МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования Белинского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ.
на педагогическом совете
Директор МОУ СОШ
МОУ СОШ с. Свищёвки
с. Свищёвки им.П.И Мацыгина
им.П.И. Мацыгина
__________ Парфёнова О.В.
Белинского района
Приказ № 120 от 30.08.2023
Протокол №1 от.28.08.2023 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Школьный медиацентр»
с. Свищёвка 2023 год
Пояснительнаязаписка
Основная характеристика курса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр»
разработана всоответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «ОбобразованиивРоссийской Федерации».
Программа данного курса разработана для занятий с обучающимися 7- 11-ых
классов во второйполовине дня в соответствии на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом
современных мировых требований, и традиций российского образования.
Рабочаяпрограмма разработана в соответствии с Положением о рабочих программах
курсов внеурочнойдеятельности.
Программа внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» представляет
собой комплексмероприятий, направленных на развитие у учащихся медиакультуры и
ключевых информационных ителекоммуникационных компетентностей современного
общества.
Учащиеся
получат
возможностьпознакомитьсяипоработатьсразличнымивидамиинформации,представлен
нымивразныхформатах. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает
непрерывность обучения ивозможность привлеченияучащихсяразныхклассови
возрастов.
Актуальностьданногокурсазаключаетсявследующем:21век–
векинформационныхтехнологий, компьютеризации, внедрения гаджетов во все сферы
деятельности человека. Средствамассовой информации стремительно переходят на
цифровые платформы. Это позволяет передатьнеобходимую информацию большому
количеству читателей (слушателей) в значительно небольшойпромежуток времени.
Учащиеся-подростки являются основным каналом получения информации
изэлектронных СМИ. Задача школы – не только научить подростка вычленять из
любого источникаинформации ту, которая будет для него полезна и актуальна, но и
научить самому создавать то, чтобудет полезно ему и окружающим. Специфика
информационно
–
коммуникационных
технологийтребуетнепосредственногоучастиядетейвсоздании,обработкеипередачеинф
ормации.Детивосприимчивыкнововведениямиобладаютболеевысокимуровнемзнанийи
уменийвиспользовании интернет-технологий. Работа в школьном медиацентре
позволит
учащимся
развитьсвоинавыкивсфережурналистики,попробоватьсебявролиоператора,журналиста,
корреспондента, ведущего и сценариста. Работа над страничкой школы в социальных
сетях позволитсконцентрировать в одном месте полезную, актуальную, необходимую
информацию для учащихся иучителейшколы.
Перспективностькурса«Школьныймедиацентр»заключается,вопервых,впрофориентационной направленности, учащиеся смогут попробовать себя в
сфере журналистики.Во-вторых, каждый ученик, решивший посещать данный курс,
сможет
ежегодно
совершенствоватьсвоинавыки,развиватьшкольнуюстраничкунезависимоотвозрастаикл
асса.Втретьих,вмедиацентрепредполагаетсянаставничествостаршихтоварищейдляобученияре
бятмладшеговозраста,что такженемаловажно для развитияподростка.
ЦЕЛИДАННОГОКУРСА:
Созданиеиразвитиеединогоинформационногопространствашколы;
Созданиеусловийдляразвитиятворческогопотенциалашкольников.
Курс«Школьныймедиацентр»ставитпередсобойследующиезадачи:
Организоватьдеятельностьшкольногомедиацентраодногоизинструментоввоспитательноговоздействиядляуспешной
социализацииобучающихся;
Развиватьречевыенавыкиобучающихся;
Развиватьнавыкиработысинформацией(сбор,систематизация,хранение,использов
ание);
Привитьдетямиподросткаминтересктакимпрофессиямкакжурналист,корреспонде
нт,
дизайнер,корректор,атакжефоторепортёр,видеооператор,режиссёр,
режиссёрмонтажаидр.
Обучатьдетейумениювыражатьсвоимысличёткоиграмотно,ответственнои
критическианализировать содержаниесообщений.
Создатьживую,активноработающуюинформационнуюсреду;
Воспитыватьчувствоколлективизма,взаимопомощиивзаимовыручки;
Научитьдетейработатьвгруппе,обсуждатьразличныевопросы,приходитьккомпром
иссу;
Научитьстарших
участниковмедиацентрапомогатьмладшим,обучатьихтому,чемуужеонинауч
ились.
Формы занятий, которые будут использованы для реализации данного курса:
лекционное словоучителя;
эвристическаябеседа;
индивидуальнаяработа;
работавпарах;
работавгруппах;
коллективнаяработа;
работасразличнымиисточникамиинформации;
созданиепроблемнойситуации;
мозговойштурм;
написаниеиредактированиесобственныхтекстов;
публичноевыступление;
творческие проекты;
круглые столы;
тренинги «Берем интервью»;
конкурс видеороликов;
мастер-классы, дискуссии для юных журналистов;
контрольные: прием видеороликов и другой медиапродукции.
