Рабочая программа внеурочной деятельности "Спортивный туризм" для 10-11 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
Принята

Утверждаю.

на заседании

Директор МОУ СОШ

педагогического совета

с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина

Протокол №1

_____________ О. В. Парфёнова

от 29.08.2024 года

Приказ № 101 от 29.08.2024 года

Рабочая программа внеурочной деятельности
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
"СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ"
для 10 -11 классов

Педагог – Парфёнов Евгений Вячеславович

с. Свищёвка
2024 – 2025 учебный год
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Спортивный туризм» разработана в соответствии со
следующими документами:
–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

Образовательная программа «Спортивный туризм» является модифицированной, за
основу взяты программы рекомендованные Министерством образования Российской
Федерации для системы дополнительного образования детей: «Юные судьи туристских
соревнований»,
«Спортивный
туризм:
туристское
многоборье»,
«Спортивное
ориентирование».
На сегодня очень актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к
жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового
поколения.
Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная
потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания
людей.
Причиной создания данной программы явилась необходимость уйти от узкой
специализации и предоставить детям возможность попробовать себя в различных видах
туризма (водном, лыжном, пешеходном, скалолазании), научиться выживать в
экстремальных условиях, проявить себя в различных сферах деятельности (участник
соревнований, судья, инструктор, краевед, оформитель, летописец и т.п.), совершенствуя
при этом свои личностные качества, а также желание привить детям любовь к природе,
потребность в активном образе жизни, объединить их для решения общих задач.
Отличие данной программы от типовых программ заключается в поставленных
целях и задачах, в распределении учебного материала по часам, введении новых
образовательных областей: социальная практика (находить своё место в коллективе,
гендерные отношения, развитие личности, повышение самооценки), физическая
антропология (умение вести самоконтроль за своим физическим развитием и физической
подготовкой), «школа безопасности» (обучение выживанию в экстремальных ситуациях,
участие в слёте – соревновании «Школа безопасности»).
Актуальность программы заключается в её практическом значении. Программа
«Спортивный туризм» предполагает решение целого комплекса проблем взаимодействия
человека с природой: оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
формирование координационных функций; развитие творческой и исполнительской
активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала; вовлечение
учащихся в поисково-исследовательскою деятельность средствами туризма.
Педагогическая целесообразность в том, что программа направлена на активную
физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира.
Способствует развитию личности ребенка, помогает приобретению жизненно важных
навыков, совершенствованию его интеллектуального, духовного и физического развития.
Вырабатывает чувство коллективизма, дисциплинированность, организованность, волю,
инициативу, стремление преодолевать трудности. Воспитываются дружба, товарищество,
взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции.
Цель программы: Развитие физических и нравственных качеств личности ребенка, через
творческое использование занятий спортивным туризмом для организации здорового образа
жизни, подготовке к будущей военной службе.
Задачи:
2

