МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
Рабочая программа
учебного предмета «Готовимся к сочинению» для 11 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Готовимся к сочинению» для
11 класса составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
Программа предмета «Готовимся к сочинению» для 11 класса изучается в
объеме 35 часов в год (1 час в неделю) на основании учебного плана МОУ
СОШ с.Свищёвки им.П.И.Мацыгина реализуется в следующих нормативноправовых документов и материалов:
- Положение о рабочих программах и учебных курсах МОУ СОШ
с.Свищёвки им.П.И.Мацыгина
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях на 2024/ 2025 уч. год
- Программы курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС ООО и
содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
В 2014 г. в «Приказ об утверждении порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования» были внесены изменения, на основе которых
выпускников школ РФ обязали писать итоговое выпускное сочинение по
допуску к ЕГЭ. При этом задание 26 (сочинение-рассуждение по тексту) в
ЕГЭ по русскому языку по-прежнему является значительной частью всего
экзамена. Данные сочинения направленны на выявление уровня
коммуникативных компетенций учащихся:
чтение (понимание логики высказывания, зрелость суждений);
выражение собственного мнения;
употребление аргументов и фактов в поддержку своих мыслей;
уровень критического мышления;
владение языковыми тропами;
развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
владение языковыми нормами при выражении мысли в письменной
форме.
В связи с этим для учащихся 11 классов введен курс «Готовимся к
сочинению».
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью
коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают
речевые ситуации различных характеров, и неумение владеть ими и
анализировать их может привести к возникновению трудностей восприятия
нашей речи в полной мере. Следовательно, нужно более глубокое познание
форм и методов анализа как чужой речи (на основе художественных
произведений), так и собственной (на основе свойств и взаимоотношений
людей и вещей).
Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и
навыков.
Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на
достижениях лингвистической науки и призвано обучить умелой, искусной
речи, вызвать интерес к изучению литературы, научить думать и
анализировать
самостоятельноПодготовка к написанию
итогового
выпускного сочинения по литературе и к 26 заданию в ЕГЭ по русскому
языку сопутствуют анализу и восприятию текстов разной жанровой
принадлежности.
Целью данной программы является помощь учащимся в обобщении
полученных знаний по литературе, развитии умений разностороннего
анализа текстов, развитии умений формулировать и развернуто высказывать
свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами.
Задачами курса являются:
совершенствование навыков выражать собственное мнение;
формирование умений следить за логикой высказывания;
формирование умений отбирать аргументы и факты в поддержку своих
мыслей;
развитие исследовательских навыков;
формирование
умений строить развернутое высказывание в
соответствии с коммуникативной задачей;
формирование
навыков анализа художественных текстов и
критических статей;
развить умение использовать языковые тропы.
Содержание программы курса полностью соответствует целям и
задачам основной общеобразовательной программы среднего общего
образования, срок реализации 2024-2025 уч.г.
Структура программы включает в себя следующие разделы:
пояснительная записка, планируемый результаты освоения обучающимися
программы курса, тематическое планирование, содержание курса.
Элементы программы э курса частично отражают содержание
программного материала гуманитарных учебных предметов (русский язык,
литература, риторика).
Виды деятельности подобраны с учетом возрастных и мыслительных
особенностей учащихся.
В зависимости от уровня освоенности понятийного аппарата проводятся
лекционные уроки с изучением теоретических сведений.
В ходе работы с текстом проходят практикумы по разностороннему
анализу художественных текстов и критических статей.
Практический итог курса – полноценное восприятие художественных
произведений и критических статей, способность разностороннего анализа,
написание сочинения-рассуждения на заданную тему и по тексту.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Теория и
практика написания сочинений».
Личностные результаты:
- понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно
воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;
- оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла
собственного высказывания, определение его основной мысли;
- выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её
логике выражения своего коммуникативного намерения;
Планируемые личностные результаты отражают
сформированность
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений :
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос;
- к культуре как духовному богатству общества;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистического взгляда на мир;
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к природе как источнику жизни на Земле;
- окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения.
Метапредметные результаты:
- выбор нужных для данного случая стиля и типа речи;
- отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность
речи;
- соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и
пунктуационных;
- определение своей, личностной, позиции и способность корректного ее
выражения;
- соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого
поведения.
Предметные результаты:
- составление текста, связанного с особенностями публицистического и
художественного стилей;
- работа по написанию текстов в жанре эссе;
- работа по написанию текстов сочинений;
- редактирование собственных текстов.
Содержание учебного курса.
1.Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения
2.Критерии оценивания сочинения – рассуждения. Что такое текст. Связь
предложений в тексте
3.Выявление микротем в тексте
4.Стили текста: публицистический стиль
5.Стили текста: художественный стиль
6.Типы текста
7.Типы текста
8.Идея текста
9.Проблематика текстов. Типы проблем
10.Способы формулировки проблемы текста
11.Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
12.Практическая работа №1. «Выявление проблем в тексте»
13.Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария
14.Полугодовая контрольная работа
15.Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
16.Практическая работа №2. «Составление двух типов комментариев к
проблеме»
17.Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения
позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте
18.Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Введение цитат
в тексте сочинения
19.Практическая работа № 3. «Нахождение в тексте авторской позиции.
Формулировка авторской позиции
20.Аргументация собственного мнения. Согласие и несогласие с позицией
автора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации
21.Типовые конструкции для выражения своей позиции
22.Практическая работа № 4. «Аргументация собственного мнения по
проблеме
23.Виды и формы вступления
24.Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении
25.Практическая работа № 5. «Написание вступления и заключения к
сочинению»
26.Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность
изложения
27.Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность
изложения
28.Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение
29.Типы ошибок: фактические, этические ошибки
30.Грамматические и речевые ошибки
31.Практическая работа № 6. «Написание сочинения – рассуждения по
заданному тексту»
32.Лексические ошибки
33.Промежуточная аттестация
34.Практическая работа № 7. «Нахождение и редактирование всех типов
ошибок»
35.Итоговое занятие