созданиеконтентавсоциальныхсетях (картинки,видеоролики,репортажиидр.).
Методыобучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый;
Исследовательский;
Словесно-наглядный;
Практический.
Программапокурсу«Школьныймедиацентр»составленана34часавгод(1часвнеделю)всоо
тветствиисучебнымпланомшколы, рассчитанана1 год.
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Личностныерезультаты:
эмоциональность;умениеосознаватьиопределять(называть)своиэмоции;
эмпатия
–умение
осознаватьи
определять
эмоции
другихлюдей;
сочувствоватьдругимлюдям,сопереживать;
чувствопрекрасного–
умениечувствоватькрасотуивыразительностьречи,стремитьсяксовершенствованиюсо
бственной речи;
интерескписьму,ксозданиюсобственныхтекстов,кписьменнойформеобщения;
широкиепознавательныеинтересы,инициативаилюбознательность,мотивыпознанияи
творчества;готовностьиспособностьучащихсяксаморазвитиюиреализациитворческог
опотенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития
их образного,алгоритмическогои логического мышления;
готовностьксамостоятельнымпоступкамидействиям,принятиюответственностизаихр
езультаты;
готовностькосуществлениюиндивидуальнойиколлективнойинформационнойдеятельн
ости;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет
умений ее анализа икритичного оценивания; ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этическихаспектовеераспространения;
развитиечувстваличнойответственностизакачествоокружающейинформационнойсред
ы.
2. Метапредметные результатыРегулятивные:
владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающимицелеполаганиекакпостановкуучебнойзадачинаосновесоотнесеният
ого,чтоужеизвестно,итого,что требуетсяустановить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечногорезультата,разбиениезадачинаподзадачи,разработкапоследовательностии
структурыдействий,необходимых длядостижения
целиприпомощификсированногонаборасредств;
прогнозирование–предвосхищениерезультата;
контроль–
интерпретацияполученногорезультата,егосоотнесениесимеющимисяданнымисце
льюустановления соответствияилинесоответствия(обнаружения ошибки);
коррекция–внесениенеобходимых
дополненийикоррективвпландействийвслучаеобнаруженияошибки;
владениеосновнымиуниверсальнымиумениямиинформационногохарактера:по
становкаиформулированиепроблемы;структурирование ивизуализация
информации;
выборнаиболееэффективных
способоврешениязадачвзависимостиотконкретныхусловий;
самостоятельноесозданиеалгоритмовдеятельностиприрешениипроблемтвор
ческогоипоисковогохарактера;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками ивзрослыми: умение правильно, четко и однозначно
сформулировать мысль в понятнойсобеседникуформе;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с
помощью средствИКТ;
Познавательные:
умениесоздаватьтекстыдляпостоввсоциальныхсетях вразличныхжанрах истилях;
умениесоздаватьсценарииквидеорепортажам,сниматьимонтироватьвидеоролики;
умениепроектироватьсвоюдеятельностьврамках медиацентра;
умениеиспользоватьготовыеприкладныекомпьютерныепрограммыисервисы.
Коммуникативные:
учитыватьразныемненияистремлениеккоординацииразличныхпозицийвсотрудничест
ве;
уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение, координировать
его с позициямипартнеровпри выработкеобщегорешения
всовместнойдеятельности.
формироватьнавыкиколлективнойиорганизаторскойдеятельности;
наблюдатьиописыватьпроявлениябогатствавнутреннегомирачеловекавегосозида
тельнойдеятельностинаблагосемьи, винтересахшколыи
развитияличностировесников.
Формыиметодыорганизацииобразовательногопроцесса
Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме
творческихработ,индивидуальныхзаданий,творческихвстреч.
Приработенадтеоретическимматериаломпредпочтениеотдаѐтсяосновополагающ
импонятиямжурналистики.Освоениетеоретическогоматериалапроводитсявформелек
цийипоследующего обсуждения темы. В ходе занятий обучающиеся овладевают
техникой постановкивопросов,что очень важно дляуспешной работы.
Практическаяработаисозданиесобственныхматериаловобеспечатучащимсяпроч
ноеусвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В
процессе занятий ребятаготовят материалы в различных газетных, телевизионных и
радийных
жанрах,
самостоятельноделаютправкуавторскоготекста,участвуютвконкурсах,«круглыхстола
х»,семинарах–дискуссиях,вмастер–классах.
Видыконтролязаформированиемуменийучащихся:
Начальный:Собеседование.Определяютсяинтересыребенка,проводитсяпроверказнани
й,уменийи навыковприпомощи разработанныхк программевопросовит. д.
