Рабочая программа по учебному предмету ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ в 5-9 классах

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области

РАССМОТРЕНО
на РМО учителей
начальных классов
от «25» август 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом
совете МОУ СОШ
с.Свищёвки
им.П.И.Мацыгина

УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУ СОШ
с.Свищёвки
им.П.И.Мацыгина
Парфенова О.В.

Протокол №1
от «28» августа 2023 г.

________________________
Приказ №120
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы духовно- нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5-9классов

с.Свищёвка, 2023

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры
народов России»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее — ОДНКНР) для 5,6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с:
 требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
 требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
 основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное
развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой
части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и

подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных
реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического,
а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной
ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины
означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных
научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к
этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает
отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития,
когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию
гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР
включает осознание важности наднационального и над конфессионального гражданского
единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и
любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих
черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и
историческом развитии.
Цели и задачи изучения учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры
народов России»
Целями изучения учебного курса являются:


формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;



создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;



формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;



идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:



овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;



приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;



развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству;



становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;



формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства, музыки;



обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;



воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;



содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;



формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:



расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;



углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их
роли в развитии современного общества;



формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;



воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них
общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;



пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности
к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и
идеалов;



осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потребительскими и эгоистическими;



раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;



формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;



получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их
применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре
России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на
основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных
и культурно-исторических процессах;



развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
Место учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
в учебном плане
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5
классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
Содержание учебного курса
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуры народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России.
Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная
культура.
Искусство,
наука,
духовность.
Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как
ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о
культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание
как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и
семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества.
Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда
как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4.
«Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману.
Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных
связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и
инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.

Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры
народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в
соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и
знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,

нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
 смысловое чтение;
 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия










Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
















Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина России;
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному
единству страны;
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием
личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава
населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных
смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности
лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
































Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка
народов России, важность его для существования государства и общества;
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но
и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить
примеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы
репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями
культурного многообразия;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины.
Тема 6. Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими
этносами.
Тема 7. Духовная культура
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,
«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в
культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных
артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с
которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и
основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и
общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,
осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения
новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)

Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего
народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
































Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями её существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых
элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей,
духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных
обязанностях;
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного
иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;





























понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в
семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных
материалах и примерах из жизни собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных
народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной
культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека
и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в
контексте культуры и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости;
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей
человека;
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические
периоды и уметь выделять их сущностные черты;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса.
Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой.
Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и
патриота.



































Тема 21. Литература как язык культуры
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный
обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов
общества;
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации
как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности
российского народа:
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов
культуры;
устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
понимать основной смысл семейных праздников:
определять нравственный смысл праздников народов России;
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и
этапами исторического развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;































осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития
и типами жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России;
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного
искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность
этих языковых выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения
истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания
народа на примерах из истории и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми
разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким
через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической
географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России

Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для
обоснования её территориального, политического и экономического единства;
 понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями
национального самоопределения отдельных этносов.
Тематическое планирование
5 класс (34 ч)
№ Тема
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1
Зачем изучать
Формирование и
Формировать представление об
курс «Основы
закрепление гражданского особенностях курса ««Основы
духовноединства. Родина и
духов-но-нравственной культуры
нравственной
Отечество. Традиционные народов России». Слушать и
куль- туры
ценности и ролевые
понимать объяснения учителя по
народов
модели. Традиционная
теме урока. Вести
России»?
семья. Всеобщий характер самостоятельную работу с
морали и нравственности.
учебником
Русский язык и единое
культурное пространство.
Риски и угрозы духовнонравственной культуре
народов России
2
Наш дом —
Россия —
Слушать и понимать объяснения
Россия
многонациональная страна. учителя по теме урока.
Многонациональный народ Формировать представление о
Российской Федерации.
необходимости и важности
Россия как общий дом.
межнационального и
Дружба народов
межрелигиозного сотрудниче- ства,
взаимодействия. основы духовнонравственной культуры народов
России. 5—6 классы 41 Выполнять
задания на понимание и
разграничение понятий по курсу
3
Язык и история
Как в языке народа
Формировать представления о
Что такое язык?
отражается его история?
языке как носителе духовноЯзык как инструмент
нравственных смыслов культуры.
культуры. Важность
Понимать особенности
коммуникации между
коммуникативной роли языка.
людьми. Языки народов
Слушать и анализировать
мира, их взаимосвязь
выступления одноклассников,
отбирать и сравнивать учебный
материал по нескольким
источникам
4
Русский язык — Русский язык — основа
Формировать представление о
язык общения и
российской культуры. Как русском языке как языке
язык
складывался русский язык: межнационального общения.
возможностей
вклад народов России в его Слушать объяснения учителя,
развитие. Русский язык как стараясь выделить главное.
культурообразующий
Объяснять наблюдаемые в
проект и язык
практике изучения языка явления
межнационального
общения. Важность общего


