основы
религиозных
культур и
светской этики.
Основы духовнонравственной
культуры
народов России.
Искусство
7
Технология
8
Физическая
культура
Основные задачи реализации содержания
Формирование первоначальных представлений о русском языке
как государственном языке Российской Федерации, как средстве
общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.
Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и письменной
форме с носителями иностранного языка, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на иностранном языке.
Развитие математической речи, логического и алгоритмического
мышления, воображения, обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности.
Формирование уважительного отношения к семье, населенному
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Формирование психологической культуры и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию. Формирование первоначальных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности.
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района
Пензенской области начинается 01.09.2025 года и заканчивается 26.05.2026 года
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34
учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе
- 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-го класса - не превышает 4 уроков и один раз в неделю
5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание
уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности
либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем
количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 45
минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре
- по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут
каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5
ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в
течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть
учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся
В Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с.
Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской области языком обучения
является Русский язык.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор
одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с
календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Учебные
предметы, курсы, модули по выбору из части, формируемой участниками образовательных
отношений, оцениваются по четвертям, а курсы внеурочной деятельности являются
безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок
проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.
Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской области ».
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме
словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений
учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается
итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов,
учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
Классы
Формы промежуточной аттестации
модули
Русский язык
2–4-е
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Литературное чтение
2–4-е
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Иностранный язык
(английский)
2–4-е
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
2–4-е
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
2–4-е
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
4-й
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
2–4-е
Музыка
2–4-е
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Технология
2–4-е
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Физическая культура
2–4-е
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Легкая
атлетика
2–3-е
Разговоры о важном
1-4 -е
Краеведение
3-4-е
Мастерская юного
актёра
3-4-е
«Орлята России»
1-4-е
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Творческий проект
Лист индивидуальных достижений
Творческий проект
Лист индивидуальных достижений
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(пятидневная рабочая неделя)
Предметная область Учебный предмет
Количество часов в неделю
1
2
3
4
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(нем. яз)
Математика
5
4
-
5
4
2
5
4
2
5
4
2
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
2
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
2
20
1
1
2
22
1
1
2
22
1
1
2
23
1
1
1
-
1
21
33
693
1
23
34
782
1
23
34
782
23
34
782
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Физическая культура Легкая атлетика
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Внеурочная деятельность
№
п/п
Название объединения
Класс
1.
2.
3.
4.
«Разговор о важном»
«Краеведение»
«Орлята России»
«Мастерская юного актёра»
1-4
3-4
1-4
3-4
Кол-во
часов
в неделю
1
1
1
1
Учебный план основного общего образования
для 5-9 классов
при 5-дневной рабочей неделе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативным основанием формирования учебного плана основного общего образования (далее
– учебный план) для 5-9-х классах на 2025/2026 учебный год являются следующие документы:
– Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897(с
последующими изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287)
–санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189(ред. от 24.11.2015),
зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
– Приказ Министерства Просвещения России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 08.05 2019 № 233 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
– письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
– письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки
России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях по совершенствованию
процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
– письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на
получение образования на родном языке»;
– письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 № 05-192
«О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
– Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О направлении информации»
(вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения
возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской
Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных
языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»).
Нормативным правовым актом образовательного учреждения, регламентирующим особенности
организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации
Стандарта является основная образовательная программа, разработанная на основе примерной
основной образовательной программы основного общего образования.
Учебный план основного общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей и учебных предметов по классам (годам обучения).
2025-2026 учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской
области начинается с 01.09.2025 г. и заканчивается 26.05.2026 г. Для 9 класса окончание
учебного года определяется в соответствии с расписанием государственной итоговой
аттестации.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29
часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часов, в 8 - 9 классах – 33 часа. Общее количество
часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов.
Структура учебного плана представлена инвариантной и вариативной частями. Инвариантная
часть предполагает реализацию федерального и регионального компонентов, что гарантирует
выпускникам овладение знаниями и умениями в соответствии с минимумом содержания
образования. Региональный компонент плана отражает региональное своеобразие природы,
истории, культуры и экономики края.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
- русский язык и литература (русский язык, литература);
-иностранные языки (иностранный язык);
- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, вероятность и статистика,
информатика);
- общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
- естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
- искусство (изобразительное искусство, музыка);
- технология (технология);
В Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с.
