Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
Принята
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 29.08.2024 года
Утверждаю.
Директор МОУ СОШ
с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
_____________ О. В. Парфёнова
Приказ № 101 от 29.08.2024 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности естественнонаучной
направленности
«Познавательная биология»
с использованием оборудования центра
«Точка роста»
на 2024–2025 учебный год
Учитель биологии Баулина Е.Г
с. Свищёвка, 2024 год
I.
Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в
области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым
образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности,
которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и
поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому
образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС
является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно –
исследовательской деятельностью.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6- 7 классов составлена в соответствии
стребованиями ФГОС и учётом нормативно- правовых документов.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся. Она дает возможность
предоставлять учащимся широкий спектр знаний, направленных на развитие и выявление
индивидуальных особенностей ребенка. Занятия в системе внеурочной воспитательной
работы по биологии способствуют развитию интеллектуальной одаренности учащихся,
взаимосвязь и преемственность общего и
дополнительного образования в школе и воспитания в семье. Применение игровой
методики и современных технологий для развития интеллекта позволит школьникам
самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них
темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях. Использование
оборудования центра «Точка роста» при реализации внеурочной деятельности позволяет
создать условия:
• для расширения содержания школьного биологического образования;
• для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной
области;
• для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей,
формирования иудовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных
областях образовательной, творческой деятельности. Применяя цифровые лаборатории
во внеурочной деятельности по биологии, учащиеся смогут выполнить множество
лабораторных работ и экспериментов.
Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей обучающихся,
расширение их кругозора и повышение мотивации к учению.
Задачи:
- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация
интеллектуального творчества;
- развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, умения
устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы,
пропаганда культа знаний всистеме духовных ценностей современного поколения;
- воспитательная: развивать навыки коммуникации и коллективной работы, воспитание
понимания эстетический ценности природы и бережного отношения к ней, объединение и
организация досуга учащихся.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности; - нравственная ответственность каждого за свой
выбор,процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки; 2 - учет возрастных и
индивидуальных особенностей.
Метапредметные связи.
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в
соответствии споставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и
способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение базовыми
предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами и процессами.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой
является
формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников,
интеллекта учащихся. Важнейшим приоритетом является формирование общеучебных
умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения
ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей обучающихся опирается на
приобретение ими опыта разнообразной
деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической,
социальной. Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические
и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и
индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:
- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и
возрастныеособенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных
умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою
точку зрения и др.;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к
различнымвидам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность.
Актуальность
программы
заключается
в
формировании
мотивации
к
целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и
профессиональномусамоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что
содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в
дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в
повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, коллективные и индивидуальные
исследования естественнонаучного направления, самостоятельная работа, выступление,
участие в конкурсах, создание проектов и т.д. Данные формы работы дают детям
возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и
интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Место данного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по
программепроводятся во внеурочное время
Категория обучающихся
Возраст обучающихся: 11-13 лет.
Условия набора детей в коллектив: набор проводится по желанию ребенка и с
согласия родителей. На обучение по Программе принимаются обучающиеся в
возрасте 11-13 лет без ограничений по уровню подготовки.
Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов,
индивидуально-групповые на практических занятиях.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный
подход к каждомуобучающемуся. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Познавательная
биология» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико- ориентированных знаний о природе, приобретут
целостный взгляд на мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать
умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать
некоторые причинно-следственные связив окружающем мире;
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания
(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью
поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными
объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и
закрепляется впроцессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий
с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета; - проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
В процессе прохождения программы должны быть достигнуты
следующие результаты:
1 уровень результатов: «Приобретение социальных знаний»
1) личностные качества: - уважительное отношение к труду и творчеству своих
товарищей; - формирование эстетических чувств, познавательных интересов и
мотивов, направленных на изучение живой природы;
2) универсальные способности - умение видеть и понимать значение практической
и игровой деятельности;
3) опыт в проектно-исследовательской деятельности
-умение работать с разными источниками информации; - овладение составляющими
исследовательской и научно-практической деятельности, ставить вопросы,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым
объектам;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
2 уровень результатов: «Формирование ценностного отношения к социальной
реальности»
1) личностные качества:
- навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под
руководством учителя;
- навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
2) универсальные способности:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
3) опыт в проектно-исследовательской деятельности:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить
задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы;
- умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и
отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы
— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
3 уровень результатов: «Получение самостоятельного общественного действия»
1) личностные качества:
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу
одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
его выражения;
2) универсальные способности:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию;
3) опыт в проектно-исследовательской деятельности:
- выражение в игровой деятельности своего отношения к природе
Обучающиеся смогут: узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по
описанию;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практическойдеятельности по сохранению природного
окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними
животными;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;
предвидеть последствия деятельности людей в природе;
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
III.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (3часа)
План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных, практических
работ.Ознакомление с оборудованием центра «Точка роста».
