Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 2024-2025 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области

Принята
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 29.08.2024 года

Утверждаю.
Директор МОУ СОШ
с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
_____________ О. В. Парфёнова
Приказ № 101 от 29.08.2024 года

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Шахматы»
для 10 -11 классов

Педагог – Парфёнов Евгений Вячеславович

с. Свищёвка
2024 – 2025 учебный год

1. Пояснительная записка
"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд".
В.В.Путин
Программа внеурочной деятельности старшеклассников общеинтеллектуального
оздоровительного направления составлена на основе программы А.А. Тимофеева «Шахматы».
Рабочая программа кружка «Шахматы» в рамках внеурочной деятельности предназначена для
спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической
культуре и спорту.
Программа «Шахматы» разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
- ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
Актуальность программы. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях
модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного,
личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей,
воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность;
развивает логическое мышление.
Новизна программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт
возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые
соответствуют их способностям.
Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи
подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностноориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для
каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и
результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода
наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более
эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря
развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же
настойчивости в достижении цели.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта и рассчитана на 17 часов в 10-11 классах.
Целью программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать
развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на
начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного
ранга.
Основные задачи, которые решает этот курс:
Обучающие:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать

комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность,
усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Методика. В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют
выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить
пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма
занятий – игровая деятельность.
2. Результаты освоения программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению “Шахматы”
По итогам обучения по программе «Шахматы», обучающиеся
Будут знать:
- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;
- Правила игры в шахматы;
- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;
- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;
Будут уметь:
- играть в шахматы;
- участвовать в соревнованиях различных уровней;
- достойно вести себя в случае проигрыша.
Важнейшим предполагаемым результатом данной программы является: Развитие
творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению не только
шахматных, но и жизненных проблем, а также воспитание гармонично развитого шахматиста,
владеющего широким арсеналом позиционных и тактических приёмов и навыков, способного
концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты.

3.

Содержание

программы

внеурочной

деятельности

Шахматы

«Шахматы»
1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы
проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Формы
деятельности
Беседа

внеурочной

Наблюдение
Групповая, индивидуальная
работа.
Игровая практика.

Виды внеурочной деятельности
Изучают технику: Рокировка. Взятие на проходе.
Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие
рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких
партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры
против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят
только белые»,
Готовят презентацию о Происхождение шахмат.
Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы
проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга
шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.

2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных
фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального
положения.
Формы
внеурочной
Виды внеурочной деятельности
деятельности
Расписывание партий с
Учаться обозначать горизонтали, вертикали, поля.
помощью шахматной нотации.
Играют в дидактические игры и задания «Назови
вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ»,
«Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель».
Групповая, индивидуальная
Изучают
шахматные
фигуры
и
термины.
работа.
Практикуются в записи шахматных партий. Используют
шахматную нотацию в игровая практика.
Игровая практика.
3. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса. Способы защиты.
Формы
внеурочной
Виды внеурочной деятельности
деятельности
Расписывание партий с
Изучают ценность фигур. Сравнивают силу фигур.
помощью шахматной нотации.
Участвуют в дидактических играх и заданиях: «Кто
сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального
перевеса, «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).
Групповая, индивидуальная
Применяют знания по достижению материального
работа.
перевеса.
Применяют в игровой практике способы защиты:
Игровая практика.
уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя, защита
атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие,
контратака.
4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против
короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Формы
деятельности
Наблюдение

внеурочной

Групповая, индивидуальная
работа.
Игровая практика.

Виды внеурочной деятельности
Используют две ладьи против короля. Применяют
знания в дидактических играх и заданиях: «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию»,
«В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».
Играют одними фигурами: Ферзь и ладья против
короля. «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход»,
«На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король»,
«Мат в два хода».
Решают задачи: Ферзь и король против короля. «Шах
или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю
линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два
хода».
Применяют знания в игровой практике: Ладья и
король против короля. «Шах или мат», «Мат или пат»,
«Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая
практика.

5. Достижение мата без жертвы материала Учебные положения на мат в два хода в
дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Формы
деятельности
Наблюдение

внеурочной

Групповая, индивидуальная
работа.
Игровая практика.

Виды внеурочной деятельности
Учатся как поставить мат в два хода в эндшпиле.
Играют в цугцванг. Используют знания для нахождения
мата в два хода, защиты от мата.
Изучают положения на мат в два хода в
миттельшпиле, защита от мата.
Рассматривают учебные положения на мат в два хода
в дебюте. Защита от мата.

6.Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала
(матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия,
отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для
достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Формы
деятельности
Беседа

внеурочной

Наблюдение
Групповая работа.
Индивидуальная работа.
Парная работа.
Игровая практика.