Промежуточныйконтроль:Ведетсясовместноспедагогомобсуждениеработынаданномэ
тапе.Проводитсявформепроверкитеоретическихзнаний вформеопроса,
творческихработ.
Итоговый контроль: Проводится в конце года в форме выпуска газеты,
телепрограммы,
с
целью,определенияуровня
освоения
полученныхзнанийсодержания
программы,уровня
достиженияожидаемыхрезультатов.Проверказнаний,уменийинавыковотслеживается
поожидаемымрезультатамнакаждыйгодобучения.Спомощьюпредусмотренныхпрогр
аммойитоговыхдиагностик.
СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
Вводное занятие. История журналистики России. (1 ч). Знакомство с понятиями
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
«СМИ», «МЕДИАЦЕНТР», основами
ведениястраничкишколывсоциальнойсетиВКонтакте.Распределениеобязанностейи
ролейучастниковмедиацентра.
Источникиинформации.
Программы
обработки
фото-видео
файлов(6ч).Знакомствоспонятием«источникинформации».Анализисточников
средств массовой информации. Знакомство с правовыми документами о
соблюденииавторскихправ.
Обзорпрограммдлясозданияконтента(2ч).Обзорбесплатныхверсийпрограммдляс
озданиякартинок,плакатов, видеороликов идр.
Разработка контент-плана. Разработка школьного МЕДИА-центра (4 ч).
Анализ
контент-плана
школьных
СМИ
с
целью
выявленияплюсовиминусоворганизацииинтернетпространства.Определениесвоеговектораработымедиацентра.
Разработка
постоянных
рубрик
для
социальных
сетей,
обоснование
необходимостииполезностикаждойизрубрик дляучащихся и педагоговшколы.
Созданиесвоихисточниковинформации.
Основы
оформительской
работы(11ч).Записьвыпусковновостей.Новостныесюжеты.Критерииотборановосте
й.Вёрсткановостноговыпуска.«Классический»,«домашний»,
«публицистический»стильновостей.Репортажи.Целииособенности.Активноеслуша
ние.Коммуникативныетехники.Подготовкавопросовдляинтервью.Требованияквопр
осу.Взаимодействиежурналиста и операторапри съёмкерепортажа.
Жанровое разнообразие СМИ (3 ч). Апробация своих навыков в написании
текстов
постовразличныхжанровиразличнойтематики.Регулярноепополнениетекстовдляпос
тоянныхрубрикшкольной странички.
ОтборвидеоконтентавИнтернете(4ч).Просмотрфильмовивидеоматериаловдляпос
тоянныхрубрик. Обсуждениепросмотренного на«кругломстоле».
Подведение итогов работы медиацентра за год (3 ч). Анализ просмотров и
охватов страничкишколы, выявление удачных и неудачных моментов работы
медиацентра
в
конкретном
учебномгоду.Созданиепланаработы
медиацентранаследующийучебный год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34ч.)
№
п/
п
Тема
1. Вводное
занятие.
История
журналистики
России. (1 ч)
2. Источники
информации.
Программы
обработки
фото-видео
файлов(6 ч)
3.
Обзор
программ для
создания
контента (2 ч).
4.
Разработка
контент-плана.
Разработка
школьного
МЕДИАцентра (4 ч).
Кол-во
Кол-во
часов
часов
(теория (практика
)
)
Виды деятельности
учащихся на
занятии
ЭОР,ЦОР
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok
.ru/
1
Диалоговая форма
работы, лекционное
слово учителя, работа
в парах.
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok
.ru/
3
Конспектирование
лекции учителя,
работа в группах,
эвристическая
беседа.
Работа с гаджетами
по изучению
программ,
помогающих
организовать
работушкольного
медиацентра
Диалоговая форма
работы, мозговой
штурм,
эвристическаябеседа,
работа в
группе,индивидуальн
ая работа
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok
.ru/
1
2
3
1
2
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
5. Создание своих
источников
информации.
Основы
оформительско
й работы (11
ч.)
6.
Жанровое
разнообразие
СМИ (3 ч).
4
1
7
2
7.
Отбор
видеоконтента
в Интернете (4
ч).
8. Подведение
итогов работы
медиацентра за
год (3 ч).
2
1,5
2
1,5
Создание сценариев
для видеороликов,
запись и монтаж
репортажей
Конспектирование
лекции учителя,
«мозговой штурм»,
работа в группе
Лекционное слово
учителя, апробация
своих навыков в
написании текстов
постов различных
жанров и различной
тематики.