Свищёвки им.П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской области языком обучения
является Русский язык. Учебный план не предусматривает преподавание учебных предметов
«Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература»,
«Второй иностранный язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки»,
так как родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные
предметы.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся использовано на:
•
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
•
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
•
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано для увеличения
учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов на углубленном
уровне. Так, на предмет «География Пензенского края » в 8 классе 1 час; в 9 классе- 0,5 часа,
на предмет « История Пензенского края» в 9 классе-0,5 часа, на предмет «ОБЗР» в 6-7 классах
по 1 часу.
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, используется для введения
специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих потребности участников
образовательных отношений.
К ним относится учебные курсы «Мой компьютер», в 5- 6 классах отводится по1 часу в
неделю; «Функциональную грамотность» - по 1 часу в неделю в 5,7 классах; в 8 классе на
предмет «Черчение» - 1 час в неделю.
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с
календарным учебным графиком.
Все предметы учебного плана оцениваются по четвертям.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок
проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности
и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.
Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской области.
Освоение основной образовательной программы основного общего образования завершается
Государственной итоговой аттестацией в форме ОГЭ.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет.
Предметы, курсы
Классы Формы промежуточной аттестации
5–7-е
Диктант с грамматическим заданием, изложение
8–9-е
Контрольная работа, сочинение
5–6-е
Задания на основе анализа текста, сочинение
7–9-е
Контрольная работа, сочинение
Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский) 5–9-е
Контрольная работа
Математика
5–6-е
Контрольная работа
Алгебра
7–9-е
Контрольная работа
Геометрия
7–9-е
Контрольная работа
Вероятность и статистика
7–9-е
Тест
Информатика
7–9-е
Индивидуальный проект
5–8-е
Контрольная работа
История
9-й
Индивидуальный проект
8–9-е
Реферат
5–9-е
Контрольная работа
Физика
7–9-е
Контрольная работа, лабораторная работа
Химия
8–9-е
Контрольная работа, лабораторная работа
5–7-е
Контрольная работа
8–9-е
Контрольная работа, групповой проект
Изобразительное искусство
5–7-е
Разработка предметов живописи
Музыка
5–8-е
Тест, индивидуальный проект
Труд (технология)
5–9-е
Разработка изделий
Физическая культура
5–9-е
Сдача нормативов, тест
ОБЗР
6–9-е
Тест
История Пензенского края
9-й
Тест
География Пензенского края
8–9 -е
Тест
Функциональная грамотность
5,7-е
Комплексная работа
Мой компьютер
5 -6 - е
Тест
Черчение
8-й
Комплексная к/р
Обществознание
География
Биология
Учебный план (недельный) основного общего
образования для 5-9 классов
(пятидневная учебная неделя) с 01.09. 2026 года
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
класс класс класс класс
Всего
IX
класс
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика
5
5
–
–
–
10
Алгебра
–
–
3
3
3
9
Геометрия
–
–
2
2
2
6
Вероятность и
статистика
–
–
1
1
1
3
Информатика
–
–
1
1
1
3
История
3
3
3
2
2
13
Обществознание
–
-
-
1
1
2
География
1
1
2
2
2
8
Физика
–
–
2
2
3
7
Химия
–
–
–
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
8
Изобразительное
1
1
1
–
–
Музыка
1
1
1
1
–
3,5
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
1
8
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
2
10
Основы безопасности и
защиты Родины
Основы безопасности и
–
защиты Родины
–
–
1
1
2
28
30
31
32
148
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Итого
27
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
Математика и
информатика
Мой компьютер
Общественно-научные
предметы
География Пензенского
края
2
2
1
1
2
2
1
9
2
1
0,5
1,5
Технология
Функциональная
грамотность
ОБЗР
История Пензенского
края
Черчение
0,5
1
1
0,5
1
1
2
1
1
2
29
30
32
33
33
29
30
32
33
33
157
Всего часов
986
1020
1088
1122
1122
5338
Учебные недели
34
34
34
34
34
170
ОБЗР
Всего в неделю
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
Учебный план среднего общего образования
10-11 классов
Пояснительная записка
к учебному плану среднего общего образования для 10-11 класса
Нормативным основанием формирования учебного плана среднего общего образования
(далее – учебный план) для 10 -11 классов на 2025-2026 учебный год являются следующие
документы:
– Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413(с последующими изменениями);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» c обновлениями от 23.09.2022 г. и
ФОП СОО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г.
