Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Свищёвки им. П. И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
Принята
Утверждаю.
на заседании
Директор МОУ СОШ
педагогического совета
с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Протокол №1
_____________ О. В. Парфёнова
от 29.08.2024 года
Приказ № 101 от 29.08.2024 года
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Театральная студия «Непоседы»»
для учащихся 2- 3 классов
Срок реализации программы 1 год
Педагог: Точилина Г.П., учитель начальных классов
с. Свищевка
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая Программа внеурочной деятельности была разработана в рамках реализации
ФГОС общего образования школы I ступени на основании авторской программы В. А.
Горского «Школьный театр «Петрушка»» («Примерные программы внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А.Горского. М.:
Просвещение, 2011). Основная идея Программы и её содержание направлены на
реализацию приоритетных направлений и документов, определяющих развитие
современной системы российского образования: «Концепция духовно – нравственного
развития и воспитания личности гражданина России», «приказ №373».
Программа разработана с учётом уже существующих научно – методических разработок,
исследований в области художественно – эстетического образования детей младшего
школьного возраста. При создании настоящей Программы были использованы материалы
и разработки следующих авторов: В. А. Горского, И. А. Генераловой, А. И. Фоминцева, О.
Джежелей, Т. А. Ладыженской, в которых рассматриваются вопросы организации
театральной деятельности в общеобразовательной школе.
Настоящая Программа носит модифицированный характер.
В основу Программы вложены следующие принципы:
принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его
жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные
параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность
реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как
творческой личности. Это значит способствовать усвоению детьми социального
опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в
конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Кроме
вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных
свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.
принцип деятельности.
Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В
работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок
ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет
перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт
о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его
сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить,
двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие
задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с
детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения
теплотой, терпимостью, ровностью;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и
положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии; - насыщение
процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой,
интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями
уверенности, успеха, достижения; создание художественной среды.
Цель: организовать деятельность в рамках художественно – эстетической направленности
по развитию у учащихся 3 классов творческих способностей.
Задачи:
Обучающие - развивать интерес к культуре своего народа, включать детей в творческую
деятельность; развивать интерес к занятиям художественным творчеством; сформировать
первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества;
формировать умения выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
формировать умения осуществлять продуктивное взаимодействие с партнёрами;
формировать умения самостоятельно создавать способы решения проблем творческого
характера; сформировать элементарные представления о театральных профессиях;
развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке; мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы,
села.
Воспитательные - формировать навыки плодотворного взаимодействия с большими и
малыми социальными группами, основанными на взаимопомощи и взаимной поддержке;
воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; развивать умение
проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении
заданий; сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях; развивать
чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
Развивающие – развивать эмоциональную сферу ребенка; воспитывать чувство
сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения; формировать
потребность в самовыражении, формировать способность обучающегося строить
познавательную, творческую деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив,
прогноз, средства, контроль, оценка), развивать творческие способности детей.
Настоящая Программа включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной,
заключительный. Подготовительный – направлен на введение учеников в курс занятий;
основной – на реализацию содержания Программы; заключительный – на подведение
итогов.
Программа «Театральная студия Непоседы» ориентирована на всестороннее развитие
личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и
деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, предназначена для
учащихся
3
классов,
обладающих
следующими качествами:
недостаточная
организованность, непосредственность, высокая игровая активность, познавательный
интерес, недостаточная сформированность произвольности психических процессов.
Занятия проводятся в группе наполняемостью 22 человека 1 раз в неделю по 40 минут, во
второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности.
Количество учебных часов в неделю – 1час, в год- 34 часа
Планируемые результаты:
Знать
Личностные
Метапредметные
Предметные
о формах проявления заботы о
человеке при групповом
взаимодействии; правила
поведения на занятиях,
раздевалке, в игровом
творческом процессе, правила
игрового общения, о
правильном отношении к
собственным ошибкам, к
победе, поражению.
знать о ценностном отношении к
театру как к культурному
наследию народа; иметь
нравственно-этический опыт
взаимодействия со
сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми
нравственными нормами.
необходимые сведения о
сценической речи; о
декорациях к спектаклю;
о подборе музыкального
сопровождения к
спектаклю.
анализировать и сопоставлять,
обобщать, делать выводы,
проявлять настойчивость в
достижении цели, соблюдать
правила игры и дисциплину;
Уметь
планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей; адекватно
воспринимать предложения и
оценку учителя, товарища,
родителя и других людей;
правильно взаимодействовать контролировать и оценивать
с партнерами по команде
процесс и результат д-ти;
(терпимо, имея взаимовыручку выбирать вид чтения в
и т.д.); выражать себя в
зависимости от цели;
различных доступных и
договариваться и приходить к
наиболее привлекательных для общему решению в совместной
ребенка видах творческой и
д-ти; формулировать
игровой д-ти
собственное мнение и позицию
быть сдержанным,
терпеливым, вежливым в
процессе взаимодействия;
импровизировать;
работать в группе, в
коллективе; выступать
перед публикой,
зрителями.
