Рабочая программа внеурочной деятельности Орлята России (3-4 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования Белинского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ.

на педагогическом совете

Директор МОУ СОШ

МОУ СОШ с. Свищёвки

с. Свищёвки им. П.И Мацыгина

им. П.И. Мацыгина

__________ Парфёнова О.В.

Белинского района

Приказ № 120 от 30.08.2023

Протокол №1 от.28.08.2023 г.
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

«Орлята России»
для обучающихся 3-4 класса

с. Свищёвка, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Орлята России»
социального направления разработана на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего
образования МОУ СОШ с. Свищевки им. П.И. Мацыгина, в соответствии с
Положением о рабочей программе по дисциплинам и курсам учебного плана
и плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС МОУ СОШ с. Свищевки
им. П.И. Мацыгина.
Содержательные основы Программы развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России»
Разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа
развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение
программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ
Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач
государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие
единого образовательного пространства России.
Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в
образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в
образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального
общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания»,
в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России»
способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с
подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех
вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий
и категорий, заложенных в Программе.
Ценностные основания Программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые
ориентиры
и требования к результатам программ воспитания
образовательных
учреждений, обеспечивает соответствие
ФГОС,
единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных
учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе
российских базовых национальных ценностей выделить ценностные
основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья,
Здоровье, Природа, Познание.
2

Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу,
дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к
которому есть призвание, и быть полезным своей стране; формирование
российского
национального
исторического сознания, российской
культурной идентичности через уважение национальных традиций народов
России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток
добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения,
возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом
национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе;
совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение
отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь,
желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей
среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на
окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём;
активность, любознательность и самостоятельность в познании,
первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных
и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни;
безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде,
принятие своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё
делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе
активное действие и увлекательное приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в
коллективно - творческой деятельности, автор которой доктор
педагогических наук, профессор, академик Российской академии
образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый
педагогически эффективный коллектив – это
единое
содружество
взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та,
что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в
процесс жизнетворчества.
В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком
образовательных треков (траекторий социально-коммуникационного
развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской
идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный
нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для
проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его
3

инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны.
В структуре заложено понимание особенностей психологического
развития младшего школьника и условия
для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение
построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них.
Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным
трекам,
позволяет
ребёнку,
опираясь
на
полученный
опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить
этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 5-и занятий
по
7-ми трекам. Программа рассчитана на учащихся 3-4 классов.
Изменение позиции ребёнка в реализации содержания, логика каждого
трека выстроены на основе коллективно - творческой деятельности И.П.
Иванова и с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного
возраста социально - ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории,
культуре,
природе,
развитие
самостоятельности
и
ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать
любовь
и
уважение к
своей семье, своему
народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей
семьи, своего народа,
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре. семейным ценностям с
учётом национальной, религиозной принадлежности.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать
значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других
людей.
7. Содействовать воспитанию
экологической культуры и
соответственного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к
знаниям
через
интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность
Построение курса внеурочной деятельности для 3-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей 3-4 классов
начинается с первой четверти учебного года.
Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают
4

«свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с
заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы.
Логика построения трека
Класс

Реализация трека

1-2 занятие
Погружение
в тематику
трека
3-4 кл. Орлятский
(работа с
урок
понятиями,
качествами)
Занятия/
мастерклассы,
участие в
которых
поможет
детям
выработать
идею для
КТД

3 занятия
Занятия/
масте рклассы,
участие в
которых
поможет
детям
выработать
идею для
КТД

4 занятие
Подготовка
КТД

5 занятие
Встреча с
интересным
человеком по
Реализация
тематике трека.
КТД
Подведение
итогов, опорные
(для себя,
параллельного схемы, анализ,
награждение.
класса,
Диагностика
родителей,
младших
классов)

Планируемые результаты
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими
школьниками содержания учебно-методического комплекса программы
«Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными
направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей
программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного
года» младший школьник:
важность
социально-значимых
ценностей
- понимает
Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей
Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к
своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру
своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность
родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую
принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
5

особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с
учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт
ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность
природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу,
окружающую среду);
- применяет в жизни позитивный опыт, полученный в
результате участия в различных видах внеурочной деятельности
(принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в
доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать
поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт
ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению
в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным
профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым
существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
- демонстрирует социально-значимую активность в социуме
(демонстрирует уважение к государственной символике России, своего
региона, местам почитания героев и защитников Отечества);
первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен,
проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает
неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому
здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде,
проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда,
демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается
в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные
интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании,
демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и
уважение к научным знаниям, науке).