Образовательные:
- Расширить кругозор детей, вовлечением в изучение мира с помощью личного знакомства с
ним в туристских походах и путешествиях;
- Научить детей составлять план путешествия, участвовать в его организации, подводить
итоги путешествия, ориентироваться на местности по карте и компасу, совершать пешие
походы;
- Получить начальные навыки преодоления препятствий и участия в соревнованиях;
-Освоить бивуачные навыки и навыки самообслуживания в походных условиях;
Развивающие:
-Развить умение ценить красоту природы, ответственное отношение к ее сохранению,
культуру поведения;
-Развить координационные способности;
-Привить исследовательские навыки, навыки наблюдения и описания, общения и
взаимопомощи;
-Развить у детей мотивацию к продолжению деятельности в туризме и спортивном
ориентировании;
Воспитательные:
- Сформировать у детей общественную активность и положительное восприятие социума и
своего значения для его развития;
- Сформировать потребность в здоровом образе жизни, знании своих физических
возможностей;
- Воспитать моральные и волевые качества.
Отличительные особенности программы: программа учитывает региональную
специфику. Обучение по программе строится с учетом следующих региональных
особенностей:
 традиционно-сложившейся системы спортивно-массовых мероприятий по спортивному
ориентированию и туризму;
 состояния материальной базы, социально-региональной специфики;
 географических и природных особенностей.
Так же программа «Спортивный туризм» предполагает организацию оздоровительнопознавательной деятельности средствами туризма под руководством педагогов таким
образом,
чтобы
оказывалось
преимущественное
воздействие
образовательновоспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную
сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной
и социальной средой. При этом индивидуализированная подготовка организма ребенка к
физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему,
величине, продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а также
уровнем функционального и биологического индивидуального развития занимающихся.
В основу программы организации обучения положены следующие принципы:
Принцип самореализации - добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей; создание
ситуации успеха; поощрение достигнутого; признание личности человека растущего и
развивающегося высшей социальной ценностью;
Принцип динамичности постоянная смена деятельности;
Принцип коллективизма - только сплоченный туристский коллектив способен пройти
сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев;
Принцип безопасности (первые дистанции проложены по знакомой местности);

3

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков - реализуется в том, что
обучающийся трижды проходит маршрут.
1) когда готовится к нему и изучает особенности края;
2) когда совершает поход;
3) когда обрабатывает собранный перед походом, в походе и после него материал.
Принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния
воздействие происходит как на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы детей;
Принцип наглядности - педагог не только объясняет, как выполнить тот или иной прием,
но и показывает его выполнение в целом и по частям сам;
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 12- 15 лет. Программа
«Спортивный туризм» рассчитана на 1 год.
Сроки реализации программы– 1 год – 36 часов. Наполняемость группы – 15 – 20
человек.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Формы организации занятий: индивидуальные и групповые формы работы.
Формы проведения занятий:
Теоретические занятия - рассказ, объяснение, лекция, беседа.
Практические занятия в помещении - обучение конкретным и практическим темам, когда
рассказ и объяснение педагога сопровождаются демонстрацией и отработкой приемов и
навыков без обязательности действий на местности.
Практические занятия на местности - отработка методики оценки обстановки и принятия
решения на преодоление препятствия, выработка тактического плана действий; отработка
технических приемов, способов преодоления препятствий и мер по обеспечению
безопасности.
Самостоятельная работа (выполнение домашних заданий); работа с печатными
источниками, выполнение письменных и графических заданий, самостоятельное изучение и
отработка технических приемов.
Прогулка – простейшая форма туристско-краеведческой деятельности, доступная для детей
любого возраста.
Экскурсия – посещение объекта с научными, учебными или общекультурными целями.
Поход – передвижение туристской группы активным способом по заранее составленному
маршруту.
Наряду с основными формами используются такие формы туристско-краеведческой
деятельности, как слёт, соревнование, конференция, вечер, сбор и др.
Методы, использующиеся в ходе реализации программы
1. Игровой метод, который обеспечивает высокую эмоциональность занятий, дает
возможность проявить детям инициативу, самостоятельность, быстроту реакции и
оперативное мышление.
2. Соревновательный метод, который помогает развитию таких навыков, как сила,
быстрота, ловкость, смелость, учит преодолевать трудности, приносит радость побед и
успехов. Все это позволяет воспитывать уверенность в себе, учит не бояться поражений
и стимулирует рост спортивного мастерства.
3.
Метод чередования традиционных поручений. Каждый член клуба должен
попробовать себя в различных сферах деятельности (капитан, медик, завхоз, летописец,
фотограф, ремонтный мастер, заведующий снаряжением, хронометрист, краевед, повар,
оформитель, физорг и т.д.), это помогает выявить наиболее способных к тому или иному
роду деятельности, учит уважительно относиться к чужому труду.
4.
Метод коллективного творческого дела применяется во время подготовки к
походам, соревнованиям и другим мероприятиям.
4