полученные сведения о
многообразии театрального
искусства;
самостоятельно
выбирать,
организовывать
небольшой творческий
подводить самостоятельный
красивую, правильную, четкую, проект; иметь
итог занятия; анализировать и звучную речь как средство
первоначальный опыт
систематизировать
полноценного общения.
самореализации в
полученные умения и навыки.
различных видах
Применять
творческой д-ти,
формирования
потребности и умения
выражать себя в
доступных видах
творчества, игре и
использовать
накопленные знания.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный
вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата.
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Знакомство с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на русских народных сказках и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
В конце третьего года занятий учащийся
ЗНАЕТ:
1. Что такое выразительные средства.
2. Фрагмент как составная часть сюжета.
3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
УМЕЕТ:
1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
1. О рождении сюжета произведения.
2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
3. О сверх задаче и морали в произведении.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
3. Анализировать последовательность поступков.
4. Пристраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:
выступления перед зрителями в школе; участие в конкурсах, праздниках.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих
участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.
Настоящая Программа реализуется на основе игровых технологий в
рамках деятельностного подхода.
Средства: компьютер, музыкальные записи, куклы, цветная бумага, картон, ткань.
Учебно – методическая литература:
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
Генералова И.А. 3 класс. Театр. Пособие для дополнительного образования. – М.: Баллас,
2011
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. – М.: Просвещение, 2011
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010
Ефимова Т.Н. Программа кружка «Театр – игра – дети»
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. – М., 1992
Ливаева О.Ю. Программа внеурочной деятельности студии «Школьный театр
«Петрушка»»
Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2003
Никольская М.Н. Занимательные игры для самых маленьких. - Владимир
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
Фоминцев А.И. Уроки основ театрального искусства в начальных классах
общеобразовательной школы. – Красноярск, Буква, 2000
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.
Литература для родителей:
Волина В.В. Учимся играя.- М., 1994
Джежелей О.В. Помогайка. – М., 1995
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. –
Ярославль, 2004
Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… - Владимир, 1992
Литература для детей:
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
Джежелей О.В. Помогайка. – М., 1995
Тематическое планирование
Количество часов
№
Тема занятия
теория
практика
всего
1
История возникновения театра.
0,5
0,5
1
2
Современный театр. Устройство зрительного
зала.
0,5
0,5
1
3
Театральные профессии. Драматический или
кукольный спектакль.
0,5
0,5
1
4
Афиша.
0,25
0,75
1
5
Как самому сделать макет декорации.
0,25
0,75
1
6
Звуковое сопровождение спектакля.
0,25
0,75
1
7
Пластилиновый мир.
1
1
8
Театр кукол. История появления кукол.
0,25
0,75
1
9-10 Кукольный театр.
0,25
1,75
2
11-12 Театр теней (групповая работа)
0,25
1,75
2
13
Музыкальный спектакль.
0,5
0,5
1
14
Цирк.
0,5
0,5
1
0,5
1,5
2
15-16 Сюжет. Фрагмент. Сценарий.
17
Зритель в театре.
1
1
18
Просмотр спектакля
1
1
19
"Внутреннее - внешнее". Этюды на повадки
животных. Образное представление
неодушевлённых предметов
1
1
20
«Говорящие предметы». Рассказ от лица
предмета. Этюды на память физических
действий- действия с воображаемыми
предметами
1
1
21
"Внутреннее - внешнее". Групповые этюды
1
1
22
Уроки сценической речи.
0,25
0,75
1
23
Учимся выразительно читать.
0,25
0,75
1
0,25
4,75
5
Ритмика
1
1
30-31 Импровизация.
2
2
24-28 Учимся танцевать
29
32
Просмотр постановок
1
1
33
Показ лучших сценических историй этюдов,
упражнений.
1
1
34
Концерт.
1
1
28,75
34
Всего
5,25
Календарно - тематическое планирование
«Театральная студия «Непоседы»»
№
Кол- Тема занятия
во
Содержание занятия
часов
1
1
История
возникновения
театра.
Основные вехи развития театрального искусства. Древнегреческие
музы. Вид древнегреческого театра. Театр времён Шекспира. Театр 19
века. Современный театр.
2
1
Современный театр. Театральный словарик: сцена, авансцена, рампа, партер, амфитеатр,
Устройство
ложа, балкон.
зрительного зала.
3
1
Театральные
Знакомство с театральными профессиями: драматург, режиссёр,
профессии.