6

Содержание курса внеурочной деятельности для 3-4 класса
Формы
организации занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека –
конструктор «Лидер»
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в
начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года,
сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений.

№

Тема

Содержание темы

Виды деятельности

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в групповое.
команду?
Игра на командообразование.

1 «Лидер – это…» Введение в тему, мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая
работа – значения нового слова.

Анализируем: что получилось? Что не получилось?
Кто выступил в роли лидера? Работаем в группах с
конструктором «Лидер», собираем качества лидера, в
виде опорной схемы.
Игра на командообразование Анализ игры по
конструктору «Лидер». Какие качества присущи
лидеру? Что ещё необходимо лидеру?
*Работа с конструктором. Подведение итогов:
Конструктор «Лидер» (собираем качества лидера, как
опорную схему)

Игра на
командообразо вание.
Динамические паузы.

2

«Я могу быть
лидером!»

Повторение конструктора «Лидер».
Работа в группах: назвать 1-3 известных лидеров
нашей страны, почему их можно считать
лидерами, какими качествами они обладают.
Если появляются новые качества, которых не было
раньше в конструкторе «Лидер», то конструктор
дополняем.
А кто может быть л и д е р о м ?
Лидером может быть каждый, и я могу!
Тренинг на выявления лидера в команде (с чек листами, где дети после каждого упражнения
записывают, кто, по их мнению, был лидером).
Тренинг должен содержать упражнения
художественно-эстетического содержания,
интеллектуального, спортивного и т.п.
*Работа с конструктором “Лидер”, подведение
итогов.
Подведение итогов: Видео от учителя «Интервью с
лидером».
Ответ на вопрос: «Какие качества помогли мне стать
лидером? Обсуждаем: где может проявить себя,
раскрыться лидер? Во всех ли ситуациях я могу
быть лидером? В конструктор заносим опорную схему
«Я могу быть лидером».

Познавательная,
игровая,
Проблемно ценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.

Беседа.
Тренинг на
выявления лидера в
команде.
Видео «Интервью с
лидером».
Динамические
паузы.

3

«В команде
рождается
лидер»

Возвращаемся к конструктору «Лидер», где учитель
заранее добавляет много новых качеств лидера как
положительных, так и отрицательных. Обсуждаем!
Убираем лишнее.
Чтобы обладать этими качествами, что необходимо мне
лично сделать? – обсуждаем в группах. Обсуждаем
положительные
и
отрицательные стороны лидерства.
Введение ЧТП и развитие умения работать в
команде.
Что такое ЧТП (чередование творческих поручений?
Какие могут быть поручения? Как их можно
выполнять?)
Делимся на команды. Оформляем наглядно.
Тренинг – пробуем выполнить здесь и сейчас ЧТП.
Дети получают первый опыт работы, за которую они
ответственны. Дополняем
конструктор «Лидер» – ответственность за порученное
дело, умение держать цель.
*Работа с конструктором. Общее подведение
итогов: что получилось?
Какие трудности встретили?
Как стать лидером? (формулируем шаги к лидерству,
дополняем их в конструктор)

Познавательная,
Беседа.
игровая,
Тренинг.
Проблемно
- Динамические
ценностное
паузы.
общение.
Взаимодействие групповое

«Классный
выходной»

Выход
детей
с
родителями, наставниками и
классным руководителем на «выходной». С целью
для сплочения коллектива класса, родителей и
наставников.
Привлечение наставников обязательно –
старшеклассников, которые помогают в организации
испытаний.
Предполагается, что эти испытания раскроют
лидерские качества в учениках.
Дети учатся преодолевать себя, свои страхи, учатся
ставить цели.
Мини-анализ
совместный
с
родителями,
наставниками и детьми после верёвочного курса по
конструктору
«Лидер».
Дети учатся объективно оценивать себя, свои силы и
возможности.
Анализируют, что получилось и почему? что не
получилось и почему? чего не хватило для того, чтобы
было лучше?
5 «Встреча с тем, Гость рассказывает, как важно быть ответственным перед
кто умеет вести людьми, что помогает ему быть лидером, вести за собой.
Подводят итоги, обращаясь к конструктору
за собой»
«Лидер».
4

Итоговая социометрия.

Познавательная,
Верёвочный курс
игровая, досуговоразвлекательная.
Взаимодействие
– групповое.

Познавательная,
проблемно –
ценностное
общение.
Взаимодействие
– парное.

Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.

Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – конверт-копилка
Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием
различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с
разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к
учёбе.
Познавательная, Игра «Лото».
1 «Кто такой
Введение в тему, мотивация, целеполагание.
игровая,
Интеллектуальная
эрудит?»
Знакомство с понятием (повторения понятия)
игра «Вопрос от
«Эрудит»: лексическая работа
– значения нового слова Проблемно ценностное.
эрудита»
– подобрать из предложенных вариантов определений
Взаимодействи
наиболее точное и понятное самим ребятам.
е: групповое.
* Работа с символом трека
- конвертом-копилкой: работаем, вкладываем понятие
«эрудит», рисуем словесный портрет эрудита.
Учимся работать в группах: Кто они самые известные
эрудиты России?
Игра «Лото» – соединить ФИ и
портрет известного россиянина и в чем заключался его
талант, открытия и пр. – Ломоносов М., Д. Менделеев,
Н. Лобачевский, В. Вернадский, Л. Ландау, И. Павлов.
Назвать качества, которые помогут стать эрудитом.
Интеллектуальная игра
«Вопрос от эрудита» - вопросы должны быть связаны с
«Лото».
*Работа с конвертом-копилкой трека «Орлёнок –
Эрудит».
Подведение итогов: кто сегодня показал себя, как
эрудит?

2.

«Игра – это
полезно и
интересно»

Методы активизации мозговой деятельности: упражнения
на развитие логики, смекалки, задачи для интеллектуальной
разминки.
Учимся работать в группах и подбирать вопросы по теме
игры.
Выдвигаем способы запоминать, думать, узнавать…
Игра «Эврика» – за освоение способов запоминания и
поиска информации, составления вопросов по
интеллектуальным знаниям.
- 1 этап игры – каждая группа детей подбирает вопрос
учителю из доступных источников, учитель
демонстрирует обучающимся как он ищет ответ на
вопрос и отвечает ребятам.
- 2 этап игры – учитель задаёт ребятам вопросы, они
ищут ответ и отвечают.
- 3 этап – дети задают вопрос друг другу.
*Работа с символом трека – конвертом-копилкой
Эрудита.
Определяем значимость совместной работы.
Способы запоминания вкладываем в конверт - копилку.

Познавательная, Игра «Эврика».
игровая.
Взаимодействие
– групповое.

3

«Эрудит – это
широкий
кругозор»

Презентация «10 великих изобретений
русских
учёных» - как ученые расширяют свои знания.
Как я сам могу пополнить свои знания? Что для этого
нужно сделать?
Знакомство с детской литературой, журналами,
Интернет ресурсами, где можно найти знания.
Заполняем по группам круг Знаний
Он поможет педагогу выявить интеллектуальные
интересы детей
*Работа с конвертом - копилкой трека «Орлёнок –
Эрудит».
Вкладываем в конверт - копилку. В конце года
анализируем – что узнали и т.п.
Учимся выдвигать идеи и планировать: для кого
можно провести интеллектуальную игру, группа
должна
предложить
идею
по
проведению
интеллектуальной игры для ребят 1-2 класса.
Обсуждаем идеи.
Синтезируем все идеи в одну. Определяем план
действий по подготовке.
Распределяем обязанности.
*Работа с конвертом- копилкой трека «Орлёнок –
Эрудит».
Подводим итоги: как сработали? Результат
вкладываем в конверт - копилку.

Познавательная,
игровая,
проблемно ценностное.
Взаимодействие
– групповое.

Презентация «10
великих
изобретений
русских учёных».
Круг Знаний.

4.

КТД «Играй,
учись и
узнавай»

5.

Встреча с
эрудитом
«Хотим всё
знать»
Итоги трека
«На старте
новых
открытий»

Повторяют этапы КТД на практике. Заполняя таблицу Социальное
КТД
с проектированием нового КТД, его подготовкой, творчество.
Взаимодействие
проведением, анализом. Проводим КТД для ребят 1-2
класса.
– групповое.
*Работа с конвертом - копилкой Эрудита.
В конверт-копилку вкладываем свои впечатления.
Данное занятие отводится для очной встречи с Познавательная,
Встреча с
личностью, которая воплощает в себе успех в рамках проблемно интересными
ценностное
людьми.
изучаемого трека.
Приглашенный гость может быть известен на общение.
Динамические
городском, региональном, всероссийском уровне.
паузы
Взаимодействие
Приглашаем с учётом того, что он интересен детям – парное.
данного возраста.
*Работа с конвертом- копилкой трека «Орлёнок –
Эрудит».
Дополняем конверт-копилку своими впечатлениями о
встрече
Трек «Орлёнок – Мастер» – 5занятий Ценности, значимые качества
трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера

В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных
профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время
первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

1

«Мастер –
это…»

Введение в тему, мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятием «мастер»: лексическая
работа – значения нового слова.
Работа по группам, задание: приведите из своей жизни
примеры мастеров своего дела, ребята рассказывают
друг другу («Моя мама мастер своего дела. Она ...»).
Блиц-высказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама
повар. Она мастер готовить салаты» …)
Пробуем себя в роли мастера
– Что может делать мастер? Хотите попробовать себя
в роли мастера?
Обсуждаем, придумываем, делаем
коллективную
творческую работу (возможные варианты: оригами,
аппликация, нарисованная картина, раскрашивание и др.).
Главная идея – ребята сами используют и показывают
техники изготовления, которые им известны.
Подводим итоги: кто такой мастер?
Кто может быть мастером?
Какими мы были мастерами?
Как мастер создаёт свою работу – «придумывает,
делает/ создаёт, показывает и радует других».
*Работа с символом трека - шкатулкой Мастера.
Сохраняем в шкатулке мастера определение, как
мастер создает свою работу.
В конце занятия учитель знакомит ребят со своим
мастерством (я тоже мастер – рисовать, петь, делать
ремонты…).

Познавательная,
досуговоразвлекательная,
художественное
творчество,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.

Блиц-высказывания

2

«Россия
мастеровая»

Презентация учителя о 10 самых известных Познавательная,
мастерах родного края России.
Досугово развлекательная,
Учимся придумывать: кто из вас хочет быть художественное
мастером? Какие этапы проходит мастер, чтобы творчество,
показать людям своё произведение (обращаемся к проблемно ценностное
шкатулке Мастера).
общение.
Учимся работать в группах. Разбивка на микрогруппы Взаимодействие
по 5 человек.
– групповое.
Притча о мастерах (в методических
рекомендациях) – обсуждаем, делаем вывод.
КТД «Россия мастеровая»
- 1 вариант: может быть в форме лото – город России
на карте, чем славится, чему можем научиться –
каждая группа готовит сообщение.
Коллективная карта страны.
- 2 вариант: каждая команда получает конверт с
заданием, в котором один из народных промыслов
России. Необходимо распределиться в группе на пары
и выполнить задание. Потом собраться вместе и
подготовить рассказ о промысле.
Презентовать другим группам.
Задания:
раскрасить
правильно,
подготовить
сообщение по вопросам об истории промысла,

Презентация
учителя
о 10 самых
известных мастерах
родного края,
России.
КТД «Россия
мастеровая».

рассказать выразительно стихотворение об этом
промысле.
Вывод: в России много мастеров своего дела и мы
можем тоже стать мастерами.
*Работа с символом трека - шкатулкой
Мастера:
выводы о важности работы вместе, на общее дело,
помогать друг другу.
3

4

«В гости к
мастерам»

КТД «Мастер
своего дела»

- 1 вариант: идём на экскурсию к
мастерам
(знакомимся с профессиональными мастерами – это
может быть театр, музей, библиотека, дворец
творчества и пр.).
- 2 вариант:
родители/наставники демонстрируют своё мастерство
ребятам.
- 3 вариант: мастер-класс от учителя «Делай как я,
делай лучше меня!».
На данном занятии ученикам можно предложить
участие в мастер-классах по развитию актёрских
способностей, для развития мимики, речи, постановки
голоса, угадыванию эмоций и пониманию друг друга
посредством игры «Крокодил».

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие
– парное,
групповое

*Работа с символом трека - шкатулкой Мастера:
какие профессии мастеров узнали за это время?
Реализуем в классе для себя или для ребят 1-2 класса Познавательная,
(необходимо прописать для учителей, как это сделать) игровая.
Взаимодействие
– парное,
групповое.

Экскурсия/мастеркласс

КТД

5

«Мастер –
это звучит
гордо!»
Подводим
итоги.

Данное занятие отводится для очной встречи с Познавательная,
личностью, который является Мастером своего роблемно
дела!
ценностное
общение.
Приглашенная персона может быть известной на Взаимодействие
городском, региональном, всероссийском уровне – по – парное.
возможностям школы и

Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы
Подведение
итогов

Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятий Ценности, значимые качества
трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна
круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей
Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в течение всего учебного года

1

«От слова к
делу»

Введение в тему. Мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятиями «Добро. Доброволец и
волонтёр. Добровольчество»:
лексическая работа– значение новых слов.
Почему люди хотят помогать?
Смотрим и обсуждаем мультфильм «Рука помощи»
– обсуждение (что происходит с сердцем мальчика,
какими качествами должен обладать волонтёр) –
рисование словесного портрета волонтёра.
Символ волонтёрства – приподнятая
раскрытой ладонью и сердцем.

