Рабочая программа внеурочной деятельности Лыжная подготовка 5-7 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области

Принята
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 29.08.2024 года

Утверждаю.
Директор МОУ СОШ
с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
_____________ О. В. Парфёнова
Приказ № 101 от 29.08.2024 года

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Лыжная подготовка»
для учащихся 5-7 классов
Направление: спортивно – оздоровительное

Педагог – Парфёнов Евгений Вячеславович

с. Свищёвка
2024 – 2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурноспортивной направленности «Лыжная подготовка» составлена в соответствии с:
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с
"СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660
2. Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. (Составители: Попова Ирина
Николаевна – зам. руководителя Центра социализации, воспитания инеформального
образования ФГАУ ФИРО, к.п.н., доцент Славин Семен Сергеевич – старший
научный сотрудник ФГАУ ФИРО). – М.; 2015 – Письмо Министерства образования
и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013
N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.
Направленность программы – физкультурно-оздоровительная
Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим
видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из
первых мест по своему характеру двигательных действий.
Актуальность программы. Занятия лыжным спортом компенсируют
недостаточную двигательную активность современных подростков, играют большую роль
в профилактике многих заболеваний, повышают функциональные возможности
организма, повышают работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия
лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой
ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо
осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения
сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная
учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.
Лыжные гонки являются одним из самых массовых видов спорта.
Занятия лыжными гонками способствуют развитию всех физических качеств, а более
всего общей выносливости, что актуально в современном мире.
Программа рассчитана на разновозрастную категорию обучающихся - 10-17 лет.
Программа составлена с учетом психологических и физических особенностей развития
детей.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 17 часов в год, по 1
часа в неделю.
Форма обучения – очная, в дневное внеурочное время.

Особенности организации
образовательного процесса - основной формой
обучения являются групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия.
Формы аттестации: контрольные испытания по ОФП, участие в соревнованиях
разного уровня.
Цели программы «Лыжная подготовка»:


освоение знаний о физической культуре, её связи с физическим воспитанием и
спортивной подготовкой;
 формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно –
оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и
коллективных формах занятий физкультурой и спортом;
 укрепление здоровья и повышение уровня физического развития обучающихся.
Задачи программы «Лыжная подготовка»:
Обучающие:
· освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов
Развивающие:
· развитие и закрепления потребности в систематических занятиях спортом
· развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом
· формирование морально-волевых качеств юных спортсменов
Воспитательные:
· воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
· воспитывать дисциплинированность;
· способствовать снятию стрессов и раздражительности;
· воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта.
Ожидаемые результаты:
Обучаясь по данной программе, учащиеся должны:
Знать / понимать:
 влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья,
профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
 формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и
применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и
высоких результатов;
 требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом;
 способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической
подготовленности.
Уметь:
 планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по
лыжному спорту;
 выполнять приемы страховки и самостраховки;
 выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
 выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по
избранному виду спорта;
 выполнять требования физической и спортивной подготовки во время
соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
 владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);



использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
























В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность
формирования
Личностных результатов:
Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительно относиться к
культуре других народов;
Освоить мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной
секции,
Проявлять этические чувства, доброжелательную и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при
объяснении ошибок и способов их устранения;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные
соревнования;
Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической
культурой;
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками УУД (познавательные,
регулятивные, коммуникативные):
Владеть
Применять полученные знания в игре.
Контролировать свое самочувствие.
Планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
Определять общую цель и путей её достижения.
Распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный
контроль.
Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных условиях.
Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.
Излагать факты истории развития волейбола.
Предметные результаты
Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства
физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
Использовать подвижные игры с элементами волейбола как средство укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;











Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы
тела) и развития основных физических качеств;
Организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка,
оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить ошибки и способы их
устранения;
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам поведения;
Взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и
соревнований;
В доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Введение. История возникновения и развития лыжного спорта
Эволюция лыж о снаряжения лыжника. Освоение терминологии лыжника- спортсмена.
Единые правила ухода за лыжным инвентарём. Особенности применения лыжных мазей.
Понятие об общефизической и специальной подготовке лыжника—гонщика. Крупнейшие
международные и всероссийские соревнования лыжников.
Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж.
Строевые упражнения.
Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к учебно-тренировочным
занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на уроках лыжной подготовки и
соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий. Оказание первой
помощи при травмах и обморожении. Название
разучиваемых упражнений и основы правильной техники. Элементы тактики лыжных
гонок. Виды лыжного спорта. История развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники,
Олимпийские чемпионы. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья.
Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости
во время
самостоятельных занятий.
2. Психологическая подготовка юного лыжника. Стойка лыжника, развитие
координации.
Стойка лыжника. Понятие о чувстве «времени, снега и лыж». Тренинг на формирование и
развитие координации движения рук и ног, равновесия, ритм, ориентирование в
пространстве, реагирование на препятствие, перестроение двигательной деятельности.
Согласование и дифференцирование параметров движений, сохранение статикокинетической устойчивости во время движения по снегу.
3. Особенности различных лыжных ходов.
Значение правильной техники хождения на лыжах для достижения высоких спортивных
результатов. Особенности скоростного режима при прохождении различных дистанций
на соревнованиях. Понятие о разнообразии техник лыжного хода, о торможении и

поворотах, о преодолении подъёмов и спусков, об особенностях махов ногами и руками в
сочетании со свободным скольжением на лыжах. Физические свойства опорнодвигательного аппарата юного лыжника.
Физическое совершенствование. Техника передвижения на лыжах:
1. Передвижение ступающим и скользящим шагами;
2. Попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный
ход,
одновременный безшажный ход, коньковый ход;
3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках;
4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»;
5. Повороты переступанием на месте;
6. Торможение падением, повороты переступанием;
7. Непрерывное передвижение от 1,5 км до 20 км.
Специальная физическая подготовка:
Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей,
отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.
Ходьба широким шагом. Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.
В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же
имитация движений бесшажного одновременного хода. Шаговая имитация с учебной
целью.
4. Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения: Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в
движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение команды «Лыжи на
плечо», «Лыжи под руку», «Лыжи к ноге», «На лыжи становись». Общеразвивающие
упражнения:
1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костносвязочного аппарата рук и плечевого пояса;
2. Упражнения для развития мышц туловища;
3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;
4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.
5. Упражнения в равновесии;
6. Легкоатлетические упражнения.
7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:
- координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в
движении, прыжком с опорой на палки)
- выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной
интенсивности, повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме
большой интенсивности.
- скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на
дистанции от 200 до 500 метров.
5. Особенности передвижения на лыжах по пересечённой местности. Подъём и спуск
по склонам.
Особенности
ступающего и скользящего шага, способы поворота. Движение
попеременным двухшажным и одновременными ходами. Отличительные особенности
техники коньковых и классических способов передвижения на лыжах. Подъём и спуск по
склонам.

Игра «Скользи как можно дольше» проводится с целью выработки силы отталкивания,
координации движений и быстроты разбега на ровной площадке. Группа на лыжах
выстраивается в шеренгу, разомкнутую на вытянутые руки. По сигналу все играющие
делают мощный разбег с толчками палками до стартовой отметки, после чего скользят на
двух лыжах, стараясь прокатиться как можно дальше без помощи палок. Победителем
признаётся проскользивший дальше всех.
6.Подготовка и проведение квалификационных соревнований лыжников.
Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к
соревнованиям, оформление стартового городка, разметка дистанции. Требования к
спортивной форме лыжника. Эмблема, номер, другие спортивные атрибуты. Правила
проведения соревнований. Права и обязанности судейской коллегии
7. Кроссовая подготовка.
Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- тренировочные занятия:
- групповые уроки.
Виды деятельности:
- игровая;
- практические;
- учебно-тренировочные;
- тренировочные;
- контрольные.
Формы работы на занятиях:
- соревнования;
- подвижные игры;
- спортивные игры;
- кросс;
- эстафеты.
Основные методы и технологии:
Словесные – беседа, квалифицированный показ и объяснение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

2

Наименование разделов, тем
Лыжная подготовка

всего
12

Общая физическая подготовка,
игры

5

Итого

17

Количество часов
теория
практика
12
В процессе
реализации
практики
5
В процессе
реализации
практики
17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п

Форма
занятия

1.