Эвристическая
беседа, «мозговой
штурм», работа в
группе
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok
.ru/
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok
.ru/
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok
.ru/
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok
.ru/
Условия реализации программы: в программу принимаются дети в возрасте 11-17
лет, проявляющие интерес к журналистике, информатике, фотографированию.
Необходимо наличие желания познавать новое, быть все время в курсе всех новостей,
коммуникабельными.
Наличие отдельного кабинета, наличие ПК с установленными программами
MovaviPhotoEditor, PictureManager, Paint.Netи др.,
видео- и фотоаппаратуры,
видеоматериалов, обучающих роликов.
Для эффективного освоения технических приёмов, работы с графическими
редакторами и программами по обработке видео и звука на занятиях проводятся
индивидуальные и групповые упражнения, в парах, тройках и микрогруппах. Особое
внимание здесь уделяется ребятам, которые «на ты» с компьютером. Индивидуальноориентированный подход применяется для пишущих ребят или выступающих в роли
ведущих, интервьюеров, с которыми необходим детальный анализ их ошибок и успехов.
Практические работы и задания призваны облегчить и ускорить овладение
основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надёжности.
Существенное место занимают игры и творческие проекты. В них заключены
богатые возможности для формирования норм коллективного поведения, воспитанники
учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих
товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать
деятельность других в интересах объединения.
Игры, соревнования, занятия объединяют подростков, у них воспитывается
дисциплинированность, ответственность перед коллективом, формируется культура
поведения и общения, приобретается опыт коллективного взаимодействия, развивается
самостоятельность в принятии решений, воля и терпение, появляется осознанное желание
вести активный образ жизни.
Для определения результативности обучающихся по программе педагогом
проводится мониторинг: отслеживается теоретический уровень подготовки обучающихся
по основным разделам программы; уровень личностного развития, активное участие
обучающихся в играх, проектах. Педагог использует различные способы диагностики:
наблюдение, собеседование, тестирование, выставки и т.д.
Формы аттестации/контроля: в ходе реализации программы оценка ее
эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля.
Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование,
зачётные задания и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форметестирования,
публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых заданий.
Промежуточный контрольдля определения результативности обучающихся
педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.
Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы
в форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения
засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов,
подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и
международных конкурсов.
ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ):
1. Тест «Речевая грамотность» - https://gramotei.online/demo/run. Позволяет
проверить знания по пунктуации и орфографии в форме онлайн-тестирования.
Справившиеся с этим заданием проходят собеседование с педагогом на наличие
речевых ошибок.
Оценивание каждого критериия по 12 бальной шкале:
1-6 баллов - оценка «3»;
6-10 баллов - оценка «4»;
11-12 баллов - оценка «5».
Общий результат:
1-30 – оценка «3»;
30-50 - оценка «4»;
50-60 – оценка «5».
ФИ уч-ся
Критерии
Балл
Грамотность
Объем информации
Умение излагать свои
мысли
Связь с современностью
Знание особенностей
Публицистического
стиля
Учитель
2. Критерии контрольного задания: «Репортаж», «Новостной пост»
Объект оценивания: авторский текст в жанре репортажа и новостной статьи,
ролика.
Требования к объекту оценивания:
1. Тема задается учителем.
2. Наличие заголовка текста, соответствующего теме репортажа.
3. Указание автора текста.
4. Отсутствие речевых и грамматических ошибок в тексте.
5. Объём текста: 1-2 печатных листа, 14 кегль, интервал 1,5, шрифт
TimesNewRoman
Критерии оценки
1. Критерии авторства
1.1.Наличие авторской позиции
(авторского мнения, отношения к
описываемому событию, явлению).
1.2. Применение средств
предъявления авторской позиции,
адекватных жанру репортажа:
прямое высказывание отношения
(критика, одобрение, комментарии
и др.); выделение наиболее
значимых с точки зрения автора
эпизодов; эмоционально окрашенный стиль текста и др.
2. Критерии соответствия жанру
2.1. «Композиция репортажа».
Показатели
Количество читателей репортажа, которые
одинаково формулируют содержание авторской
позиции (авторского мнения, отношения):
- более 90 % – 10 баллов;
- от 50 до 90 % – 7 баллов;
- от 20 до 50 % – 4 балла;
- менее 20 % – 2 балла;
все читатели затрудняются выделить
авторскую позицию – 0 баллов.
Количество использованных средств:
- 2 и более – 10 баллов;
- 1 средство – 7 баллов;
- Отсутствие средств – 0 баллов.
Соблюдение
требований
к
композиции;
последовательность изложения:
- все требования соблюдены репортажа,
события переданы последовательно – 10 баллов;
- одно требование не соблюдается, события
переданы последовательно – 7 баллов;
2.2.Применение
средств,
создающих «эффект присутствия»:
свидетельство очевидцев, прямая
речь, диалоги, обращение к
деталям описания, эмоциональное
состояние автора.