рука с

*Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец»
Создаем символ волонтёрства (дети обводят свою
ладонь и рисуют своё доброе сердце, все ладошки
соединяют в круг добра «Классный круг добра») – с
этим символом работаем на следующих занятиях.
Коллективное обсуждение: какие добрые
совершают волонтёры для других людей?

дела

Подведение итогов: слайд презентация от учителя с
комментариями детей «Как волонтёры помогают?»

Познавательная,
проблемно ценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.

Просмотр
мультфильма «Рука
помощи».
Динамические
паузы

2

«Спешить на Волонтёрское движение в России. Где помогают
помощь
волонтёры и почему всем это важно. Почему люди
безвозмездно!» говорят волонтёрам «спасибо»?
Виды волонтёрства.
Работа по группам:
1. Решение кейса «Как поступить в данной
ситуации и что попросить в награду?»
Вывод – настоящее волонтерство безвозмездно, это для
других…
*Работа с символом трека: дополняем «Классный
круг добра» – безвозмездно, для других.
2. Что лично я могу сделать для других? Составление
списка добрых дел.
*Работаем с символом трека: фиксируем перечень в
круге добра.
Рассказ учителя о самых известных волонтёрах
России (презентация).

Познавательная,
проблемно ценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.

Работа по группам.
Решение кейса
«Как поступить в
данной ситуации и
что попросить в
награду».
Динамические
паузы

3

КТД «Создай
хорошее
настроение»

Список добрых дел.
Выбираем «Создай хорошее настроение».
Обсуждаем: Как можно создать хорошее настроение
другим?
Придумываем. Делимся на группы.
КТД «Создай людям хорошее настроение» (через
создание плаката-сюрприза, творческое выступление,
сюрприза-открытки, организации игры или веселой
фотосессии и т.д.)
Мини-тренинг. Сюрприз от учителя.
Учитель показывает ребятам, как можно и себе
поднять настроение. Флешмоб «Хорошее
настроение».
*Работа с символом трека: дополняем «Классный
круг добра» – дарим радость другим.
дополняем «Классный круг добра»: проявляй
доброту…
Учитель рассказывает родителям и детям об акции
«Коробка храбрости», о том, что необходима будет их
помощь.
Обсуждаем и дополняем «Круг добра» вместе с
родителями.
«Коробку храбрости» оформляем и делаем на уроке
«Технологии». Реализовываем придуманные идеи.
*Работа с символом трека: дополняют «Классный
круг добра»

Познавательная,
проблемно ценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.

КТД «Создай людям
хорошее настроение».
Мини-тренинг.
Флешмоб
«Хорошее
настроение».
Динамические
паузы.

4

КТД «Подари
улыбку
миру!»

Непосредственно проводим запланированное и уже Познавательная,
разработанное с детьми коллективно-творческое
проблемно дело. Совместно анализируем.
ценностное
общение,
*Работа с символом трека: дополняем «Круг добра» художественное и
социальное
своими впечатлениями, фотографиями и пр.
творчество.
Взаимодействие
– групповое.

«Доброволец
– это доброе
сердце»

Встреча с гостем, который достиг успехов
в
области добровольчества.
Дополняют «Классный круг добра» новой
информацией, которую, возможно, узнали от гостя.

КТД «Флешмоб»

Познавательная,
Встреча с
Проблемно интересными
ценностное
людьми.
общение.
Динамические
паузы.
Взаимодействие
– групповое
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека:
здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к
середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной
нагрузкой.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
5.

1

«Движение –
жизнь»

Введение
в
тему, мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятием
«Орлёнок – Спортсмен»: лексическая работа
–
значение нового слова.

Познавательная,
игровая,
проблемно ценностное
общение,
Что такое здоровый образ жизни? Из чего он физкультурно складывается? Что необходимо обязательно
спортивная.
делать, если хотим долго оставаться здоровыми?
Взаимодействие
Создаем визуальный образ «Орлёнка – Спортсмена», –
парное,
дописывая к нему ответы детей. В ходе разговора групповое
учитель обращает внимание на слова детей о
важности зарядки.