Оформление уголка кружка.
Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа №1 «Лабораторное
оборудование иприборы для научных исследований».
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (6 часов)
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент История
изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Клеточное строение
организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых. Техника приготовления
временного микропрепарата. Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки
живых организмов. Микромир вокруг нас.
Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа № 2 Лабораторный
практикум
«Изучение устройства увеличительных приборов».
«Части клетки и их назначение». Мини-исследование.
Раздел 2. Биология растений (16часов).
Дыхание и обмен веществ у растений. Изучение механизмов испарения воды листьями.
Испарение воды растениями. Тургор в жизни растений. Воздушное питание растений —
фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания семян. Деление клеток. Растения.
Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека. Вегетативное
размножение растений
Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа №5 «Дыхание листьев»,
Лабораторная работа № 6 «Зависимость транспирации и температуры от площади
поверхности листьев». Лабораторная работа №7 «Испарение воды листьями до и после
полива».
Лабораторная работа № 8 Тургорное состояние клеток. Лабораторная работа № 9
«Фотосинтез». Лабораторная работа № 10 «Значение кутикулы и пробки в защите
растений от испарения».
Лабораторная работа № 10 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от
испарения». Лабораторная работа № 11«Условия прорастания семян». Значение воды и
воздуха для прорастания семян». Лабораторная работа № 12«Наблюдение фаз митоза в
клетках растений»
Лабораторная работа № 13 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений»,
Лабораторная работа № 14 «Обнаружение нитратов в листьях». Практическая работа
«Способы вегетативногоразмножения растений».
Раздел 3. Зоология(7 часов)
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни
человека.Простейшие. Движение животных.
Тип кольчатые черви. Внутреннее строение дождевого червя. Мини-исследование
«Птицы накормушке»
Практическая зоология
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Практическая
работа
«Классификация животных ».Отличительные признаки животных разных царств и
систематических групп. Лабораторная работа № 15 «Сравнительная характеристика
одноклеточных организмов»
Лабораторная работа № 16 «Наблюдение за передвижением животных».
Практическаяорнитология. Работа в группах: исследование «Птицы на кормушке».
Раздел 4 Экология(2 часа)
Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Экологический практикум:
«Влияниеабиотических факторов на организмы».
«Определение запыленности воздуха в помещениях», «Измерение влажности и
температуры вразных зонах класса».
Тематическое планирование
№
Тема
занятия
Форма
занятия
Целевая установка
занятия
Основные виды деятельности
обучающихся на внеурочном занятии
Использование
оборудование «Точка
роста»
Кол- во
часов
Беседа
Лабораторная
работа №1
«Лабораторное
оборудование и
приборы для
научных
исследований».
Широкий спектр
датчиков позволяют
учащимся знакомиться с
параметрами
биологического
эксперимента не только
на качественном, но и на
количественном уровне.
формируется и развивается
изобретательское, креативное и критическое
мышление обучающихся.
«Точка роста»—
комплект учебного
оборудования ,
материальная база для
создания
инновационной
образовательной среды.
1
Коллективная
Формировать такие
качества, как дружба,
коллективизм, личная
ответственность за общее
дело.
Коммуникативные – обеспечивающие
социальную компетентность
познавательные – общеучебные, логические,
связанные с решением проблемы
Регулятивные – обеспечивающие
организацию собственной деятельности
Личностные – определяющие
мотивационную ориентацию.
Фотоиллюстрации,
компьютер, принтер
2
Введение.(3часа)
1
2-3
План работы
и техника
безопасност
и при
выполнении
лабораторны
х,
практических
работ.
Ознакомлени
ес
оборудовани
ем центра
«Точка
роста».