2.3.Достоверность
информации:
отсутствие ошибок в используемых
названиях, фамилиях, правильная
передача слов участников события,
правдивое описание действия и др.
- все требования соблюдены, хронология
событий нарушена – 5 баллов;
- одно требование не соблюдается, хронология
событий нарушена – 2 балла;
- требования нарушены, последовательность
событий отсутствует – 0 баллов.
Количество
использованных
средств,
создающих «эффект присутствия»:
- три и более – 10 баллов;
- два – 7 баллов;
- одно – 5 баллов;
- средства не использованы – 0 баллов.
Количество ошибок:
- ошибок нет – 10 баллов;
- одна ошибка, обнаруженная редактором в ходе
подготовки материала к печати – 5 баллов;
- на материал подана рекламация, информация
рекламации подтвердилась – 0 баллов.
3. Требования к презентации в PowerPoint
№
1.
Критерии
Основные
слайды
презентаци
и
Требования
Структура презентации:
1-ый слайд – титульный лист –
тема, автор, логотип;
2-ой слайд – сведения об
авторе;
3-ий слайд – содержание
презентации
с
кнопками
навигации;
в конце – список используемых
источников
завершающий
слайд
–
повторение
контактной
информации об авторе.
2.
Виды
слайдов
Для обеспечения наглядности
следует использовать разные
способы
размещения
информации и разные виды
слайдов:
Примечания
На 2-ом слайде размещается
фотография автора, информация о
нём и контактная информация.
Кнопки навигации нужны для
быстроты перемещения внутри
презентации – к любому слайду
можно добраться в 2 щелчка.
Соблюдайте основные правила
цитирования и авторские права!!!
(обязательно
указание
первоисточников
материалов:
откуда взяли иллюстрации, звуки,
тексты, ссылки; кроме интернетссылок, указываются и печатные
издания)
3.
4.
5.
с текстом
с иллюстрациями;
с таблицами;
с диаграммами;
с анимацией
Шрифт
Текст должен быть хорошо
виден.
Размер шрифта должен быть
максимально
крупным
на
слайде! Самый «мелкий» для
презентации – шрифт 24 пт
(для текста) и 40 пт (для
заголовков).
ЛучшеиспользоватьшрифтыAr
ial, Verdana, Tahoma, Comic
Sans MS
Интервал между строк –
полуторный.
подготовке
текста
Содержание При
информации презентации в обязательном
порядке должны соблюдаться
общепринятые
правила
орфографии,
пунктуации,
стилистики
и
правила
оформления текста (отсутствие
точки в заголовках и т.д.), а
также могут использоваться
общепринятые сокращения.
Форма
представления
информации
должна
соответствовать
уровню
знаний аудитории слушателей,
для которых демонстрируется
презентация.
Объем
Недопустимо заполнять один
информации слайд слишком большим
объемом
информации:
единовременно
человеку
трудно запомнить более трех
фактов,
выводов
или
определений.
Наибольшая
эффективность
передачи
содержания
Желательно
устанавливать
ЕДИНЫЙ СТИЛЬ шрифта для всей
презентации.
В
презентациях
точка
заголовках ставится.
в
Размещать много мелкого текста на
слайде недопустимо!
Существует мнение, что на слайде
должно быть размещено не более
290 знаков (включая пробелы).
6.
7.
8.
9.
достигается, когда ключевые
пункты
отображаются
по
одному на каждом отдельном
слайде.
Следует наглядно размещать
Способы
информацию:
применять
выделения
границы,
заливку,
информации рамки,
разные
цвета
шрифтов,
штриховку, стрелки.
Если хотите привлечь особое
внимание,
используйте
рисунки, диаграммы, схемы,
таблицы, выделяйте опорные
слова.
Использова Списки из большого числа
ние списков пунктов не приветствуются.
Лучше использовать списки по
3-7 пунктов. Большие списки и
таблицы разбивать на 2 слайда.
Воздействие Важно грамотное сочетание
цвета в презентации!
цвета
На
одном
слайде
рекомендуется использовать не
более трех цветов: один для
фона, один для заголовков,
один для текста.
Для фона и текста используйте
контрастные цвета.
Учитывайте, что цвет влияет
на
восприятие
различных
групп слушателей по-разному
(дети,
взрослые,
деловые
партнеры,
участники
конференции и т.д.).
Для фона выбирайте более
Цвет фона
холодные
тона
(предпочтительнее)
или
светлый
фон
и
темные
надписи.
Пёстрый фон не применять.
10. Размещение В
презентации
Важно не нарушать чувства меры:
не перегружать слайды, но в то же
время и не размещать сплошной
текст.