5

Истоки родной
культуры

языка для всех народов
России. Возможности,
которые даёт русский язык
Что такое культура.
Культура и природа. Роль
культуры в жизни
общества. Многообразие
культур и его
причины. Единство
культурного пространства
России

Формировать представление о том,
что такое культура, об общих
чертах в культуре разных народов.

Слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока. Выполнять
задания на понимание и
разграничение понятий по теме
6
Материальная
Материальная культура:
Формировать представление о
культура
архитектура, одежда,
традиционных укладах жизни
пища, транспорт, техника. разных народов. Слушать и
Связь между материальной анализировать выступления
культурой и духовноодноклассников. Работать с
нравственными
учебником, анализировать
ценностями общества
проблемные ситуации
7
Духовная
Духовно-нравственная
Формировать представление о
культура
куль- тура. Искусство,
духовной культуре разных
наука, духовность. Мораль, народов. Понимать взаимосвязь
нравственность, ценности. между проявлениями материальной
Художественное
и духовной культуры. Выполнять
осмысление мира. Символ задания на понимание и
и знак. Духовная культура разграничение понятий по теме.
как реализация ценностей
Учиться работать с текстом и зрительным рядом учебника
8
Культура и
Религия и культура. Что
Формировать представление о
религия е
такое религия, её роль в
понятии «религия», понимать и
жизни общества и
уметь объяснять, в чём
человека.
заключается связь культуры и
Государствообразующие
религии. Слушать объяснения
религии России. Единство учителя, работать с научноценностей в религиях
популярной литературой по тем
России
9
Культура и
Зачем нужно учиться?
Понимать смысл понятия
образование
Культура как способ
«образование», уметь объяснять
получения нужных знаний. важность и необходимость
Образование как ключ к
образования для общества.
социализации и духовноСлушать объяснения учителя,
нравственному развитию
отбирать и сравнивать учебные
человека
материалы по теме
10 Многообразие
Единство культур народов Отбирать материал по нескольким
культур России
России. Что значит быть
источникам, готовить доклады,
(практическое
культурным человеком?
работать с научно-популярной
занятие)
Знание о культуре народов литера- турой. Слушать
России
выступления одноклассников
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
11 Семья —
Семья — базовый элемент Понимать, что такое семья,
хранитель
общества. Семейные
формировать представление о

духовных
ценностей

ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам
как духовно-нравственный
долг человека