Оформлени
е уголка
кружка.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука ( 6 часов)
4
5-
6
Методы
изучения
живых
организмов:
наблюдение,
измерение,
эксперимент
История
изобретения
микроскопа,
его
устройство
и правила
работы.
Клеточное
строение
организмов.
Многообра
зие клеток.
Методы
изучения
живых
Лабораторная
работа № 2
«Изучение
устройства
увеличительны
х приборов».
Объяснять назначение
увеличительных
приборов. Различать
ручную и штативную
лупы, знать величину
получаемого с их
помощью увеличения.
Умение работать с лабораторным
оборудованием, увеличительными
приборами. Изучать устройство микроскопа и
соблюдать правила работы с микроскопом.
Сравнивать увеличение лупы и микроскопа.
Получать навыки работы с микроскопом при
изучении готовых микропрепаратов.
Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным оборудованием.
Микроскоп световой,
цифровой, лупа.
1
Лабораторный
практикум
«Части клетки
и их
назначение».
Сравнивать животную и
растительную клетки,
находить черты их
сходства и различия.
Различать ткани
животных и растений на
рисунках учебника,
характеризовать их
строение, объяснять их
функции.
Микроскоп световой,
цифровой.
Иллюстрации,
презентация. Схемы.
1
Техника
приготовлен
ия
временного
микропрепар
ата
Лабораторная
работа №3
«Приготовление
препарата
клеток сочной
чешуи
луковицы лука»
Формирование умения
работать с микроскопом,
научиться готовить
микропрепарат кожицы
лука, находить основные
части клетки на
микропрепарате,
схематически изображать
строение клетки.
Умение работать с лабораторным
оборудованием, увеличительными
приборами. Наблюдать части и органоиды
клетки на готовых микропрепаратах под
малым и большим увеличением микроскопа и
описывать их. Различать отдельные клетки,
входящие в состав ткани. Обобщать и
фиксировать результаты наблюдений, делать
выводы. Соблюдать правила работы в
кабинете биологии, обращения с
лабораторным оборудованием.
Развивать самостоятельность при ведении
учебно-познавательной деятельности.
Знакомить с многообразием микроскопов,
устройством и правилами работы с ними (на
примере цифрового микроскопа). Обучать
технике изготовления микропрепаратов;
способам фиксирования результатов
наблюдений в виде фото и видео,
выполненных с помощью цифрового
микроскопа.- сформировать у школьников
представление о принципах функционирования
микроскопа и об основных методах
Интерактивный комплекс,
световой, цифровой
микроскоп, репчатый лук,
пинцет,препаровальные иглы,
стекла предметные,
стаканчики с водой, пипетки,
фильтровальная бумага,иод.
1
7
Клетки,
ткани и
органы
растений.
Отличительн
ые признаки
живых
организмов.
Лабораторная
работа
№4«Ткани
растительного
организма».
Понятие о ткани
растений. Виды тканей:
основная, покровная,
проводящая,
механическая. Причины
появления тканей.
Растение как целостный
живой организм,
состоящий из клеток и
тканей.
8-9
«Микромир
вокругнас»
Миниисследование.
Провести исследования
различных объектов при
помощи микроскопа.
собрать информацию о
микроорганизмах,
выяснить какую роль
микромир играет для
природы и человека.
10
Раздел 2.Биология растений (16 часов)
Характеризовать
Дыхание и
Лабораторная
сущность процесса
обмен
работа № 5
дыхания у растении.
веществ у
«Дыхание
Устанавливать
растений.
листьев»,
взаимосвязь процессов
дыхания и фотосинтеза,
проводить их сравнение.
Определять понятие
«обмен веществ».
Характеризовать обмен
веществ как важный
признак жизни.
микроскопирования;
Определять понятие «ткань».
Характеризовать особенности строения и
функции тканей растений. Устанавливать
взаимосвязь строения и функций тканей.
Объяснять значение тканей в жизни
растения. Обобщать и систематизировать
знания по теме, делать выводы. Отвечать на
итоговые вопросы темы, выполнять задания.
Микроскоп цифровой,
микропрепараты микро
препараты
«Продольный срезстебля
кукурузы»,
«Поперечный срезкорня
тыквы»,
«Строение корня»;
микроскопы; таблицы
«Клеточное строение корня»,
«Корень и егозоны»,
«Внутреннее
строение листа».