5.
Метод круговой тренировки: чередование физических упражнений с
умственными. Турист и ориентировщик на дистанции поставлены перед необходимостью
выбирать из массы вариантов лучшее решение задачи, имея на это минимум времени.
6.
Метод проб и ошибок. Напряженная работа мысли на дистанции связана с
большой физической нагрузкой, ошибки при этом неизбежны, для того, чтобы свести их к
минимуму, необходимо чаще участвовать в соревнованиях на различных дистанциях для
накопления опыта принятия правильных решений. Метод подразумевает обязательный
анализ дистанции после финиша: обмен мнениями с другими участниками, сравнение
путей движения призеров со своими вариантами маршрута.
При освоении программы обучаемые могут достичь следующих результатов:
 развить выносливость для выполнения физических упражнений в неблагоприятных
погодных условиях, экстремальных ситуациях;
 владеть техникой движения (бега) по закрытой местности с набором различных
естественных препятствий, правильно взаимодействуя с другими участниками группы
(команды);
 знать и выполнять технику безопасности при выполнении необходимых физических
упражнений, преодолении естественных препятствий;
 уметь правильно выбрать место и организовать лагерь (ночлег) в полевых условиях в
любое время года, выполнить необходимую физическую работу при организации бивака;
 правильно «читать» спортивную и топографическую карту, осуществлять передвижение
на различной местности и в различных условиях; уметь ориентироваться по местным
предметам;
 иметь практический опыт выполнения различных обязанностей участниками туристской
группы;
 уметь правильно подбирать и "подгонять" необходимое личное снаряжение;
 осуществлять ремонт личного и общественного туристского снаряжения в домашних и
походных условиях;
 знать и применять на практике противопожарные меры;
 способствовать охране природы в походе;
 знать и соблюдать гигиенические требования при проведении тренировок, соревнований,
походов;
 знать и применять приемы самоконтроля при проведении тренировок, соревнований,
походов;
 уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему в туристском походе и
применять на практике способы транспортировки пострадавшего в походе;
 принимать активное участие в обсуждении итогов похода, соревнования с целью
выявления допущенных ошибок и их исправления, уметь составить отчет о совершенном
походе;
 владеть в комплексе всеми навыками, предусмотренными программой.
Умения и навыки обучающихся проверяются в форме собеседования, тестов, игр,
соревнований. Ежегодно планируются участие в районных и краевых соревнованиях,
краеведческих викторинах, туристическом слете, в категорийных походах и походах
выходного дня.
Учебно-тематический план

5

№

Наименование тем и разделов

Количество часов
Теория
1
2

Всего
Введение
1
Азбука туристско – бытовых
11
навыков юного туриста
3
Азбука топографии
4
2
4
Туристское и экскурсионное
2
1
ориентирование
5
Личная гигиена и первая
4
1
доврачебная помощь
6
Основы краеведения
3
1
7
Азбука
спортивно
–
7
2
оздоровительного туризма
8
Общая
спортивно
–
4
оздоровительная
физическая
подготовка
36
10
Итого:
Зачетный поход (в дни школьных каникул) – вне сетки часов.
1
2

Практика
9
2
1
3
2
5
4

26

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение. Знакомство с детьми. Режим работы. Уточнение интересов и пожеланий
занимающихся.
1.1.Оздоровительная роль туризма. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и
краеведения. Оздоровление человека при активном передвижении на прогулках и
экскурсиях.
1.2.Правила поведения юных туристов. Правила поведения. Порядок хранения
снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов. Правила поведения юных туристов на
экскурсиях и туристских прогулках
2. Азбука туристско – бытовых навыков юного туриста.
2.1. Основы безопасности в природной среде. Правила поведения юных туристов во
время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.).
Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания.
Правила безопасности при встрече в природной среде с представителями диких животных.
2.2. Основы безопасности дома и в школе. Правила поведения в учебных и досуговых
учреждениях, музеях. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных
(аварийных) ситуациях. Телефоны аварийных служб. Практические занятия. Игры: «Что
делать в случае… (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних
предметов и пр.)?», «Действия в чрезвычайных ситуациях во время экскурсии, на
туристской прогулке», «Правила перехода улицы».
2.3. Личное снаряжение и уход за ним. Личное снаряжение юного туриста. Средства
личной гигиены. Требования к упаковке продуктов. Укладка рюкзачка. Соблюдение
гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезоном и
погодными условиями. Уход за личным снаряжением. Практические занятия. Игра
«собери рюкзачок к туристской прогулке».
2.5. Групповое снаряжение и уход за ним. Требования к групповому снаряжению и
уход за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство палаток и уход за ними.
6