№ 371)
–санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189(ред. от 24.11.2015), зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г.,
регистрационный номер 19993);
– письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
– письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
– письмо Минобрнауки России от 21.01.2013 № 23/08 и № 9-01-39/05-ВМ «Об
использовании ресурсов музеев в образовательной деятельности, в том числе в рамках
внеурочной деятельности»;
- письмо Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры
работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации
(методические рекомендации)»;
- письмо Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании
антикоррупционного мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
- Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду
и обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540);
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 29.12.2016) «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебный план является нормативным правовым актом, его разработка и утверждение
осуществляется в порядке, определенном Уставом организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС СОО,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и учебных
предметов по классам (годам обучения).
Пункт 18.3.1.ФГОС СОО устанавливает не только обязательные предметные области, но и
обязательные предметы, которые отражены в учебном плане.
При разработке учебного плана учтено требование п.15 ФГОС СОО о выделении в ООП
СОО обязательной части (60%) и части, формируемой участниками образовательных
отношений (40%).
Учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе с. Свищёвки им.П.И. Мацыгина Белинского района
Пензенской области начинается 01.09.2025 года и заканчивается 26.05.2026года
Продолжительность учебного года в 10-11 классах составляет 34 учебные недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в
10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана
определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий,
обеспечивающих различные интересы обучающихся. К ним относится учебные курсы:
«Государства на карте мира», «Химия в расчетных и экспериментальных задачах», «Труд
(технология)» в 10-11 классах отведено по 1 часу в неделю;
«Подготовка к сочинению» в 11 классе 1 час.
В МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской
области языком обучения является русский язык.
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания(четвертное оценивание) или всего объема
учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы учебного плана оцениваются по полугодиям. Промежуточная
аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок
проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской
области».
Освоение основной образовательной программы среднего общего образования
завершается Государственной итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего
образования составляет 2 года
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
с углубленным изучением предметов
«Алгебра и начала математического анализа», «Биология»
Предметная область
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественнонаучные предметы
Естественно-научные
предметы
Физическая культура
и основы
безопасности
жизнедеятельности
-----
Учебный предмет
Уровень
Обязательная часть
Русский язык
Б
Литература
Б
Иностранный язык
Б
Алгебра и начала
У
математического
анализа
Геометрия
Б
Вероятность и
Б
статистика
Информатика
Б
История
Б
Обществознание
Б
География
Б
Физика
Б
Химия
Б
Биология
У
Физическая культура
Б
Основы безопасности
Б
и защиты Родины
Индивидуальный
проект
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русский язык и
Подготовка к
литература
сочинению
ОбщественноГосударства на карте
научные предметы
мира
Естественно-научные Химия в расчетных и
предметы
экспериментальных
задачах
Технология
Труд (Технология)
ИТОГО недельная
нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
Количество
часов в неделю
10
11
2
3
3
4
2
3
3
4
2
1
2
1
1
2
2
1
2
1
3
2
1
1
2
2
1
2
1
3
2
1
1
0
31
3
30
4
1
1
1
1
1
1
34
1
34
34
1156
34
1156
Курсы внеурочной деятельности 5-11 классы
Время, отведенное на внеурочную деятельность и дополнительное
образование не учитывается при определении максимально допустимой
недельной учебной нагрузки обучающихся
Классы
Всего
Разговоры о важном
5-7
1
Разговоры о важном
8-11
1
Россия – мои горизонты
1
Билет в будущее
6-11
6-9
ОБЗР
4-5
1
«Точка роста. Удивительная химия»
4-5
«Точка роста. Познавательная биология»
6-7
1
Легкая атлетика/лыжи
5-7
1
Дартс /стрельба
7-9
1
Теннис/шахматы
10-11
1
Медиацентр
8 - 10
1
Итого на реализацию курсов внеурочной
деятельности
1
1
11
ДОП «Точка роста. Занимательная физика»
7-9
1
ДОП « В мире танца»
7-8
1
ДОП « Юный краевед»
7-9
1
8-11
1
ДОП «Волейбол»
Всего
4