Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
Принята
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 29.08.2024 года
Утверждаю
Директор МОУ СОШ
с.Свищёвки им. П.И. Мацыгина
__________О.В.Парфёнова
Приказ № 101 от 29.08.2024 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
естественнонаучной направленности
«Удивительная химия»
для 4-5 классов
на 2024-2025 учебный год
Учитель: Павлова Ольга Викторовна
Внеурочная деятельность по химии «Удивительная химия»
Пояснительная записка
Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая
знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.
Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс
«Удивительная химия» позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся
представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.
В отличие от других подобных курсов, курс «Удивительная химия» не является системным, в нем не
ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ
химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто
встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и
понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.
Цели изучения курса «Удивительная химия»:
Формирование естественно-научного мировоззрения школьников.
Ознакомление с объектами материального мира
Реализация
деятельностного подхода (способствовать развитию умений и поиска, анализа и
использования знаний).
Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение
физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие».
Задачи курса
Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому,
как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки,
пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.)
Формировать представления о качественной стороне химической реакции. Описывать простейшие
физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки
химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа)
Выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкция
Овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности
Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.
Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.
Акцентировать практическую направленность преподавания.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, то есть 34 часа.
Общая характеристика курса «Удивительная химия»
Программа внеурочного курса «Удивительная химия» для учащихся 4-5 классов является расширением
предмета «Химия».
Основополагающими принципами построения курса «Удивительная химия» являются: научность в
сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
В рамках предмета «Химия» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что
позволяет заинтересовать обучающихся для изучения материала курса.
Описание места учебного курса «Удивительная химия» в учебном плане
Программа курса " Удивительная химия " рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 1 год обучения) и
предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального
направления для учащихся 4- 5 классов, не начавших изучать химию в рамках школьных программ.
Направленность: пропедевтика преподавания химии.
Возраст учащихся: 10-12 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие
личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего
образования;
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося,
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия
со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Чудеса
химии», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний,
умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении курса
- химический эксперимент, начинающийся со знакомства с препаративной химией;
- прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;
- раскрытие места химии как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими
предметами;
-занимательность;
-раскрытие значения химии в обеспечении экологической безопасности;
Формы проведения занятий:
-эксперимент,
-защита проекта,
-беседа,
-соревнование,
-активные и пассивные (настольные) химические игры.
Содержание программы курса «Удивительная химия» предоставляет широкие возможности для
осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и
интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса
используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы,
информационные технологии обучения.
Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете химии и
информатике.
Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по соблюдению
техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии
и личной гигиены.
Планируемые результаты
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты
структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные
и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные
результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности
имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы
Обучающийся получит возможность для
формирования
Внутренняя позиция школьника
формирование ответственного отношения к внутренней позиции школьника на уровне
учению, готовности и способности обучающихся к положительного отношения к школе, понимания
учения,
выраженного
в
саморазвитию и самообразованию на основе необходимости
преобладании учебно-познавательных мотивов и
мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, предпочтений социального способа оценки знаний
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности
в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные действия
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков
анализировать объекты с выделением существенных
и несущественных признаков
Умение выбрать основание для сравнения объектов
сравнивает по заданным критериям два три объекта, осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая
выделяя два-три существенных признака
основания и критерии
Умение выбрать основание для классификации объектов
проводит классификацию по заданным критериям
осуществлять классификацию самостоятельно
выбирая критерии
Умение доказать свою точку зрения
строить рассуждения в форме связи простых строить логические рассуждения, включающие
суждений об объекте, свойствах, связях
установление причинно-следственных связей
Умение определять последовательность событий
устанавливать последовательность событий
устанавливать
последовательность
событий,
выявлять недостающие элементы
Умение определять последовательность действий
определять
последовательность
выполнения определять
последовательность
выполнения
действий, составлять простейшую инструкцию из действий, составлять инструкцию (алгоритм) к
двух-трех шагов
выполненному действию
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде
понимать информацию, представленную в неявном понимать информацию, представленную в неявном
виде (выделяет общий признак группы элементов, виде (выделяет общий признак группы элементов,
характеризует явление по его описанию).
характеризует явление по его описанию) и
самостоятельно представлять информацию в
неявном виде.