взаимосвязях между типом
культуры и особенностями
семейного уклада у разных
народов.
Понимать значение термина
«поколение». Слушать объяснения
учителя, решать проблемные
задачи
12 Родина
История семьи как часть
Понимать и объяснять, как и
начинается с
истории народа,
почему история каждой семьи
семьи
государства, человечества. тесно связана с историей страны,
Как связаны Родина и
народа. Слушать объяснения
семья? Что такое Родина и учителя, разграничивать понятия
Отечество?
по теме, систематизировать
учебный материал
13 Традиции
Семейные традиции
Понимать и объяснять, что такое
семейного
народов России.
традиция, уметь рассказывать о
воспи- тания в
Межнациональные семьи.
традициях своей семьи, семейных
России
Семейное воспитание как
традициях своего народа и других
трансляция ценностей
народов России. Уметь объяснять и
разграничивать основные понятия
по теме. Просматривать и
анализировать учебные фильмы,
работать с раздаточным
материалом
14 Образ семьи в
Произведения устного
Знать основные фольклорные
культуре
поэтического творчества
сюжеты о семье, семейных
народов России
(сказки, поговорки и т. д.)
ценностях. Знать и понимать
о семье и семейных
морально-нравственное значение
обязанностях.
семьи.
Семья в литературе и
Работать с научно-популярной
произведениях разных
литературой, просматривать и
видов искусства
анализировать учебные фильмы,
систематизировать учебный
материал
15 Труд в истории
Социальные роли в
Понимать, что такое «семейный
семьи
истории семьи. Роль
труд», сознавать и характеризовать
домашнего труда. Роль
важного общего семейного труда
нравственных норм в
для укрепления целостности семьи.
благополучии семьи
Слушать объяснения учителя,
самостоятельно работать с
учебником
16 Семья в
Рассказ о своей семье (с
Понимать, почему важно изучать и
современном
использованием
хранить историю своей семьи,
мире
фотографий, книг, писем и передавать её следующим
(практическое
др.). Семейное древо.
поколениям. Готовить доклад,
занятие)
Семейные традиции
сообщение; создавать семейное
древо; отбирать и сравнивать
материал из нескольких
источников
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
17 Личность —
Что делает человека
Знать, что такое гуманизм,

общество —
культура

человеком? Почему
человек не может жить вне
общества. Связь между
обществом и культурой
как реализация духовнонравственных ценностей

18

Духовный мир
человека.

19

Личность и
духовно-нравственные
ценности

Человек — творец
культуры Культура как
духовный мир человека.
Мораль. Нравственность.
Патриотизм. Реализация
ценностей в куль- туре.
Творчество: что это такое?
Границы творчества.
Традиции и новации в
культуре. Границы
культур. Созидательный
труд. Важность тру- да как
творческой деятельности,
как реализации
Мораль и нравственность в
жизни человека.
Взаимопомощь,
сострадание, милосердие,
любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм,
любовь к близким

понимать, что делает человека
человеком и какие проявления
людей можно назвать гуманными.
Работать с научно-популярной
литературой, уметь разграничивать
понятия, осваивать смысловое
чтение (решать текстовые задачи)
Понимать и объяснять значение
слова «человек» в контексте
духовно- нравственной культуры.
Слушать объяснения учителя,
работать с учебником, уметь
понимать и разграничивать
основные понятия по теме

Понимать и объяснять, что такое
мораль и нравственность, любовь к
близким. Показывать на примерах
важность таких ценностей как
взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба и др.
Разграничивать и определять
основанные понятия, решать
текстовые задачи, работать с
учебником

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
20 Историческая
Что такое история и
Объяснять смысл термина
память как
почему она важна?
«история», понимать важность
духовноИстория семьи — часть
изучения истории. Понимать и
нравственная
истории народа,
объяснять, что такое историческая
ценность
государства, человечества. память, как история каждой семьи
Важность исторической
связана с историей страны.
памяти, недопустимость её Работать с учебником, выделять и
фальсификации.
определять основные понятия,
Преемственность
слушать и анализировать
поколений
выступления одноклассников
21 Литература как
Литература как
Понимать особенности литературы,
язык культуры
художественное
её отличия от других видов
осмысление
художественного творчества.
действительности. От
Объяснять средства выражения
сказки к роману. Зачем
духовного мира человека, его
нужны литературные
морали и нравственности в
произведения? Внутренний произведениях литературы.
мир человека и его
Слушать объяснения учителя,
духовность
работать с художественной
литературой, изучать и

22

Взаимовлияние
культур

23

Духовнонравственные
цен- ности
российского
народа

24

Регионы России:
культурное
многообразие

25

Праздники в
культуре
народов России

Взаимодействие культур.
Межпоколенная и
межкультурная
трансляция. Обмен
ценностными установками
и идеями. Примеры
межкулькурной
коммуникации как способ
формирования общих
духовно-нравственных
ценностей
Жизнь, достоинство, права
и свободы человека,
патриотизм,
гражданственность,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу, высокие
нравственные идеалы,
крепкая семья,
созидательный труд,
приоритет духовного над
материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь,
историческая память и
преемственность
поколений, единство
народов России
Исторические и
социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Понимать
принципы федеративного
устройства России,
объяснять понятие
«полиэтничность». Малая
Родина — часть общего
Отечества
Что такое праздник?
Почему праздники важны.
Праздничные традиции в
России. Народные
праздники как память
культуры, как воплощение
духовно-нравственных
идеалов

