Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 28.08. 2023 г.
Утверждаю.
Директор МОУ СОШ
с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
___________ Парфёнова О.В.
Приказ № 120
от 30.08.2023 г.
Рег. №151
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
МОУ СОШ с. СВИЩЁВКИ им. П.И. МАЦЫГИНА
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2023 год
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Библиотека является структурным подразделением МОУ СОШ с. Свищевки им.
П.И. Мацыгина (далее – Школа), обеспечивающим учебно-воспитательный
процесс и проектную деятельность учебной, научной, справочной,
художественной литературой, периодическими изданиями, а также центром
распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры,
приобщения к чтению.
1.2. Настоящее Положение «О библиотеке» (далее – Положение) разработано в
соответствии со следующими документами:
Федеральным Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ ст.35 п.3;
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным Законом Российской Федерации «О библиотечном деле» №
78 ФЗ от 29.12.1994 года;
требованиями ФГОС и ГОСС 2004;
Федеральным Законом «О противодействии экстремистской деятельности»
от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г. с изменениями, вступившими
в силу с 02.08.2014 г.) ;
Федеральным Законом «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436 –ФЗ.
1.3. Деятельность библиотеки отражается в Уставе школы.
1.4. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными
документами учитывается при лицензировании и аккредитации образовательного
учреждения.
1.5. Библиотека ориентирует свою деятельность с целями Школы:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора, подготовка
конкурентоспособных выпускников, готовых к успешному
продолжению образования в высших учебных заведениях;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни, неприятия экстремизма.
1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, отсутствия
дискриминации по культурному, языковому, социальному, половому признаку,
свободного развития личности.
1.7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются Положением «О библиотеке» Школы,
Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором Школы.
1.8. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности», в целях защиты прав и свобод
человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности
и безопасности Российской федерации, библиотека содействует соблюдению
правовых основ противодействия экстремистской деятельности. С этой целью:
1.8.1. Не допускается наличие в фонде и пропаганда литературы, которая способствует
возникновению социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
1.8.2. Не допускается пропаганда исключительности, превосходства либо
неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
1.8.3. Не допускается наличие и пропаганда литературы, содержание которой
нарушает права, свободу и законные интересы человека и гражданина в
зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или
языковой принадлежности или отношения к религии.
1.8.4. Не допускается пропаганда и публичное демонстрирование нацистской
атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой
до степени смешения
1.8.5. Не допускать публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо
массовое распространение заведомо экстремистских материалов.
1.8.6. Не допускать наличие, изготовление и хранение экстремистской литературы в
целях массового распространения.
1.8.7. Библиотека нацелена на принятие профилактических мер, направленных на
предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и
последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению
экстремистской деятельности.
1.8.9. Массовые мероприятия школьной библиотеки направлены на воспитание
толерантности, демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, патриотизма, свободного развития личности.
1.9. Библиотекарь проводит сверку имеющихся в фонде библиотеки документов с
Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота
библиотеки.
1.10. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29ю12.2010 г. № 436 «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
Федеральным законом РФ от 29.07.2013 № 135-ФЗ «О внесении изменений в
статью 5 Федерального закона « О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию» библиотекарь выявляет и исключает из открытого
доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания,
соответствующие знаку информационной продукции 18+.
1.11. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.12. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится
в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно-гигиеническими требованиями.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1. Обеспечение участниками образовательного процесса— обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов общеобразовательной организации на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала, толерантности, доброты.
2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя обучение
поиску, отбору и критической оценке информации.
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотечных услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
2.5. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.
Для реализации основных задач библиотека:
3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Школы:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
3.2. Создаёт информационную продукцию:
осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический),
картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю Школы;
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.)
обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;
создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя
и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой и информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей,
и читательской культуры личности, мероприятия по противодействию
экстремизму, содействует развитию критического мышления;
содействует членам педагогического коллектива и администрации
Школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся
(просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих
компьютерных игр);
организует тематические выставки, в том числе по патриотическому,
нравственному воспитанию; информационные выставки о вреде курения,
алкоголизма и наркомании;
3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
области педагогических инноваций и новых технологий;
содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы Школы, осуществляет накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства
общеобразовательной организации
по вопросам управления
образовательным процессом;
поддерживает деятельность педагогических работников в области
создания информационных продуктов (документов, баз данных, Webстраниц и т.п.);
3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
3.6. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью
формирования оптимального состава библиотечного фонда.
3.7. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация
непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с
действующими нормативными правовыми актами. Организация в
установленном порядке продажи списанных из основного и учебного фондов
книг и учебников.
3.8. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.
3.9. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в т.ч. учащихся)
к управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа —
библиотечного совета и актива читателей.
3.10. Обеспечивание сохранности библиотечного фонда путем постоянного
мониторинга состояния фонда и проведения необходимых мероприятий по его
сохранности.
3.11. Проводит культурно-досуговые мероприятия по развитию общей,
информационной и читательской культуры личности, речевых навыков,
критического мышления (литературные вечера, встречи, фестивали, конкурсы и
др.); организует читательские клубы, объединения.
3.12. Организует выставки новых поступлений, тематические выставки, презентации
современной российской и зарубежной детской литературы в целях
активизации интереса и приобщения к чтению обучающихся.
3.13. Осуществляет выставочную и издательскую деятельность с учетом интересов и
потребностей педагогического коллектива.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
4.1. Организация деятельности библиотеки как структурного подразделения Школы
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
настоящим Положением.
4.2. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал,
отдел учебников и отдел методической литературы по предметам.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами общеобразовательной организации, программами,
проектами и планом работы библиотеки.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования перехода на новые ФГОС и в пределах средств, выделяемых
учредителями, общеобразовательная организация обеспечивает библиотеку:
гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (учебников, учебных пособий, документов на
традиционных и электронных носителях);
необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и
необходимыми программными продуктами;
ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;
библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых
условий для деятельности библиотеки несет директор общеобразовательной
организации в соответствии с Уставом.
4.7. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации для
обеспечения потребностей учебного и внеучебного процессов.
4.8. Работа сотрудников библиотеки и организация обслуживания пользователей
производятся в соответствии с правилами техники безопасности,
противопожарными и санитарно-гигиеническими нормами.
4.9. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательной организации
взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
V. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом Школы.
5.2. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор Школы. Директор утверждает нормативно-технологическую
документацию библиотеки.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором Школы,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом Школы.
5.4. Библиотекарь назначается приказом директора Школы назначается директором
школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав
педагогического совета общеобразовательного учреждения.
5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору Школы на утверждение
следующие документы:
• положение о библиотеке,
• правила пользования библиотекой;
• планы работы библиотеки;
• планово-отчетную документацию;
• технологическую документацию.
5.6. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
5.7. Работник библиотеки может осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
5.8. Библиотекарь должен располагать сведениями о запрещенных книгах и иной
печатной продукции, т.е. иметь Федеральный перечень (список) экстремистской
литературы с дополнениями и изменениями.
5.9. Трудовые отношения работников библиотеки и Школы регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ
6.1. Работники библиотек имеют право:
6.1.1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и Положении о
школьной библиотеке;
6.1.2. Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
6.1.3. Определять источники комплектования информационных ресурсов;
6.1.4. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
6.1.5. Иметь ежегодный отпуск в соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством образовательного учреждения и другими локальными
нормативными актами;
6.1.6. Быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренных для работников образования и культуры;
6.1.7. Участвовать в соответствии с Законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов;
6.1.8. Определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
6.1.9. На аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных
актах Правительства Российской Федерации.
6.2. Работник библиотеки обязаны:
6.2.1. Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
школьной библиотеки;
6.2.2. Информировать пользователей о видах предоставляемых школьной библиотекой
услуг;
6.2.3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
6.2.4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными
программами школы, интересами, потребностями и запросами всех
перечисленных выше категорий пользователей, принимая во внимание исключение
литературы, указанной в федеральных списках экстремистских материалов;
6.2.5. Классифицировать информационную продукцию в соответствии с требованиями
Федерального закона № 436-ФЗ по следующим категориям информационной
продукции:
1)информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2)информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3)информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4)информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5)информационная продукция, запрещенная для детей.