тренировка

2.

тренировка

3.

Тренировка

4.

Тренировка

5.

Тренировка

6.

тренировка

7.

Тренировка

8.

Тренировка

9.

Тренировка

10.

Тренировка

11.

Тренировка

12.

Тренировка

13.

Тренировка

14.

Тренировка

15.

Тренировка

Кол- Тема занятия
Дата
Время
во
проведения проведения
часов
занятия
1
Инструктаж по Т\Б. Гигиена
спортсмена. ОФП. Специальная
физическая подготовка
1
ОФП. Специальная физическая
подготовка.
Техническая
подготовка.
1
ОФП.
Кросс.
Специальная
физическая подготовка. Игра.
1
Теория «Спортивный инвентарь
и экипировка лыжника». ОФП.
СФП, Игра.
1
Техника лыжных ходов. ОФП.
СФП.
1
Равномерная
тренировка
техники лыжных ходов. СФП.
ОФП
1
Теория «Правила соревнований
по лыжным гонкам». Техника
лыжных ходов.
Скоростная
работа. СФП.
1
Преодоление
спусков,
подъемов. Техника лыжных
ходов. ОФП
1
Теория «Правила соревнований
по лыжным гонкам». Техника
лыжных ходов.
1
Техника
лыжных
ходов.
Преодоление подъемов, спусков
1
Техника
лыжных
ходов.
Эстафеты. Скоростно-силовая
подготовка
1
Техника
лыжных
ходов.
Равномерная тренировка. СФП
1
Техника
лыжных
ходов.
Интервальная работа. ОФП
1
Теория
«Смазка
лыж».
Равномерная
тренировка.
Техника лыжных ходов
1
Техника
лыжных
ходов.
Скоростно-силовая
работа.

16.

Тренировка 1

17.

Тренировка 1

ОФП.
Техника
лыжных
ходов.
Отработка спуска и подъема в
гору.
Равномерная
тренировка.
Отработка техники лыжных
ходов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо наличие материально-технической
базы.
Наличие стадиона, спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки,
гимнастические маты, гимнастические палки), для проведения занятий в холодную
погоду, помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в специально
оборудованных стеллажах. Наличие необходимого количество комплектов исправного
лыжного инвентаря (комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением, лыжные
ботинки, палки), пронумерованного и закрепленного за учащимися. Наличие набора
инструментов для установки креплений и мелкого ремонта. Наличие комплекта лыжных
мазей для различных температур.
Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко
от школы. Имеется учебная площадка рядом со школой, предназначена для обучения
технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в овраге, проходит по
пересеченной местности, служит для закрепления и совершенствования техники
изученных способов передвижения.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
1.

А.А.Зданевич, В.И.Лях Комплексная программа
учащихся 1 – 11 классы. М.: «Просвещение», 2018 год.

Оборудование:
1. Гимнастическая стенка – 1 шт.;
2. Гимнастические маты – 6 шт.;
3. Гимнастические скамейки – 3 шт.;
4. Площадка баскетбольная – 1 шт.;
5. Мячи баскетбольные (тренировочные) – 10 шт.;
6. Лыжи – 10 шт.;
7. Ботинки лыжные -10 пар;
8. Палки лыжные.- 10 пар;
9. Скакалки – 10 шт.;

физического

воспитания

10. Свисток - 1 шт.;
11. Мяч футбольный – 1 шт.;
12. Стадион -1 шт.;
13. Мазь лыжная -3 шт.

1.
2.
3.
4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для ИФК.- М.: физкультура и спорт, 1980
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов. - М:
Просвещение,
Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2001
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Пер. с венгер.-М: Радуга,
1982


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».