Виды внеурочной деятельности
Изучают матовые комбинации, темы отвлечения,
темы завлечения, темы блокировки, темы разрушения,
темы королевского прикрытия, темы освобождения
пространства, темы уничтожения защиты, темы
«рентгена», другие шахматные комбинации и сочетание
приемов.
Используют
полученные
знания
в
Дидактических играх и заданиях «Объяви мат в два
хода».
Применяют комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса, темы уничтожения защиты, темы
связки, темы освобождения пространства, темы

перекрытия, темы превращения пешки, cочетание
тактических приемов, патовые комбинации. Пробуют в
игровой практике «Сделать ничью». Изучают комбинации
на вечный шах. Применяют типичные комбинации в
дебюте.
4. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Шахматы», 10-11 класс
№ п/п

Тема

Количество
часов
1

1

Введение. Немного истории. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

2

Расстановка шахматных фигур. Цель шахматной игры

1

3

1

7

Знакомство с шахматными фигурами. Ходы шахматных фигур
(Ладья в игре. Слон в игре. Ладья против слона. Ферзь в игре.
Ферзь против ладьи и слона.)
Знакомство с шахматной фигурами. Ходы шахматных фигур (Конь в
игре. Конь против ферзя, ладьи и слона. Пешка в игре. Необычные
ходы шахматных фигур и пешек.)
Рокировка, взятие на проходе и превращение пешки в ферзя. Пешка
против ферзя, ладьи, коня, слона
Знакомство с шахматной фигурой Король. Король против других
фигур
Шах. Учимся ставить шах.

8

Игровая практика. Мат. Мат в один ход. Игровая практика

1

9

Ставим мат. Детский мат. Ставим мат. Линейный мат двумя ладьями

1

10

Ничья, пат

1

11

Рокировка. Игровая практика

1

12

Шахматная партия. Как начинать шахматную партию. Правила игры.

1

13

Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур

1

14

Элементарные шахматные приемы. Стадии партии

1

15

Правило квадрата. Король и пешка против короля. Фигура против
пешки.
Введение в тактическую игру. Тактические приемы. Угроза:
определение, разновидности угроз.
Мат и его разновидности. Приметы матирования.

1

4
5
6

16
17

1
1
1
1

1
1

4. Методические условия реализации программы.
Формы проведения занятий. Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия разделены на
две части:
- в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам,
построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их;
- вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные знания
путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.
Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем образом:
- практическая игра;

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- теоретические занятия;
- шахматные игры;
- шахматные дидактические игрушки;
- участие в турнирах и соревнованиях.
Педагогические технологии:
- технологии объяснительно-иллюстративного обучения;
- личностно ориентированные технологии обучения;
- технологии развивающего обучения;
- игровые технологии;
- здоровье сберегающие технологии обучения.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске,
просмотр презентации.
Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги,
анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных
турнирах, соревнованиях.
Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной
творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров,
учебных партий.
По логичности подхода:
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения
задач.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:
Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения
шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
Формы контроля деятельности. Первоначальная оценка компетентности производится при
поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих
знаний, беседы с родителями. Диагностика роста компетентности обучающегося производится в
начале, середине и конце учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении
программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью
обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе
обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.
В процессе обучения осуществляются контроль за уровнем усвоения программы в форме:
- сеанс одновременной игры.
- турнир.
- блиц-турнир.
- Конкурс.
Способы диагностики и контроля результатов.
Диагностика
Содержание
период
способ
Первичная
Промежуточная
Итоговая

Степень интересов и уровень
подготовленности детей к занятиям
Степень развития познавательных,
интеллектуальных, творческих
способностей ребенка
Степень развития знаний и умений в

сентябрь

наблюдение

декабрь

внутригрупповые
соревнования
шахматный

май

результате освоения программы

турнир

Условия реализации программы.
Оборудование:
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы,
иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- симуляторы игр
- таблицы к разным турнирам;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- бумага для рисования.
Помещение: шахматная гостиная, оформленный в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
учащихся, доска, помещение для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран.
5.Список информационных ресурсов:
-Для педагогов;
Нормативные документы:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010.
3.Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму
Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России
от 11.12.2006 № 06-1844
4.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008.
Основная литература:
1.Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.
2. Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014.
3. Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014.
4. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2014.
Дополнительная литература:
1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»;
2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г.
3. А.Гипслис «Избранные партии»,
4. Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты».
5. В.В. Князева «Азбука шахматиста» Ташкент 1991г.
6. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с.
7. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 2 год. СПб. 2006. 93 с.
8. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 3 год. СПб. 2006. 124 с.
9. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г.
10. Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. –
95с.
Б) Для детей и родителей:
1. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985.
2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.; Бондаревский И. «Комбинации в
миттельшпиле». – М.: ФиС, 1965; Авербах Ю. «Что нужно знать об эндшпиле».— М.: ФиС, 1979;
Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 1981.
Интернет ресурсы:
1.

www.za –paptoi.ru, festival.1september.ru, mamapapa –avh.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».