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи
Принимать и сохранять учебные цели и задачи
в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи
Умение контролировать свои действия
осуществлять контроль при наличии эталона
Осуществлять контроль на уровне произвольного
внимания
Умения планировать свои действия
планировать и выполнять свои действия в планировать и выполнять свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации
ее реализации в новом учебном материале
Умения оценивать свои действия
оценивать правильность выполнения действия на
самостоятельно
адекватно
оценивать
уровне ретроспективной оценки
правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия
- Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Умение объяснить свой выбор
строить понятные для партнера высказывания при строить понятные для партнера высказывания при
объяснении своего выбора
объяснении своего выбора и отвечать на
поставленные вопросы
Умение задавать вопросы
формулировать вопросы
формулировать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества с партнером
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы «Удивительная химия» являются следующие
знания и умения:
- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»
- знание химической посуды и простейшего химического оборудования
- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами
- умение определять признаки химических реакций
- умения и навыки при проведении химического эксперимента
- умение проводить наблюдение за химическим явлением
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и видеокамеру, и др.) для
записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и
опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных
лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно
выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме
Содержание курса
(34 часа)
Введение (3 часа).
Химия – наука о веществах.
Вещества вокруг нас
Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до
целенаправленного изучения веществ и процессов.
Тема №1.
“Химическая лаборатория”. (7 часов)
Правила техники безопасности.
Химическая лаборатория.
Химическая посуда.
Лабораторный штатив.
Спиртовка.
Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических
ожогах и отравлениях.
Экскурсия.
Практические работы
№ 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.
№2 Знакомство с химической лабораторией
№3 Признаки и условия химических реакций.
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Познавательная деятельность:
познакомиться с новой наукой
наблюдать за постановкой и проведением химических опытов
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двухтрех шагов
Практическая деятельность:
ориентироваться в многообразии химического оборудования
освоить простейшие приемы работы с химическим оборудованием.
Тема №2.
“Химия и планета Земля”.(12 часов)
Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы.
Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.
Вода. Свойства воды.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Растворы насыщенные и ненасыщенные.
Кристаллы.
Растворы с кислотными и основными свойствами.
Индикаторы. Растения – индикаторы.
Состав земной коры. Минералы и горные породы.
Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах.
Биосфера. Растительный и животный мир на земле.
Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.
Практические работы
№4 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров.
№5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной
воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита».
№6 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».
№7 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты»
№8 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Познавательная деятельность:
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях
Практическая деятельность:
проводить эксперимент согласно инструкции (получение природных индикаторов);
соблюдать правила техники безопасности;
использовать экспериментальный материал для создания проекта (природные индикаторы и их
применение; содержание крахмала в продуктах питания)
Регулятивная деятельность:
принимать и сохранять учебные цели и задачи;
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации
осуществлять контроль над ходом эксперимента
оценивать правильность выполнения действия
Тема №3.
“История химии”.(6 часов)
Алхимический период в истории химии.
Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова.
Химическая революция.
Основные направления развития современной химии.
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Тема №4.
“Обобщение знаний”.(6 часов)
Методы лабораторных исследований. Техника лабораторных работ.
Этапы работы над научным исследованием. Виды исследовательских работ.
Как работать с научной литературой. Способы поиска информации в Интернет. Поисковые системы.
Выбор темы. Подготовка проектов.
Защита проектных работ. Анкетирование.
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Познавательная деятельность:
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов,
характеризовать явление и объект по его описанию).
определять объект и предмет исследования.
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака
проводит классификацию по заданным критериям
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Практическая деятельность:
отбирать материал в соответствии с выбранной темой проектной работы
выполнять основные операции для проведения исследования;
соблюдать правила техники безопасности
при работе;
проводить эксперименты согласно инструкции
Регулятивная деятельность:
принимать и сохранять учебные цели и задачи;
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации
оценивать правильность выполнения действия
Тематическое планирование
34 часа
№
Тема занятия
1
2
Химия – наука о веществах.
Вещества вокруг нас
3
История химии
Содержание
Введение – 3 часа
Просмотр мультипликационного фильма, который знакомит
учащихся с понятием химия и что в него включают.
Беседа о веществах, их отличиях друг от друга, свойствах веществ.
Краткие сведения из истории развития химической науки от
отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и
процессов.
Тема №1. “Химическая лаборатория”. (7 часов)
4
5
6
7
8
Правила техники безопасности.
Химическая посуда.
Спиртовка
Штатив.
Нагревательные приборы и
нагревание.
Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии.
Практическая работа №2. Знакомство с химической лабораторией.
Строение спиртовки и правила работы с ней.
Устройство штатива и правила работы с ним.
Практическая работа №3. Признаки и условия химических реакций.
9
Правила техники безопасности.
10
Экскурсия.
11
Состав атмосферы. Кислород как
важнейший компонент атмосферы.
12
Углекислый газ и его значение для
живой природы и человека
Вода. Свойства воды.
Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры
первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Современные методы исследования. Экскурсия в химическую
лабораторию.
Тема №2. “Химия и планета Земля”.(12 часов)
Краткая история открытия кислорода. Получение кислорода из
перманганата калия. Реакции окисления. Окисление как источник
энергии.