Кухонное и костровое снаряжение. Практические занятия. Упаковка и распределение
между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками
пользования групповым снаряжением и применения его во время туристской прогулки.
2.6. Туристская группа на прогулке (экскурсии). Строй туристской группы.
Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время
прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки
(экскурсии). Правила перехода дорог, улиц. Практические занятия. Построение в
походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего.
3. Азбука топографии
3.1. Мой дом, моя школа, школьный двор. Планировка дома (квартиры), школы,
двора школы. Практические занятия. Экскурсии по школе, кабинетам и другим
помещениям. Экскурсия на двор.
3.2. План местности. Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора
своего дома или своей улицы). Изображение местности (школьного двора) на рисунке,
фотографии, схеме или плане. Практические занятия. Рисовка плана стола (парты), класса,
своей комнаты. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке.
Освоение навыков чтения и движения по схеме (плану) школы или школьного двора.
4. Туристское и экскурсионное ориентирование
4.1. Ориентирование по сторонам горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон горизонта по объектам
растительного и живого мира, по местным признакам.
Практические занятия. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу,
объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса)
или пришкольного участка.
5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь
5.1. Личная гигиена юного туриста. Правила соблюдения личной гигиены на
туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при
занятиях физическими упражнениями и оздоровительно – познавательным туризмом.
Практические занятия. Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм.
Необходимая помощь. Способы обработки. Обработка ран, ссадин и наложение простейших
повязок. Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения повязок, материалы
для обработки ран и наложения повязок.
6. Основы краеведения.
6.1. Родословие. Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники.
Практические занятия. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзья. Рисование на
темы: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Моя комната», «Моя любимая игрушка».
6.2. Моя школа. Изучение истории школы: «Моя школа», «Мой класс», «Мои
учителя». Учителя и выпускники школы. Выдающиеся люди, ветераны войн. Практические
занятия. Встреча с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах.
7. Азбука спортивно – оздоровительного туризма
7.1. Пешеходный туризм. Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы
преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского
снаряжения); организация движения группы в лесу по слабопересеченной и равнинной
местности. Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоления
крутых склонов (спуски, подъемы). Практические занятия. Просмотр видеофильмов о
способах преодоления простейших естественных препятствий (без снаряжения). Отработка
практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий.
Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через
условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов. Движение по
лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и подъемы).
8. Общая спортивно – оздоровительная физическая подготовка

7

8.1. Общая физическая подготовка и оздоровление организма. Влияние физических
упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности. Комплекс утренней
физической зарядки. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Практические
занятия. Освоение основ техники бега. Бег в колонне по одному по пересеченной местности,
бег по лестнице, бег «серпантином», бег с препятствиями. Прыжки в длину и высоту.
Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости,
гибкости и координации способностей. Гимнастические упражнения. Спортивные (в том
числе народные) игры.
Организация самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение (совместно с
родителями воспитанников) дневника наблюдений за параметрами физического развития
организма занимающихся. Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных
тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития
воспитанников за год.
Зачетный поход в дни школьных каникул (вне сетки часов).Движение группы по
маршруту протяженностью до 4 – 5 км с использованием плана местности (легенды) или
спортивной карты. Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с родителями.
Туристские и другие игры и состязания («Спортивная семья» и пр.). Конкурс знатоков
растений на поляне привала. Операция «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе»
(очистка ближайших окрестностей от бытового мусора) и др.
№

меся
ц

дат
а

Тема занятия

Форма
проведения

Колво
часо
в

Форма
контроля

1

опрос

Примечани
е

Введение
1

Теория.
Введение.
Правила техники
безопасности на
занятиях. Режим
работы

беседа

Азбука туристко-бытовых навыков юного туриста
2

Теория.
Оздоровительная
роль
туризма.
Значение туризма
и краеведения.