художник, декоратор, костюмер, сценограф, бутафор, реквизитор,
Драматический или художник – декоратор.
кукольный
спектакль.
4
1
Афиша.
5
1
Как самому сделать Самостоятельное изготовление декораций. «Лиса и заяц»
макет декорации.
6
1
Звуковое
сопровождение
спектакля.
Роль музыки в спектакле. Место звуков и шумов в жизни и на сцене.
7
1
Пластилиновый
мир.
Создание пластилиновой сказки. Как лепить сказочного человечка.
8
1
Театр кукол.
Изготовление куклы – оберега из куска ткани
История появления
кукол.
Изготовление
куклы.
9-10
2
Кукольный театр.
Изготовление
кукол. (групповая
работа)
Эскиз, декорация. А.Толстой «Приключения Буратино». Создание
афиши к спектаклю.
Изготовление пальчиковых кукол, кукол – марионеток. Понятие о
речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей
кукольного спектакля: детей, взрослых, зверей.
Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов
(диалог, монолог, прямая речь, речь автора за кадром, р-з о природе).
Взаимодействие действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах
на сцене. Разыгрывание сцен из сказки А. Толстого «Приключения
Буратино»
11-12
2
Театр теней
Театр теней. Организация и проведение спектакля. Разыгрывание
(групповая работа) несложных пьес.
13
1
Музыкальный
спектакль
Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет,
оперетта и мюзикл.
14
1
Цирк.
История появления цирка в нашей стране. Цирковые профессии.
Сходство и различие циркового представления и спектакля.
15-16
2
Сюжет. Фрагмент. Дать понятие как рождается сюжет, на чём основывается и из чего
Сценарий.
формируется.
Вывод формулы сюжета. Определить сюжет ранее просмотренного
произведения.
Выявление основной мысли произведения. Дать понятие фрагмента,
как составной части сюжета. Научить доносить сюжет (пересказ) по
фрагментарно. Подготовка спектакля (по группам)
17
1
Зритель в театре.
18
1
Просмотр спектакля
19
1
"Внутреннее внешнее". Этюды
на повадки
животных.
Образное
представление
неодушевлённых
предметов
Этюд «Как надо вести себя в театре».
Наблюдение за животными (видео показ), сравнение внешних качеств,
повадок зверей, птиц с человеческими чертами характера. Пробные
этюды.
Совершенствование актёрского мастерства.
Уточнить представления детей о внутреннем мире и его проявлении во
внешних качествах.
Беседа с видео показом, творческая мастерская.
Образное представление неодушевлённых предметов. Представление
своих работ, обсуждение.
20
21
1
1
«Говорящие
предметы». Рассказ
от лица предмета.
Этюды на память
физических
действий- действия
с воображаемыми
предметами
Уточнить представления детей о внутреннем мире и его проявлении во
внешних качествах.
"Внутреннее внешнее".
Групповые этюды
Работа с партнерами по сцене, размещения в сценическом
пространстве (мизансцены), совершенствование актёрского
мастерства. Творческая мастерская. Поставить групповой этюд с
изученными элементами с привлечением одноклассников
Беседа, творческая лаборатория. Образное представление
неодушевлённых предметов.
Закрепление актёрского приёма - пользоваться воображаемым
предметом.
Развивать наблюдательность, последовательность действий,
эмоциональный жест, логику действий. Представление своих работ,
обсуждение.
22
1
Уроки сценической Осанка. Артикуляционная гимнастика. Работа над техникой речи.
речи.
23
1
Учимся
выразительно
читать.
Обсуждение. Научиться конкретно определять характер героя и его
прообраз. Беседа, прослушивание образцов декламации, творческая
мастерская.
24-28
5
Учимся танцевать
Место хореографии в современном мировом искусстве. Просмотр
видеоматериалов о творчестве великих танцоров. Инструктаж по
безопасному выполнению упражнений и танцевальных движений.
Освоение поз и движений классического танца. Упражнения на
укрепление мышц рук, ног, спины, шеи. Функциональное назначение и
особенности проведения основных видов разминки: сидя, стоя, лёжа.
Освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца;
индивидуальная работа с одарёнными детьми.
29
1
Ритмика
Выполнение упражнений под музыку «Антошка», «Львёнок и
черепаха», «Эскимос и папуас»
30-31
2
Импровизация.
Что такое импровизация и экспромт. Разыгрывание сценок без
репетиции.
32
1
Просмотр
постановок
Реализовать все способности учащихся, полученные за время обучения
основам театрального искусства
33
1
Показ лучших
сценических
историй этюдов,
упражнений.
Реализовать все способности учащихся, полученные за время обучения
основам театрального искусства
34
1
Концерт.
Реализация творческих способностей учащихся.