Проанализировать материалы
Микроскоп цифровой, спирт,
информационных ресурсов и литературы и
вода, йод и пищевой
ввести понятие микромира;
краситель дляокрашиваний,
чашка Петри (плоская
изучить разновидности микроорганизмов;
баночка из стекла с
выяснить какую роль микромир играет для
природы и человека узнать может ли микромир крышкой), но для каждого
причинить вред, если да, то выделить способы исследования просто
борьбы сним; провести опрос среди учащихся. необходимы: предметное и
покровноестекло, пинцет,
пипетка, тонкая игла и т.д.
1
Воспитание бережного отношения к своему
здоровью, привитие интереса к изучению
предмета. Выполнять опыт, наблюдать
результаты и делать выводы по результатам
исследования.
1
Компьютер с программой
Releon Lite,датчики
кислорода и углекислого газа,
2
1112
Изучение
механизмо
виспарения
воды
листьями.
13
Испарение
воды
растениями
1415
Тургор в
жизни
растений.
Лабораторная
работа № 6
«Зависимость
транспирации
и температуры
от площади
поверхности
листьев».
Лабораторная
работа №7
«Испарение
воды листьями
до и после
полива».
Лабораторная
работа № 8
Тургорное
состояние
клеток.
Выявить зависимость
транспирации и
температуры от площади
поверхности листьев.
Компьютер с
программным
обеспечением Датчики
температуры и влажности
Комнатное растение:
монстера илипеларгония
2
1
Выяснить как влияет,
полив растения на
количество испаряемой
воды.
Провести измерения температуры и
влажности, когда земля в горшке с растением
сухая. Проанализировать полученные
данные.
Компьютер с программным
обеспечением измерительный
Интерфейс датчик
температурыдатчик
влажности.
Выяснить зависимость
тургорного состояния от
количества вод в клетках.
Продемонстрировать явление тургора на
примере поступления и выхода воды в
клетках лука или корнеплода моркови.
2
Цифровой датчик
электропроводности,вода,
1М раствор хлорида
натрия, пробирки, штатив,
химические стаканы,
фильтровальная бумага,нож
или скальпель, линейка или
штангенциркуль.
Предметные стека,
препаровальные стекла,
препаровальная игла, пинцет,
спиртовка,
спички, пипетка, метиленовый
синий, фильтровальная бумага,
микроскоп, пророщенные
семена или луковицы с
корешками.
16
Воздушное
питание
растений —
фотосинтез.
Лабораторная
работа № 9
«Фотосинтез».
Изучить механизм
фотосинтеза как способа
питания растений;
раскрыть сущность
процесса фотосинтеза и
его значения для жизни
на Земле.
17
Кутикула.
Выяснить роль кутикулыи
пробки в защите от
испарения воды с
поверхности корней,
побегов и клубней.
18
Условия
прорастания
семян.
Лабораторная
работа № 10
«Значение
кутикулы и
пробки в
защите
растений от
испарения».
Лабораторная
работа № 11
«Условия
прорастания
семян».
Значение воды
и воздуха для
прорастания
семян».
Лабораторная
работа № 12
«Наблюдение
фаз митоза в
клетках
растений»
19-20 Деление
клеток.
Изучить роль Запасных
питательных веществ
семени. Температурные
условия прорастания
семян. Роль света.
Рассмотрение
микропрепаратов с
делящимися клетками
растения, изучить
поведение хромосом во
время фаз митоза
Приводить примеры организмов —
автотрофов и гетеротрофов, находитьразличия
в их питании. Обосновывать космическую
роль зелёных растений.
Использовать информационные ресурсы для
подготовки сообщения о роли фотосинтеза на
нашей планете Выполнять наблюдения и
измерения.
Какое значение имеют кутикула и пробка в и
спарении воды растением.
Какая покровная ткань в большей степени вл
ияет на испарение воды растением.
Цифровая лабораторияпо
экологии (датчик
углекислого газа и
кислорода).
1
два свежих яблока и два
клубня картофеля, весы,нож,
полиэтиленовые пищевые
пакеты, датчикотносительной
влажности воздуха.
1
Характеризовать роль воды и воздуха в
прорастании семян. Объяснять значение
запасных питательных веществ в
прорастании семян. Объяснять зависимость
прорастания семян от температурных
условий. Прогнозировать сроки посева семян
отдельных культур. Умение работать с
лабораторным оборудованием,
увеличительными приборами.