3

Практика.
Правила
поведения.
Порядок
хранения
снаряжения,

беседа

1

Беседа,
демонстрация

1

опрос

8

оборудования.
4

Практика.
Правила
поведения юных
туристов
во
время различных
природных
явлений

Демонстрация,
отработка
приёмов

1

5

Практика.
Правила
безопасности при
встрече
в
природной среде
с
представителями
диких животных.

Ситуационные
задачи

1

6

Теория.
Пожарная
безопасность и
правила
поведения в ЧС.
Телефоны
аварийных
служб.

беседа

1

7

Практика.
Личное
снаряжение
юных туристов.
Средства личной
гигиены.

Игра

1

8

Практика.
Требования
к
упаковке
продуктов.
Укладка рюкзака.

Демонстрация,
отработка
приёмов

1

9

Практика. Игра
«собери
рюкзачок
к
туристской
прогулке».

Игра

1

тестировани
е

9

1
0

Практика.
Требования
к
групповому
снаряжению
и
уход за ним.

Демонстрация,
отработка
приёмов

1

Палатки и тенты,
их
виды
и
назначение.

1
1

Практика. Строй
туристской
группы.
Направляющий,
замыкающий
в
туристской
группе.
Организация
привалов
во
время прогулки
(экскурсии)

прогулка

1

1
2

Практика.
Построение
походную
колонну,
отработка
движения
группы.

прогулка

1

в

тестировани
е

Азбука топографии
1
3

Теория.
Планировка дома
(квартиры),
школы,
двора
школы.

1
4

Практика.
Экскурсии:
школе,
кабинетам,
двор

1
5

Объяснение.
показ

1

1
по
во

Теория. Рисунок
и
простейший
план местности
(школьного

Объяснение.
показ

1

10

двора,
двора
своего
дома).
Изображение
местности
на
рисунке,
фотографии,
плане, схеме.
1
6

Практика.
Измерение
расстояний.
Освоение
навыков чтения и
движения
по
схеме(плану)
школы,
школьного двора.

1

Туристское и экскурсионное ориентирование
1
7

Теория.
Горизонт.
Стороны
горизонта.
Определение
сторон горизонта
по
объектам
растительного и
живого мира, по
местным
признакам.

Объяснение.
показ

1

1
8

Практика.
Выработка
навыков
определения
сторон горизонта
по солнцу, по
местным
признакам
в
условиях
пришкольного
участка.

Демонстрация,
отработка
приёмов

1

Личная гигиена и первая доврачебная помощь

11

1
9

Теория. Правила
соблюдения
личной гигиены
на
туристских
прогулках.
Личная гигиена
юного
туриста
при
занятиях
физическими
упражнениями.

беседа

1

2
0

Практика.
Порезы, ссадины,
ушибы, мозоли.
Причины,
характеристика
травм.
необходимая
помощь

Демонстрация,
отработка
приёмов

1

2
1

Практика.
Способы
обработки.
Обработка
ссадин.

Демонстрация,
отработка
приёмов

1

Демонстрация,
отработка
приёмов

1

2
2

опрос

ран,

Практика.
Правила
наложения
повязок,
материалы
для
обработки ран и
наложения
повязок.

Основы краеведения
2
3

Теория. Состав
семьи, семейные
традиции
и
семейные
праздники.