Цвет
может
увеличить
или
уменьшить кажущиеся размеры
объектов.
Обратите внимание на цвет
гиперссылок
(до
и
после
использования).
Текст должен быть хорошо виден
на любом экране!
Не забывайте, что презентация
отображается по-разному на экране
монитора
и
через
проектор
(цветовая гамма через проектор
искажается,
будет
выглядеть
темнее и менее контрастно)
размещать Для уменьшения объема самой
оптимизированные
изображений только
(уменьшенные) изображения.
и
фотографий Картинка должна иметь размер
не более 1024*768
Иллюстрации располагаются
на слайдах так, чтобы слева,
справа, сверху, снизу от края
слайда оставались неширокие
свободные поля.
Перед
демонстрацией
ОБЯЗАТЕЛЬНО
проверять,
насколько
четко
просматриваются
изображения.
11. Анимацион
ные
эффекты
презентации
рекомендуется
соблюдать правила:
оптимизировать
объем
изображений (для уменьшения
«веса»
картинки
можно
использовать
MicrosoftOfficePictureManager);
вставлять картинки, используя
специальные поля PowerPoint, а не
просто
перетаскивать
их
в
презентацию;
обрезать картинку лучше в
специализированной
программе
(Photoshop или др.), а не
непосредственно
средствами
PowerPoint
Как
правило,
картинка
(не
фотография) весит меньше в
формате gif / png,нежели в jpg и т.д.
Плохойсчитается
презентация,
которая:
долго загружается и имеет
большой размер,
когда фотографии и картинки
растянуты и имеют нечеткие
изображения!
Помните,
что
анимированные
картинки не должны отвлекать
внимание от содержания!
В
информационных
слайдах
анимация объектов допускается
только в случае, если это
необходимо
для
отражения
изменений и если очередность
появления
анимированных
объектов соответствует структуре
презентации и теме выступления.
Анимация не должна быть
навязчивой!
Не
допускается
использование
побуквенной
анимации и вращения, а также
использование
более
3-х
анимационных эффектов на
одном слайде.
Не рекомендуется применять
эффекты
анимации
к Исключения
составляют
заголовкам, особенно такие, специально
созданные,
как «Вращение», «Спираль» и динамические презентации.
12. Звук
т.п.
При использовании анимации
следует помнить о
недопустимости пересечения
вновь появляющегося объекта
с элементами уже
присутствующих объектов на
экране.
Не допускается
сопровождение появления
текста звуковыми эффектами
из стандартного набора звуков
PowerPoint.
Музыка
должна
быть
ненавязчивая, а её выбор
оправдан!
Звуковое сопровождение слайдов
подбирайте
с
осторожностью,
только там, где это действительно
необходимо.
Того же правила придерживайтесь
при использовании анимационных
эффектов.
Для
лучшего
восприятия
старайтесь
придерживаться
ЕДИНОГО
ФОРМАТА
СЛАЙДОВ (одинаковый тип
шрифта, сходная цветовая
гамма).
Недопустимо использование в
одной презентации разных
шаблонов оформления!
Сохранение Сохранять презентацию лучше Тогда в одном файле окажутся ВСЕ
«Демонстрация приложения
(музыка,
ссылки,
презентаций как
PowerPoint». С расширением текстовые документы и.т.д.)
.pps
13. Единство
стиля
4. Итоговая аттестация
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
• демонстрации видеофильма;
• диалога исторических или литературных персонажей;
• игры с залом;
• инсценировки реального или вымышленного исторического события;
• пресс-конференции;
• видеопутешествия или видеоэссе;
• рекламы;
• ролевой игры;
• интервью;
• телепередачи;
• фоторепортаж;
• виртуальной экскурсии.
Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям.
Критерии оценки содержания и защиты проекта
Критерии
оценки проекта
Содержание
оценки
критерия Кол-во Самооценка Оценка
баллов
руководителя
проекта
Актуальность
поставленной
проблемы
Насколько работа
интересна в
практическом или
теоретическом плане?
От
0
до 1
Насколько работа
является новой?
Обращается ли автор к
проблеме, для
комплексного решения
которой нет готовых
ответов?
От
0
до 1
Верно ли определил От
0
автор
актуальность до 1
работы?
Верно ли определены От
0
цели, задачи работы?
до 2
Теоретическая
или
практическая
ценность
Результаты исследования От
0
доведены
до
идеи до 2
(потенциальной
возможности)
применения на практике.