Обучающая – научить применять полученные
знания при сравнении основныхстадий
деления клеток в митозе;
развивающая – способствовать формированию
навыков работы смикроскопом;
- воспитательная –предоставить возможность
проявитьсамостоятельность и активность в
выполнении заданий лабораторной работы,
аккуратность в оформлении результатов.
Цифровая лабораторияпо
экологии (датчик
освещенности,
влажности и
температуры).
1
Предметные стекла, покровные 2
стекла, препаровальная игла,
пинцет, спиртовка, спички,
пипетка, метиленовый синий,
фильтровальная бумага,
микроскоп, пророщенные
семена или луковицы с
корешками.
21
Растения.
Многообрази
е растений.
Значение
растений в
природе и
жизни
человека
Лабораторная
работа № 13
«Обнаружение
хлоропластов в
клетках
растений»
Характеризовать главные
признаки растений.
2223
Лист.
Лабораторная
работа № 14
«Обнаружение
нитратов в
листьях»
2425
Вегетативно
е
размножени
е растений
Практическая
работа
«Способы
вегетативного
размножения
растений».
Раздел 3.Животные (7часов)
Обнаружение хлоропластов в
клеткахрастений с
использованием цифрового
микроскопа.Электронные
таблицы иплакаты
1
Обнаружить нитраты в
листьях растений и
определить источник их
поступления.
Различать части цветкового растения на
рисунке учебника, выдвигать предположения
об их функциях. Сравнивать цветковые и
голосеменные растения, характеризовать их
сходство и различия. Характеризовать мхи,
папоротники, хвощи, плауны как споровые
растения, определять термин «спора».
Выявлять на рисунке учебника различия
между растениями разных систематических
групп. Сопоставлять свойства растительной и
бактериальной клеток, делать выводы.
Характеризовать значение растений разных
систематических групп в жизни
Человека. Умение работать с лабораторным
оборудованием, увеличительными приборами
Существуют нормы по содержанию
нитратов. Опасно ли для человека
повышенное содержание нитратов в
растениях.
Побеги комнатных растений
(бальзамина,или
быстрорастущих видов
семейства Коммелиновые —
традесканции, зебрины,
сеткреазии), ступка с
пестиком, ножницы, воронка,
марля или бинт, химический
стакан на 50 мл, цифровой
датчик концентрации ионов,
электрод нитратанионов,
электрод сравнения.
2
Сформировать умение
размножать растения с
помощью вегетативных
органов.
сформировать знания о способах
вегетативного размножения растений в
природе и практике человека, роли
вегетативного размножения
Субстрат для укоренения
черенков,рассадные ящики,
цветочные горшки,
стаканы с водой,ожницы,
нож, учебник, видеоурок и
таблица «Вегетативное
размножение».
2
26
Животные.
Практическая
Строение
работа
животных.
«Классификаци
Многообрази я животных».
е животных,
их роль в
природе и
жизни
человека.
Распознавать
одноклеточных и
многоклеточных
животных на рисунках
учебника.
Характеризовать простейших по рисункам
учебника, описывать их различие, называть
части их тела. Сравнивать строение тела
амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.
Называть многоклеточных животных,
изображённых на рисунке учебника.
Различать беспозвоночных и позвоночных
животных. Объяснять роль животных в
жизни человека и в природе.
Характеризовать факторы неживой природы,
оказывающие влияние на жизнедеятельность
животных. Умение работать с лабораторным
оборудованием, увеличительными приборами
Готовить микропрепарат
культуры амеб.Обнаружение
одноклеточных животных
(простейших)в водной среде с
использованием цифрового
микроскопа. Электронные
таблицы иплакаты
1
2728
Простейшие Лабораторная
работа
«Сравнительна
я
характеристика
одноклеточных
организмов»
Изучить особенности
строения и
жизнедеятельности
простейших (Protozoa).
Предметные стёкла,
покровные стекла,
препаровальная игла, пинцет,
пипетка, фильтровальная
бумага,микроскоп,
микропрепарат инфузориятуфелька, эвглена, мерный
стаканс водой из природного
водоема, вата.
2
29
Движение
животных.
Готовить микро - препарат
культуры инфузорий.
Изучать живые организмы
под микроскопом при
малом увеличении.
Выявлять характерные признаки подцарства
Простейшие, или Одноклеточные, типа
Саркодовые жгутиконосцы.