2
4

Практика.
Рассказы о своей
семье
(эссе,

Самостоятельна
я работа

1

1

12

сочинение).
Конкурс
рисунков: "Моя
семья", "Дом, в
котором я живу"
2
5

Практика.
Изучение
истории
школы(посещени
е
школьного
музея), встречи с
интересными
людьми.

экскурсия

1

Азбука спортивно-оздоровительного туризма
2
6

Теория. Порядок
движения
по
дорогам.
Способы
преодоления
простейших
естественных
препятствий.

Беседа,
просмотр
видеороликов

1

2
7

Практика.
Преодоление
простых водных
преград. Техника
преодоления
крутых склонов.

Мини-поход

1

2
8

Теория.
Просмотр
видеофильмов о
способах
преодоления
простейших
естественных
препятствий.

Беседа,
просмотр
видеороликов

1

2
9

Практика.
Отработка
преодоления
естественных

Мини-поход

1

опрос

опрос

и

13

искусственных
препятствий
3
0

Практика.
Переправа через
условное болото
по наведённым
жердям.

Мини-поход

1

3
1

Практика.
переправа
бревну.
преодоление
завалов.

Мини-поход

1

3
2

Практика.
Движение
лесным
массивам.
Движение
песчаным
склонам.

Мини-поход

1

по

по

по

Общая спортивно оздоровительная физическая подготовка
3
3

Практика.
Комплекс
утренней
физической
зарядки. Бег в
колонне
по
одному
по
пересечённой
местности.

Тренировочное
занятие

3
4

Практика.
Организация
самоконтроля.
Бег
с
препятствиями.
Упражнения на
развитие
быстроты.

Тренировочное
занятие

3
5

Практика.
Спортивные
игры. Баскетбол.

Тренировочное
занятие

14

Упражнения на
координацию.
Практика.
Тестирование
физической
подготовленност
и обучающихся.
Подвижные
игры.

3
6

Тренировочное
занятие

тестировани
е

В дни осенних, весенних каникул - зачётные походы.

Условия реализации программы «Спортивный туризм» в МБОУ СОШ р.п. Мухен
Материально-техническое оснащение:
наличие школьного музея;
наличие спортивного зала;
спортивные плоскостные сооружения (школьный стадион, спортивная площадка)
наличие компьютерного класса с выходом в Интернет;
наличие библиотеки;
спортивное оборудование (гимнастические снаряды, гимнастические маты, мячи);
специальное туристское снаряжение: страховочные системы, карабины, спусковые
устройства, жумары, верёвки, каски;
 Компаса, спортивные и топографические карты.
1.








2. Кадровое обеспечение:
 1 педагог высшей категории.
3.




4.

Методическое обеспечение:
Учебно-методическое пособие Туристско-краеведческая деятельность в школе;
таблицы, знакомящие учащихся со способами ориентирования;
учебные пособия «Основы безопасности жизнедеятельности;
библиотечный фонд (учебный и художественный, медиатека)
Социальное партнёрство:

 МОУ ДОД ДООЦ «Спарта» р.п. Переяславка;
 МБОУ СОШ с. Полётное, т/клуб «Восьмёрка».
5.








Наличие в школе традиций туристско-краеведческой направленности:
школьный туристский слёт для 5 – 9 классов;
экологическая тропа – 1 – 4 классы;
экскурсии в школьный музей;
краеведческие викторины;
литературно-историческая гостиная по линии школьного музея;
работа т/клуба «Балу»;
работа секции «Велосипедный туризм»;

15

 походы выходного дня;
 "Экологическая тропа".
Литература
1.Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании, - М.: ФиС, 2007 ;
2. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.: ФиС, 20010;
3. Лысогор Н.А. Питание туриста в походе - М., Пищевая промышленности 1980;
4. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов: сборник
нормативных документов и справочных материалов. - М.: Профиздат, 1987;
5. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. - М.: ФиС, 2015;
6. Поляков В.А. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях. М., Медицина,
2011;
7. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М., ФиС, 2009

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».