Проделанная
работа От
0
решает или детально до 2
прорабатывает
на
материале проблемные
теоретические вопросы в
определенной
научной
области
Автор в работе указал От
0
теоретическую
и/или до 1
практическую
значимость
Методы
исследования
Целесообразность
применяемых методов
1
Соблюдение технологии 1
использования методов
Качество
содержания
проектной
работы
Качество
продукта
проекта
(презентации,
сайта,
информационного
диска)
Выводы работы
соответствуют
поставленным целям
2
Оригинальность,
неповторимость проекта
2
В проекте есть
разделение на части,
компоненты, в каждом из
которых освещается
отдельная сторона
работы
1
Есть ли
исследовательский
аспект в работе
2
Есть ли у работы
перспектива развития
1
Интересная форма
представления, но в
рамках делового стиля
От
0
до 2
Логичность,
последовательность
слайдов, фотографий и
т.д.
От
0
до 2
Форма материала
соответствует задумке
1
Компетентность
участника
при
защите работы
Текст легко
воспринимается
1
Отсутствие
грамматических ошибок,
стиль речи
1
Четкие представления о
целях работы, о
направлениях ее
развития, критическая
оценка работы и
полученных результатов
От
0
до 2
Докладчик изъясняется
ясно, четко, понятно,
умеет заинтересовать
аудиторию, обращает
внимание на главные
моменты в работе
От
0
до 2
Докладчик опирается на
краткие тезисы, выводы,
и распространяет,
объясняет их аудитории.
От
0
до 2
Докладчик выдержал
временные рамки
выступления и успел
раскрыть основную суть
работы.
От
0
до 2
Докладчик смог
От
0
аргументировано
до 2
ответить на заданные
вопросы либо определить
возможные пути поиска
ответа на вопрос
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методические материалы
Электронные учебники и электронные учебные пособия
Методическая литература
ПрограммыMovavi Photo Editor, Picture Manager, Paint.Net идр.
Учебно-наглядные пособия
Инструкции по технике безопасности
Таблицы, схемы, фотоматериалы
Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации,
видеоролики
Помещения и оборудование
Количество, шт.
Кабинет
1
Компьютер
По возможности компьютерный класс
Стул
16
Стол
8
Ноутбук
1
Мультимедийный проектор
1
Видеокамера
1
Колонки
1
Фотокамера
1
Программа базируется на следующих концептуальных основах:
1. Включение в воспитательный процесс всех сфер личности:интеллектуальной
(сознательное усвоение подростком общественных нормповедения); действеннопрактической (вовлечение в общественно полезнуюдеятельность); эмоциональной
(отношение с окружающими).
2. Единство и взаимодополняемость педагогических и психологическихметодов.
3. Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностейи
интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинствоподростков, опора на
положительное в его личности.
4. Комплексный и системный подход к диагностике.
5. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является
практическое занятие. Эффективность занятия во многом зависит от того, какие методы
организации деятельности учащихся будут применяться. Широко используются
фронтальный, групповой, поточный методы, метод индивидуальных заданий.
Фронтальный метод наиболее эффективен, так как упражнения выполняются
учащимися одновременно. Он может применяться во всех частях занятия при
совершенствовании и повторении пройденного материала, при обучении новому
материалу.
Групповой метод применяется при отработке навыков работы с компьютерными
программами, практическими заданиями. Разбивка на группы и выполнение различных
заданий требуют подготовки актива учеников. Групповой метод позволяет
контролировать занимающихся и вносить необходимые коррективы, направлять
внимание на группу, выполняющую более сложные задания, либо на менее
подготовленную группу.
Применение группового метода целесообразно при ограниченном месте занятий,
когда одна или несколько групп выполняют отработку умений за компьютером, а другие
группы учеников занимаются составлением сценария, текста.
Поточный метод предусматривает поочередное выполнение учащимися
упражнений. Применение этого метода в сочетании с разделением на группы позволит
повысить плотность занятий и их интенсивность.
Метод индивидуальных занятий заключается в том, что занимающиеся получают
задания и самостоятельно выполняют их. Он может сочетаться с другими методами,
дополнять их.
Помимо занятий в образовательном учреждении в ходе образовательного процесса
также применяются такие формы организации деятельности учащихся как экскурсии,
различные виды лекций в специализированных компьютерных центрах, встречи с
интересными людьми.
Основной формой учебно-воспитательного процесса являются практические
занятия.
Список литературы
1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М., 1993,- 200с.
2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
3. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер,
2002
4. КишикА.Н. AdobePhotoshop 7.0. Эффективный самоучитель
5. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema,
video.
— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
6. Бурдье.П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика
культуры, 2002 - 160 с.
7. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации «История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной
журналистики». Шахты, 2014.