Распознавать представителей класса
Саркодовые на микропрепаратах,
рисунках, фотографиях.Устанавливать
взаимосвязь строения и функций
организма на примере амёбы-про тея.
Обосновывать роль простейших в экосистемах
Умение работать с лабораторным
оборудованием, увеличительными приборами
Формулировать вывод о значении движения
для животных.
Фиксировать результаты наблюдений в тетради.
Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным оборудованием.
Умение работать с лабораторным
оборудованием, увеличительными приборами.
Электронные таблицы и
плакаты.
1
Лабораторная
работа №
«Наблюдение за
передвижением
животных».
30
Тип
кольчатые
черви.
Внутренние
строение
дождевого
червя.
3132
Миниисследование
«Птицы на
кормушке»
33
34
Лабораторная
работа № 6
«Особенности
внутреннего
строения
дождевого
червя»
Практическая
орнитология.
Работа в
группах:
исследование
«Птицы на
кормушке».
Раздел 4 Экология(2 часа)
Влияние
Экологический
экологически практикум
хфакторов на «Влияние
организмы.
абиотических
факторов на
организмы».
«Микрокли
мат в
классе»
Экологический
практикум
«Измерение
влажности и
температуры в
разных зонах
класса».
изучить внутреннее
развитие дождевогочервя.
Называть черты более высокой организации
кольчатых червей посравнению с круглыми.
Распознавать представителей класса на
рисунках, фотографиях. Характеризовать
черты усложнения строениясистем
внутренних органов.
Формулировать вывод об уровне строения
органов чувств.
Бинокулярный микроскоп,
препаратпоперечный срез
дождевого червя, препарат
поперечный Лупа.
1
2
Различать понятия:
«экологический фактор»,
«фактор неживой
природы», «фактор живой
природы», антропогенный
фактор».
Характеризовать
действие различных
факторов среды на
организмы, приводить
примеры собственных
наблюдений.
Определить и сравнить
влажность и температуру
воздуха в классе и около
растения.
Изучить действие различных факторов среды
(свет, влажность, температура) на организмы,
приводить примеры собственных
наблюдений. Аргументировать деятельность
человека в природе как антропогенный
фактор Выполнение лабораторной работ.
Цифровая лабораторияпо
экологии (датчик
освещенности, влажности и
температуры).
1
Сравнительное исследование температуры и
влажности воздуха в классе и около растения.
Какую роль играют зелёные насаждения в
городе?
Компьютер с программным
обеспечением; Датчики
температуры; Датчики
влажности.
1
IV. Учебный
№
(тематический) план
Тема занятия
всего
теория
1
2-3
4
56
7
8-9
10
1112
13
1415
16
17
Введение.(3часа)
План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных, практических
работ. Ознакомление с оборудованием центра «Точка роста». Лабораторная работа №1
«Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований».
Оформление уголка кружка.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука ( 6 часов)
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент История
изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Лабораторная работа № 2
«Изучение устройства увеличительных приборов».
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых.
Лабораторный практикум«Части клетки и их назначение».
Техника приготовления временного микропрепарата. Лабораторная работа №3
«Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука».
Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов.
Лабораторная работа №4 «Ткани растительного организма».
«Микромир вокруг нас». Мини-исследование.
Раздел 2.Биология растений (16 часов)
Дыхание и обмен веществ у растений. Лабораторная работа № 5 «Дыхание листьев»,
Изучение механизмов испарения воды листьями. Лабораторная работа № 6 «Зависимость
транспирации и температуры от площади поверхности листьев».
Испарение воды растениями Лабораторная работа №7 «Испарение воды листьями до и
после полива».
Тургор в жизни растений. Лабораторная работа № 8 Тургорное состояние клеток.
Воздушное питание растений — фотосинтез. Лабораторная работа № 9«Фотосинтез».
Кутикула. Лабораторная работа № 10 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от
практика
1
1
2
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2
1
1
1
2
0,5
1
0,5
1
1
0,5
0,5
2
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
18
1920
21
2223
2425
26
2728
29
30
3132
33
34
испарения».
Условия прорастания семян. Лабораторная работа № 11 «Условия прорастания семян».
Значение воды и воздуха для прорастания семян».