КТД «Зарядка»
1.
Придумываем 1-2 упражнения для зарядки (одна
группа – утреннюю, вторая – в школе на перемене,
третья – если устал делать уроки дома, четвертая
группа – …).
Составляем комплекс зарядки для дома.
2.
Оформляем придуманное и дети забирают домой
перечень упражнений. Введение в ЧТП проведение
утренней/дневной/на большой перемене зарядки для
всего класса.
*Работа с
символом
трека «Орлёнок –
Спортсмен» – чек-листом: размещение 1-го пункта в
чек-листе – «Я сделал(а) зарядку».

КТД «Зарядка».
Динамические
паузы.
Работа с чек листом.

2

3

«Основы
ЗОЖ»

«Мы
гордимся нашими
спортсменам»

Вспоминаем
и
повторяем
зарядку,
делимся Познавательная,
впечатлениями о том, как дома выполняем зарядку.
игровая,
Проблемно ценностное
Определяем основы ЗОЖ: работаем по группам:
общение,
каждая группа представляет свой результат работы:
режим дня, правильное питание, закаливание, гигиена, художественное
творчество.
безопасное поведение – можно рисовать, можно
Взаимодействие
сделать коллаж, можно представить визуально и пр.
– групповое.
Наставник проводит: танцевальную разминку под
песню о здоровом образе жизни арт-группы
«Хорошее настроение».
*Работа с символом трека «Орлёнок –спортсмен» –
чек- листом: размещение 2-го пункта в чек-листе - «Я
составил(а) свой режим дня».
Учитель показывает и рассказывает о 10 великих Познавательная,
спортсменах страны.
игровая,
проблемноРабота в группах – выбрать вид спорта, нарисовать ценностное
его эмблему, придумать и показать одно из движений общение.
(или упражнение из этого вида спорта), придумать Взаимодействие
рассказ об этом виде спорта.
– групповое.
*Работа с символом трека: размещение
3-го
пункта
в чек-листе - «Я был(а) сегодня очень
много двигался(лась)».
активным и
В орлятский уголок добавляем фото великих
спортсменов в России».

Работа по группам
«Основы ЗОЖ».
Динамические
паузы

Работа в группах.
Динамические
паузы.
Работа с чеклистом.

4.

Кто такой болельщик?
КТД
«Спортив ное» Чем он «болен»?
Роль болельщика?
Как можно поддержать свою команду?
КТД «Плакат болельщика».
Формат плаката – А4 для каждой команды.
Ребята придумывают, рисуют, «защищают» плакат.
Каждая команда придумывает кричалку, лучшую
разучивают все вместе.
Игра-обсуждение
«Копилка
болельщика»
–
показываем видеофрагменты поведения болельщиков
(правильные и неправильные), обсуждаем их
поведение и составляем правила болельщика.
Размещаем правила в орлятском уголке.
Видеообращение великого спортсмена (1-2 минуты),
как ему
помогли
болельщики
победить
в
соревнованиях.
*Работа с символом трека: размещение 5-го пункта
в чек-листе –«Я придумал(а) несколько «кричалок»
болельщика»
спортсменом.
Размещение 7-го пункта в чек-листе - «Я узнал(а) как
стать профессионалом в спорте»

Познавательная,
игровая,
проблемно ценностное
общение.
Взаимодействие
– парное,
групповое.

КТД «Плакат
болельщика».
Игра-обсуждение
«Копилка
болельщика».
Работа с чеклистом.

5

«Азбука
здоровья»

Подведение итогов.
Что важного для себя узнали?
– обобщение чек-листа.
Составляем азбуку здоровья (эта работа может
быть продолжена на уроках окружающего мира, в
рамках других треков).

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие
–парное,
групповое

Подведение итогов.
Работа с чеклистом

Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в
момент
реализации
трека
«Орлёнок
–
Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
природных материалов при
изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке
мусора в рамках экологического субботника.
Познавательная,
КТД
1 «ЭКОЛГиЯ»
Введение
в
тему.
Мотивация, целеполагание. Знакомство с
игровая,
«Экологическая
понятиями «Экология. Эколог»:
проблемно тропа».
лексическая работа – значения новых слов.
ценностное
Динамические
КТД «Экологическая тропа» Работа в парах.
общение.
паузы.
*Работа с рюкзачком Эколога: в ходе КТД собираем Взаимодействие
рюкзачок эколога (что должен знать эколог), чтобы
–
парное,
отправиться в путешествие по треку.
групповое
Подведение итогов.