6.2.6. Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
6.2.7. Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
6.2.8. Обеспечивать режим работы школьной библиотеки в соответствии с
потребностями пользователей и работой образовательного учреждения;
6.2.9. Не допускать распространение литературы экстремистской направленности и
иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних;
6.2.10. Отчитываться в установленном порядке перед руководством школы не реже 1
раза в год;
6.2.11. Повышать квалификацию;
6.2.12. Надлежащим образом выполнять свои должностные обязанности, правила
техники безопасности, противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.
VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
7.1.1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах.
7.1.2. Пользоваться справочно-поисковым аппаратом библиотеки.
7.1.3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации.
7.1.4. Получать в пользование на абонементе и читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации; продлевать срок
пользования документами.
7.1.5. Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки.
7.1.6. Получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях, при пользовании электронным оборудованием.
7.1.7. Участвовать в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых библиотекой, в
работе клубов, объединений по интересам, обществ друзей чтения, книги,
организованных при библиотеке.
7.1.8. Пользоваться платными услугами и продукцией библиотеки согласно Уставу
ОУ и «Положению о платных услугах».
7.1.9. Обращаться к директору ОУ для разрешения конфликтной ситуации с
библиотекой.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
7.2.1. Соблюдать «Правила пользования библиотекой».
7.2.2. Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать листы, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок, копирования), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю.
7.2.3. Не нарушать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках.
7.2.4. Пользоваться ценными и справочными изданиями только в помещении
библиотеки.
7.2.5. Убедиться при получении печатных изданий и иных документов отсутствии
дефектов, а при их обнаружении проинформировать работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь.
7.2.6. Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1-4 классов).
7.2.7. Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки.
7.2.8. Заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи равноценными
либо компенсировать ущерб в размере, установленном «Правилами пользования
библиотекой».
7.2.9. По истечении срока обучения или работы в ОУ полностью рассчитаться с
библиотекой.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
7.3.1. Запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному
составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном
порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по
паспорту;
7.3.2. Перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
7.3.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
7.3.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
7.4.1. Пользователи имеют право получить на дом не более двух документов
одновременно;
7.4.2. Максимальные сроки пользования документами:
учебники, учебные пособия — учебный год;
научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней;
периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
7.4.5. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
7.5.1. Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
7.5.2. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
7.6.1. Работа с компьютером участников образовательного процесса производится
только с применением контент-фильтрации и в присутствии сотрудника
библиотеки;
7.6.2. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
7.6.3. Пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации
после предварительного тестирования его работником библиотеки, в целях
предотвращения знакомства учащегося с информацией, влияющей негативно на
его психическое здоровье, в том числе экстремистского характера;
7.6.4. Запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
7.6.5. Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям;
7.6.6. Запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский
характер.
VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
8.1. Работники библиотеки несут ответственность:
8.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин
Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Школы, законных
распоряжений директора Школы и иных локальных нормативных актов,
должностных обязанностей, установленных настоящим Положением, в том
числе за неиспользование предоставленных прав, дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;
8.1.2. За хранение и распространение запрещенной литературы, негативно влияющей
на жизнь и здоровье учащихся в порядке и в пределах, установленных
гражданским законодательством;
8.1.3. Сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
8.2.
Пользователи библиотеки несут ответственность:
8.2.1. За причиненный библиотеке ущерб (замена документа идентичным изданием,
восстановление издания за свой счет);
8.2.2. Нарушение сроков возврата изданий, документов, взятых во временное
пользование;
8.2.3. За распространение запрещенной литературы, негативно влияющей на жизнь и
здоровье пользователей библиотеки в порядке и в пределах, установленных
гражданским законодательством
Настоящее положение вступает в силу со дня его утверждения и действует до
внесения изменений и дополнений.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)