Деление клеток. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение фаз митоза в клетках растений»
1
0,5
0,5
2
1
1
Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека
Лабораторная работа № 13 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений»
Лист. Лабораторная работа № 14 «Обнаружение нитратов в листьях»
1
0,5
0,5
2
1
1
Вегетативное размножение растений. Практическая работа «Способы вегетативного
размножения растений».
Раздел 3.Животные (7часов)
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни
человека. Практическая работа «Классификация животных ».
Простейшие.
Лабораторная работа «Сравнительная характеристика одноклеточных организмов»
Движение животных. Лабораторная работа №
«Наблюдение за передвижением животных».
Тип кольчатые черви. Внутреннее строение дождевого червя. Лабораторная работа № 6
«Особенности внутреннего строения дождевого червя»
Мини-исследование «Птицы на кормушке» Практическая орнитология. Работа в группах:
исследование «Птицы на кормушке».
Раздел 4 Экология(2 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Экологический практикум «Влияние
абиотических факторов на организмы».
«Микроклимат в классе» Экологический практикум «Измерение влажности и
температуры в разных зонах класса».
2
1
1
1
0,5
0,5
2
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля достижения результатов
Для отслеживания результатов деятельности обучающихся проводится
входящая, промежуточная и итоговая аттестация. Хорошим показателем
работы является участие обучающихся в конкурсах и фестивалях различного
уровня.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение реализации программы
Данная Программа опирается на принципы научности, последовательности,
преемственности, доступности, наглядности, поддержания интереса к ней. С целью
более эффективной реализации
Программы созданы условия для благоприятного, личного общения педагога с
обучающимися, используются технологические средства обучения, проводятся
экскурсии, применяются игровые технологии и творческая деятельность, проводятся
лабораторные и практические работы.
Теоретический материал дается в доступной, наглядной, эмоционально-окрашенной
форме. Обучающиеся вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность
Основной формой организации деятельности обучающихся на занятии являются
групповая работа. В течение всего времени обучения по Программе обучающиеся
приобретают теоретические знания, которые подкрепляются практической
деятельностью. Основными формами, обеспечивающими сознательное и прочное
усвоение обучающимися материала, являются:
-практическое занятие, сочетающее теоретическое и практическое
освоение новыхзнаний, умений и навыков;
- практикум предусматривает отработку практических навыков;
- самостоятельная работа формирует навык самостоятельной деятельности.
При изучении теоретического материала с учётом возрастных особенностей
организуютсяпрактические и лабораторные работы, самостоятельная работа, подготовка
докладов, творческих работ, исследовательских работ, проектов. Организуется работа с
ресурсами Интернет, создание мультимедийных презентаций, встречи со
специалистами.
Программа предусматривает использование различных педагогических
технологий,применяемых в системе дополнительного образования:
включенность каждого
обучающегося);
- одна из наиболее
эффективныхтехнологий личностно - ориентированного образования;
- создающие максимально возможные условия для
сохранения, укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования (учащихся, педагогов);
Внедряемые технологии позволяют развить способности каждого обучающегося,
включив егов активную деятельность
Исследовательская работа по каждому разделу.
Поиск информации в сети Интернет по темам: «Растительный мир под микроскопом».
«Животный мир под микроскопом», «Чудеса микромира» и других, по выбору
учащихся. Анализ собранной информации и разработка исследовательской работы.
Оформление результатов исследовательской работы.
Подведение итогов работы.
Представление результатов работы. Анализ работы
Темы проектов:
К главе « Бактерии, грибы.»
Исследование бактериальной загрязненности предметов обихода и рук учащихся класса
Получение кисломолочных продуктов в квартире
Можно ли выращивать грибы в домашних условиях?
Влияние различных условий на рост и размножение дрожжей. Изучение работы
дрожжей в тесте
К главе « Растения»
Изучение водорослей в аквариумных условияхВыращивание мандарина из косточки
Выращивание комнатного растения Хлорофитум в различных грунтах. Выращивание
растений из семян экзотических плодов.
Как быстро вырастить кедр в домашних условиях
Как вырастить цветущий кактус Выявление фототропизма у растений. Влияние
магнитной воды на жизнедеятельность растений
Можно ли из одного растения вырастить растение с двумя стеблями? Какие корни у
растений тундры? Растения хищники.