Электронные ресурсы:
Основы журналистики в школе http://kovgantv.ru/index.php/skachat
https://educont.ru/login
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
Метод проекта. (Определение).
http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-3.html
Метод проектов в обучении языку. (Основные виды. Этапы работы.)
http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
Что такое журналистика? (определение).
http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
Журналистика.
http://www.al-dedov.narod.ru/index.htm
Что такое журналистика? Учебное пособие для старшеклассников.
http://www.al-dedov.narod.ru/proryv/chto.htm
Пособие для начинающих журналистов.
http://www.al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ч.)
Виды
№
деятельности
Тема
ЭОР, ЦОР
п/п
учащихся на
занятии
Диалоговая форма https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
Вводное занятие.
работы,
История
1.
1
лекционное слово
журналистики
учителя, работа в
России
парах.
Источники информации. Программы обработки фото- и видеофайлов (6 ч)
Знакомство с
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
понятием
Конспектирование
«источник
лекции учителя,
2. информации».
1
1
работа в группах,
Программы
эвристическая
обработки
беседа.
видеофайлов
Анализ источников
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
средств массовой
информации.Сбор и
Конспектирование
3.
обработка
1
1
лекции учителя,
информации о
работа в группах
прошедшем
мероприятии
Знакомство с
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
правовыми
Диалоговая форма
документами о
работы, работа с
4.
соблюдении
1
1
правовыми
авторских прав.
документами
Видеомонтаж,
аудиомонтаж и их
Кол-во
Кол-во
часов
часов
(теория) (практика)
особенности
Обзор программ для создания контента (2 ч).
Работа с
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
гаджетами по
Обзор бесплатных
изучению
версий программ
программ,
5.
для создания
1
1
помогающих
картинок, плакатов,
организовать
видеороликов и др.
работу школьного
медиацентра
Разработка контент-плана. Разработка школьного МЕДИА-центра (4 ч).
Анализ контентАнализ школьных https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
плана школьных
страниц
СМИ с целью
ВКонтакте,
выявления плюсов и
обобщение,
6.
1
1
минусов
систематизации и
организации
представление
интернетполученных
пространства.
данных
Диалоговая форма https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
работы, мозговой
Разработка
штурм,
постоянных рубрик
эвристическая
7.
1
1
для школьной
беседа, работа в
страницы.
группе,
индивидуальная
работа
Создание своих источников информации. Основы оформительской работы (11 ч.)
Критерии отбора
Конспектирование https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
новостей.
лекции учителя,
8. «Классический»,
1
1
«мозговой
«домашний»,
штурм», работа в
«публицистический»
группе
стиль новостей.
Создание видеороликов
Подготовка
вопросов для
интервью.
Требования к
вопросу.
Взаимодействие
9.
журналиста и
оператора при
съёмке репортажа.
Создание аудизаписей. Интервью:
секреты и техники
Репортажи. Вёрстка
нового выпуска.
Подготовка к
выпуску
видеороликов о
10.
прошедших
мероприятиях.
Обработка
результатов
интервью
Запись выпусков
новостей. Выпуск
11. видеороликов о
прошедших
мероприятиях
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
1
2
Конспектирование
лекции учителя,
работа в парах
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
Конспектирование
лекции учителя,
работа с
компьютером,
гаджетами
1
2
1
Создание
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
сценариев для
2
видеороликов,
запись и монтаж
репортажей
Жанровое разнообразие СМИ (3 ч).
Регулярное
пополнение текстов
для постоянных
рубрик школьной
12.
странички.Репортаж
с места событий:
выбор темы и
направления
Обзор разных типов
видеофайлов, их
плюсы и минусы,
возможности
использования на
13.
школьной
страничке.
Компьютерная
графика: виды,
назначение
Просмотр фильмов
и видеоматериалов
для постоянных
рубрик.
Обсуждение
просмотренного на
14. «круглом столе».
Программы для
создания
компьютерной
графики: программа
Pain, программа
AdobePhotoshop
1
1
Лекционное слово https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
учителя,
апробация своих
навыков в
2
написании текстов
постов различных
жанров и
различной
тематики.
Отбор видеоконтента в Интернете (4 ч).
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
1
Эвристическая
беседа, «мозговой
штурм», работа в
группе
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
1
1
Самостоятельный
просмотр
видеоматериала,
отобранного
заранее,
обсуждение в
группе
Анализ просмотров
и охватов странички
школы, выявление
удачных и
неудачных
моментов работы
медиацентра в
15.
конкретном
учебном
году.Обработка
Подведение итогов работы медиацентра за год (3 ч).
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
1
1
Работа в группе,
индивидуальная
работа, дискуссия
материалов для
выпуска
видеоролика о
жизни школы
Создание плана
работы медиацентра
16.
на следующий
учебный год.
https://educont.ru/loginhttps://resh.edu.ru/https://infourok.ru/
0, 5 ч
0, 5 ч
Дискуссия, работа
в группе