Круговорот углекислого газа в природе. Загрязнение атмосферы.
Вред табакокурения.
ПР №4 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе,
приготовление настоев, отваров.
ПР №5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание,
разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой
смеси песка и железных опилок при помощи магнита.»
Понятие о насыщенных и ненасыщенных растворах.
13
14
Чистые вещества и смеси. Способы
разделения смесей.
15
Растворы насыщенные и
ненасыщенные.
Кристаллы.
16
Использование оборудования
«Точка роста
ПР №6 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание
кристаллов».
Цифровая лаборатория Архимед
Цифровой датчик температуры
Цифровая лаборатория Архимед
Цифровой датчик давления
Цифровая лаборатория Архимед
Цифровой датчик давления
17
18
19
20
21
22
23-24
25
26
27
28
Растворы с кислотными и
основными свойствами.
Индикаторы. Растения –
индикаторы.
Состав земной коры. Минералы и
горные породы.
Природные ресурсы и их
химическая
переработка.
Представление о рудах.
Биосфера. Растительный и
животный мир на земле.
Химия и окружающая среда.
Химическое загрязнение
окружающей среды.
Алхимический период в истории
химии.
Жизнь и научная деятельность Д.И.
Менделеева
Жизнь и научная деятельность
М.В. Ломоносова.
Химическая революция.
Основные направления развития
современной химии
ПР №7 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла,
лимонной кислоты»
ПР №8 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров,
варенья».
Земная кора и ее состав. Формирование земной коры. Краткие
сведения о строении атомов.
Что такое природные ресурсы. Экономия природных ресурсов и
сохранение окружающей среды.
Что происходит в биосфере нашей земли. Роль почвы. Какие
элементы называются биогенными и почему.
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Способы
защиты окружающей среды.
Тема №3. “История химии”.(6 часов)
Алхимия – древнейший прообраз химии. «Философский камень» и
«эликсир молодости». Алхимисты в России
Вклад великого ученого в развитие химии
Ломоносов – первый ученый энциклопедист
Основная характеристика химической революции.
Названия. Символы и формулы – история и современность.
Тема №4. “Обобщение знаний”.(6 часов)
29
30
31
32
33
34
Методы лабораторных исследований. Техника лабораторных работ.
Этапы работы над научным исследованием. Виды исследовательских работ.
Как работать с научной литературой. Способы поиска информации в Интернет. Поисковые
системы.
Выбор темы. Подготовка проектов.
Подготовка проектов.
Защита проектных работ. Анкетирование.
Цифровая лаборатория Архимед
Цифровой датчик рН.
Цифровая лаборатория Архимед
Цифровой датчик рН.
Цифровая лаборатория Архимед
Цифровой датчик рН.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Технические средства обучения.
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
колонки;
Наглядные пособия по курсу.
видеоуроки по темам курса;
ЭОРы по темам курса;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
раздаточный материал для освоения разделов курса.
диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии
химическое оборудование для проведения опытов
химические реактивы
Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с горячей и холодной
водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Список литературы
для учителя:
Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами
вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию,
экологию.- СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.
2. Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,1986.- 147с
3. Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. – М.: «Детская литература», 2001.175с
4. Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург, "МиМэкспресс",1995 год.- 201с
5. Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.:
ВЛАДОС, 2003-256с.
6. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm
7. http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/
8. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html
9. http://znamus.ru/page/etertainingchemistry
10. http://www.alhimikov.net/op/Page-1.html
1.
для учащихся:
1. Ола Ф, Дюпре Ж.-П., Жибер А.-М, Леба П., Лебьом. Дж. Внимание: дети! Занимательные опыты и
эксперименты.- М.: Айрис Пресс, 2007.- 125с
2. Рюмин В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия- 8-е изд.- М.: Центрполиграф, 2011.221с.
3. Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.:
ВЛАДОС, 2003-256с.
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
обучающиеся должны знать:
- что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;
- о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ,
перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);
- некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание,
щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);
- ответы на многие бытовые вопросы (Что такое накипь и как с ней бороться? Как удалять пятна? Что такое
тайнопись? и др.)
-агрегатные состояния веществ, их физические свойства;
обучающиеся должны уметь:
- приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;
– определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение
и эксперимент);
- искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например, изменение цвета пищевых
продуктов);
- проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение
реакции среды);
- проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например,
выведение пятен путем экстракции и адсорбции, уменьшение жесткости воды, получение растительных
красителей, и др.).
– проводить несложные опыты и наблюдения за ними;
- отбирать информацию и создавать проекты по темам исследования;
- создание презентаций и их защита.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или
выполнением практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются
выполнением практических работ. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной
проектной работы.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)