анализировать источники
Иметь представление о значении
терминов «взаимодействие
культур», «культурный обмен».
Понимать и объяснять важность
сохранения культурного наследия.
Слушать объяснения учителя,
пони- мать и разграничивать
понятия, отбирать и сравнивать
материал по нескольким
источникам
Уметь объяснять значение
основных понятий, отражающих
духовно-нравственные ценности.
Осознавать их и защищать в
качестве базовых
общегражданских ценностей
российского общества. Слушать
объяснения учителя, работать с
учебником (смысловое чтение)

Понимать ценность многообразия
культурных укладов народов
России. Уметь рассказывать о
культурном своеобразии своей
малой родины. Слушать и
анализировать выступления
одноклассников, работать с
источниками

Понимать и объяснять, что такое
«народный праздник». Уметь
рассказывать о праздничных
традициях разных народов и своей
семьи. Понимать и объяснять
нравственный смысл народного
праздника. Работать с учебником,
просматривать и анализировать
учебные фильмы

26

Памятники в
культуре
народов России

27

Музыкальная
культура
народов России
Музыка.

28

Изобразительное
искусство
народов России

Художественная
реальность. Скульптура: от
религиозных сюжетов к
современному ис- кусству.
Храмовые росписи и
фольклорные орнаменты.
Живопись, графика.
Выдаю- щиеся художники
разных на- родов России

Фольклор и
литература
народов России

Пословицы и поговорки.
Эпос и сказка. Фольклор
как отражение истории
народа и его ценностей,
морали и нравственности.
Национальная литература.
Богатство культуры народа
в его литературе

Бытовые
традиции
народов России:

Рассказ о бытовых
традициях своей семьи,
народа, региона.

30

Памятники как часть
культуры: исторические,
художественные,
архитектурные. Культура
как память. Музеи. Храмы.
Дворцы. Исторические
здания как свидетели
истории. Архитектура и
духовно-нравственные
ценности народов России.
Устанавливать связь
между историей памятника
и историей края.
Характеризовать
памятники истории и
культуры.
Музыкальные
произведения. Музыка как
форма выражения
эмоциональных связей
между людьми. Народные
инструменты. История
народа в его музыке и
инструментах

Понимать нравственный и научный
смысл краеведческой работы.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы

Понимать особенности музыки как
вида искусства. Знать и называть
основные темы музыкального
творчества народов России,
понимать, как история наро- да
отражается в его музыке. Слушать
объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать
учебные фильмы
Понимать и объяснять особенности
изобразительного искусства как
вида художественного творчества.
Понимать и обосновывать
важность искусства как формы
трансляции культурных ценностей.
Знать и называть основные темы
искусства народов России.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы
Понимать, что такое национальная
литература. Объяснять и
показывать на примерах, как
произведения фольклора отражают
историю народа, его духовнонравственные ценности. Отбирать
и сравнивать материал из
нескольких источникам, решать
текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления
одноклассников
Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и
других источников

пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)

31

Культурная
карта России
(практическое
занятие)

География культур России.
Россия как культурная
карта. Описание регионов
в соответствии с их
особенностями

32

Единство
страны — залог
будущего России
Россия —
единая страна.
Русский мир.

Общая история, сходство
культурных традиций,
единые духовнонравственные ценности
народов России

Отбирать и сравнивать учебный
материал по нескольким
источникам, решать текстовые
задачи, слушать и анализировать
выступления одноклассников,
работать с научно-популярной
литературой
Отбирать и сравнивать несколько
источников, решать текстовые
задачи, слушать и анализировать
выступления одноклассников,
работать с научно-популярной
литературой
Понимать и объяснять значение
общих элементов и черт в культуре
разных народов России для
обоснования её культурного,
экономического единства. Слушать
объяснения учителя,
систематизировать учебный
материал