2

«Страна
экология»

Мотивация: видеофильм красота природы России. Как Познавательная,
сохранить? Уберечь?
игровая,
проблемно *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога:
ценностное
составляем правила эколога (добавляем в рюкзачок).
общение.
Взаимодействие
Что люди делают у нас в стране, чтобы
сохранить природу?
–парное,
Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, групповое
профессионалов, взрослых и детей).
Кейс «Страна экология» – решаем экологические
задачи.
*Работа с символом трека - рюкзачком Эколога.
Анализ: дополняем рюкзачок эколога

Просмотр
мультфильма.
Презентация/ видео о
работе экологов.
Кейс «Страна
экология».
Динамические
паузы

3

«Мой след на
планете»

Актуализация важности бережного отношения к Познавательная,
природе и планете.
игровая,
проблемноКакие экологические проблемы есть в нашем
ценностное
регионе? Как мусор влияет на природу?
общение.
Дидактическая игра «Что в мусорном ведре?»
Взаимодействие
Как уменьшить количество бытового мусора?
–
парное,
групповое.
Смотрим экологический мультфильм
Что мы можем сделать для этого?
В ходе обсуждения и предложений детей учителю
важно вычленить высказывание: «можем сделать
плакат с призывом не бросать мусор в природе».
Коллективная работа с элементами КТД «Рисуем
плакат «Не бросай мусор» (формат А4, учитель
делает копию/фото плаката).
Дети могут их унести домой и разместить у себя
дома, на подъезде и пр.
*Работа с символом трека - рюкзачком Эколога:
цветные плакаты складываем в рюкзачок.
Вывод: что мы сделали сегодня очень важное? Как
это может помочь планете?

Дидактическая игра
из «Орлёнка»: что в
мусорном ведре?
Просмотр
экологического
мультфильма.
Создание
Динамические паузы.

4

КТД «Знаю,
умею,
действую»

Обсуждаем где разместили плакаты?
Познавательная,
КТД «Знаю, умею,
Как отреагировали окружающие? Важность того, игровая, проблемно действую».
что сделали?
- ценностное
Динамические паузы
общение.
- 1 вариант: экскурсия в экологический центр или Взаимодействие
на станцию юннатов города.
–
парное,
2
вариант: интеллектуальная
игра
групповое
«Знаю, умею» (опыт проведения исследований,
наблюдение за природой, эксперимент с
озвучиванием звуков животных, птиц, сравнение
«природных» и «искусственных» звуков, работа с
детской энциклопедией «Что такое? Кто такой?»).
Подведение итогов.

5

«Шагая в
будущее –
помни о
планете»

*Работа с символом трека - рюкзачком Эколога.
Дополнения в рюкзачок эколога, что должен знать
эколог.
Работа с рюкзачком эколога: достаем из рюкзачка
всё содержимое, которое собрали, участвуя в
треке, смотрим фото/видео как проходил трек,
рисунки – обсуждаем как прошел трек, создаём
опорную схему по треку и размещаем в орлятском
классном уголке.
Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля».
Делаются выводы о роли эколога, о его роли для
природы.
Поощрения и награждения.

Познавательная,
Проблемно ценностное
общение.
Взаимодействие
–
парное,
групповое.

Подведение итогов.
Просмотр
мультфильма.

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы –
хранители»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему
окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и
принять
значимость сохранения традиций,
истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
1

«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»

Введение в
тему, мотивация, целеполагание.
Понятие «Хранитель»: Лексическая работа
– значения нового слова.
Учимся работать в группах – обдумывают идею.
КТД «Альбом памяти»
Задание перед треком: принестифото
исторического или обычного события семьи, узнав о
нём всю информацию
Выбирают одного, кто подведет итоги для класса:
«Никита нам рассказал, как они ходили в поход…
Света о том, что дедушка научил ее кататься на
велосипеде…». Педагог фиксирует опорную схему на
карточках:
Никита - ходили в поход, Света – училась кататься
на велосипеде и др.
Обобщаем всё сказанное и подводим итоги, что это
важно помнить и знать.
*Работа с символом трека – альбомом Хранителя
исторической памяти.
Карточки с опорным текстом вкладываются в альбом

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.

КТД «Альбом
памяти».

2

«Традиции
моей
страны»

(с ними можно поработать на уроках, дополнив их).
Обсудить с детьми: где лучше всего смогут
сохраниться ваши имена? память о различных
событиях? где вы храните добрые воспоминания о
событиях своей семьи?
Подведение итогов: продолжи фразу «Я хочу сохранить
…»
Обсуждаем:
я
–
семья
- Россия –
традициии важность их сохранения.
– Какие традиции есть в России?
Истинная традиция та, которая прошла через наше
Бессмертного полка, Масленица,
сердце (шествие
Новый год и пр.).