Техника гидропоники в комнатном цветоводстве Исследование условий хранения
букетов цветов Влияние настоя крапивы на рост и развитие фиалок. Влияние сока алоэ
как биостимулятора на развитие растений
Влияние талой воды на прорастание семян гороха. Влияние кислотности почв на
развитие растений.
Влияние отходов табачных изделий на развитие растений. Влияние азотных удобрений
на развитие растений.
Исследование живых организмов в пробах почвы.
Установить зависимость факторов неживой природы от живой (плодородие почвы от
гниениярастений).
К главе « Животные»
Чудодейственность зоотерапии Электричество в живых организмах.Жизнь муравьев.
Загадки пчелиного улья
Изучение внешних условий, при которых возможно разведение и сохранение
потомствазолотой рыбки
Исследование жизнедеятельности дождевых червей в различных видах почв Поведение
попугаев-неразлучников
Мир глазами различных животных.
V.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной
образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие
оборудования центра «Точка роста»: - цифровая лаборатория по биологии; помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью
(доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной
водопроводной водой); - микроскоп цифровой; - комплект посуды и оборудования для
ученических опытов; - комплект гербариев
демонстрационный; - комплект коллекции демонстрационный (по разным темам); мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран,
средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий,
тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения
практических работ.
Литература
1. Методическое
пособие
«Реализация
образовательных
программ
естественнонаучной и технологической направленности по биологии с
использованием оборудования центра
«Точка роста». В.В.Буслаков, А.В.Пынеев.
2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд.,
доп. — М.:Просвещение, 1991.
3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
4. Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить: Методическое пособие для
учителей. –Новосибирск: Лада, 2000.
5. Болушевский С.В. Биология. Веселые научные опыты для детей и взрослых-М.:
Эксмо,2013. -96с.
6. Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Естествознание. Ботаника; Академия Москва, 2012.
- 368 c.
7. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От
экологического образования к образованию для устойчивого развития. –
СПб.: Наука, САГА, 2005.
8. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках
биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания»,
2006.
9. Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. – М.: Просвещение,
1995.
10. Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Ботаника; ГЭОТАР-Медиа – Москва, 2013.
11. Лазаревич С. В. Ботаника; ИВЦ Минфина - Москва, 2012. - 480 c.
12. Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине. – М.: Нива России,
1992.
13. Мухин В. А. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. – Ростов н/Д:
Феникс,2013.
14. Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.
Ботаника;Академия – Москва, 2012. - 288 c.
15. Смелова В.Г. «Зеленые друзья» Физиология растений/ методическое
пособие дляучителей. – М.:2011
16. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение,
2007.
17. «Юный эколог». 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий,
методические рекомендации / авт.-сост. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина,
Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2018.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Список литературы для обучающихся
А. Ван Саан. Веселые эксперименты для детей. Биология. – СПб: Питер, 2011.
Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность
питания. – М.:Экологический вестник России, 1995.
Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы – М.: Дрофа, 2010.
Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. – М.: Дрофа, 1995.
Прядко К.А. Понятия и определения: Экология / Словарик школьника.
– СПб:Издательский дом «Литера», 2006.
Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В. Резько. – Мн.:
ООО «Харвест», 1999.
Синадский Ю.В., Синадская В.А. Целебные травы. – М.: Педагогика, 1991.
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Ред. коллегия: М. Аксенова, В.
Володин,Г. Вильчек, Е. Ананьева и др. – М.: Аванта +, 2005.
Интернет-ресурсы
1. https://moodledata.soiro.ru/eno/met_rec.pdf.
Лабораторный
практикум
по
биологии.
2. https://urok.1sept.ru/articles/611487
методические
разработки
с
использованиемцифровой лаборатории.
3. http://window.edu.ru/resource/880/29880/files/ssu016.pdf
Школьный
практикум побиологии.
4. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные
ресурсыобразования»
5. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов: [Электронный
ресурс]. URL:http://school-collection.edu.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020).
6. Комнатное
цветоводство:
[Электронный
ресурс].
URL:
https://www.floriculture.ru/. (Датаобращения: 28.03.2020).
7. Научно-популярные и учебные фильмы: [Электронный ресурс]//
Учебное видео. Экранизации. Биографии. URL: http://schoolcollection.edu.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020).
8. Сезоны года. Общеобразовательный журнал: [Электронный
ресурс]. URL:https://сезоны-года.рф. (Дата обращения: 28.03.2020).