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение,
художественное
творчество.
Определяем какой должна быть настоящая традиция: Взаимодействие
- общенародной;
– парное
- доброй;
- значимой для всех.

Учимся работать в парах: обсуждаем какие
настоящие традиции есть в России и регионе, делаем
художественный коллаж из заготовок/вырезок
«Традиции России». Обсуждаем, какие из этих
традиций важны для самих ребят и почему?
*Работа с символом трека «Орлёнок –альбомом
Хранителя
исторической
памяти»:
коллажи
вкладываем в альбом

Поделка «Традиции
России».

3

Кодекс
«Орлёнка –
хранителя»

4

КТД «Мы
хранители
памяти»

5.

«Мы –
хранители»

Познавательная виртуальная экскурсия
–
Смотрим мультфильм
«Мульти-Россия» (о стране, о регионе, о других
городах).
Анализируем и обсуждаем, что важно сохранить в
России.
Обсуждаем: что мы можем сделать, чтобы сохранить
красоту родного края, России?
Составляем кодекс «Орлёнка-хранителя» (важно
возвращаться к этому кодексу, обсуждать, как его
выполняем, дополнять его).
*Работа с символом трека
«Орлёнок – альбомом Хранителя: подведение итогов –
оформляем в альбом кодекс «Орлёнка-хранителя».
Подготовка и реализация
проходит согласно этапам КТД. Проводим для себя, в
своём классе. Анализируем.
Формируем важность и значимость работы по КТД
для ребят: результат работы презентуем
для
других, рассказывая о своих успехах на каждом
этапе (от идеи к проведению).
Это может быть и для 1-2 классов, и в параллели, и
для Совета
школы,
и
для родителей.
Смотрят фото/видео как проходил трек.
Перелистывают альбом, анализируют результат,
размещают в орлятском классном уголке.
Работа в парах: из доступных источников (книга,
учебник, интернет, личных знаний) придумать
исторический вопрос и задать его ребятам.
Награждение и поощрение лучших ребят.

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение,
художественное
творчество.
Взаимодействие
- групповое

Просмотр
мультфильма
«Мульти-Россия».
Кодекс «Орленкахранителя».

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие
– групповое

КТД «Мы
хранители
памяти»

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие
–
парное,
групповое.

Подведение итогов

Календарно-тематическое планирование, 3-4 класс
Срок
проведения
«Орлёнок – Лидер»
Сентябрь(2)
Сентябрь(8)
Сентябрь(15)
Сентябрь(22)
Сентябрь(29)

Тема

1. «Орлятский урок» «Лидер – это…»
2.«Я могу быть лидером»
3.«В команде рождается лидер»
4.«КЛАССный выходной»
5.«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

«Орлёнок – Эрудит»
Октябрь 6
1.«Кто такой эрудит?»
Октябрь 13
2.«Игра – это полезно и интересно»
Октябрь20
3.«Эрудит – это широкий кругозор»
Октябрь 27
4.КТД «Играй, учись и узнавай!»
ноябрь
5.Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
«Орлёнок – Мастер»
ноябрь
1.«Мастер – это…»
ноябрь
2.«Россия мастеровая»
ноябрь
3.В гости к мастерам»
декабрь
4.КТД «Мастер своего дела»
декабрь
5.«Мастер – это звучит гордо!» «Путь в
мастерство» – подводим итоги

Количество часов

1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5

«Орлёнок – Доброволец»
декабрь
1.«От слова к делу»
декабрь
2.«Спешить на помощь безвозмездно!»

1
1

январь
январь
январь

3.КТД «Создай хорошее настроение»
4. «Подари улыбку миру!»
5.«Доброволец – это доброе сердце»

«Орлёнок – Спортсмен»
февраль
«Движение – жизнь!»
февраль
«Основы ЗОЖ»
февраль
«Мы гордимся нашими спортсменами»
февраль
КТД «Спортивное»
март
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог»
март
«ЭКОЛОГиЯ»
март
«Страна экологии»
апрель
«Мой след на планете»
апрель
КТД «Знаю, умею, действую»
апрель
«Шагая в будущее – помни о планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
апрель
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
май
«Традиции моей страны»
май
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
май
КТД «Мы – хранители памяти»
май
«Мы – хранители» Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году
ИТОГО:

1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
34 часа

Лист корректировки рабочей программы
№ урока по
тематическому
планированию

До корректировки
Тема
урока

Количество
часов

Способ
корректировки

После корректировки
Тема
урока

Количество
часов

Дата урока

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».