6 6 КЛАСС

№
1

2

3

Тема

Содержание
Виды деятельности обучающихся
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Мир культуры:
Культура как форма
Понимать специфику социальных
его структура
социального
явлений, их отличия от мира
взаимодействия. Связь
природы. Уметь объяснять
между миром
взаимосвязь материальной культуры
материальной культуры и с духовно-нравственным состоянием
социальной структурой
общества. Слушать объяснения
общества. Расстояние и
учителя, работать с учебником,
образ жизни людей.
анализировать проблемные ситуации
Научно-технический
прогресс как один из
источников
формирования
социального облика
общества
Культура
Территория России.
Понимать и объяснять важность соРоссии:
Народы, живущие в ней.
хранения исторической памяти размногообразие
Проблемы культурного
ных народов, культурных традиций
регионов
взаимодействия в
разных регионов России.
обществе с
Характеризовать духовную культуру
многообразием культур.
народов России как общее достояние
Сохранение и поддержка нашей Родины. Работать с картой
принципов толерантности регионов, разграничивать понятия по
и уважения ко всем
теме, слушать объяснения учителя
культурам народов
России
История быта
Домашнее хозяйство и
Понимать и объяснять взаимосвязь
как история
его типы. Хозяйственная
хозяйственной деятельности, быта
культуры.
деятельность народов
людей с историей народа, климатом,

4

Прогресс:
технический и
социальный

5

Образование в
культуре
народов России

6

Права и
обязанности
человека

7

Общество и
религия:
духовнонравственное
взаимодействие

8

Современный
мир: самое
важное
(практическое
занятие)

России в разные
исторические периоды.
Многообразие
культурных укладов как
результат исторического
развития народов России
Производительность
труда. Разделение труда.
Обслуживающий и
производящий труд.
Домашний труд и его
механизация. Что такое
технологии и как они
влияют на культуру и
ценности общества?
Представление об
основных этапах в
истории образования.
Ценность знания.
Социальная
обусловленность
различных видов
образования. Важность
образования для
современного мира.
Образование как
трансляция культурных
смыслов, как способ
передачи ценностей
Права и обязанности
человека в культурной
традиции народов России.
Права и свободы человека
и гражданина,
обозначенные в
Конституции Российской
Федерации

географическими условиями его
жизни. Работать с учебником, а
также научно-популярной
литературой; просматривать и
анализировать учебные фильмы 4
Понимать и объяснять, что такое
труд, разделение труда, какова роль
труда в истории и современном
обществе. Работать с учебником,
научно-популярной литературой;
решать проблемные задачи,
анализировать и разграничивать
понятий
Понимать и объяснять важность
образования в современном мире и
ценность знаний. Понимать, что
образование — важная часть
процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека.
Слушать объяснения учителя,
рефлексиовать собственный опыт,
разграничивать понятия

Понимать и объяснять, в чём
заключается смысл понятий «права
человека», правовая культура» и др.
Понимать необходимость
соблюдения прав и обязанностей
человека. Слушать и анализировать
выступления одноклассников,
работать с тек- стом учебника и с
источниками
Мир религий в истории.
Понимать и объяснять смысл
Религии народов России
понятий «религия», «атеизм» и др.
сегодня.
Знать названия традиционных
Государствообразующие
религий России, уметь объяснять их
и традиционные религии
роль в истории и на современном
как источник духовноэтапе раз- вития общества. Слушать
нравствен- ных ценностей объяснения учителя, решать
текстовые задачи
Современное общество:
Понимать, в чём заключаются
его портрет. Проект:
основные духовно-нравственные
описание самых важных
ориентиры современного общества.
черт современного
Подготовить проект (или доклад, сообщества с точки зрения
общение); работать с научноматериальной и духовной популярной литературой,

культуры народов России
9

Каким должен
быть человек?

10 Взросление
человека в
культуре
народов

11

Религия как
источник
нравственности

12 Наука как
источник знания
о человеке и
человеческом

13 Этика и
нравственность
как категории
духовной
культуры

Духовно- нравственный
облик и идеал человека
Мораль, нравственность,
этика, этикет в культурах
народов России. Право и
равенство в правах.
Свобода как ценность.
Долг как её ограничение.
Общество как регулятор
свободы. Свойства и
качества человека, его
образ в культуре народов
России, единство
человеческих качеств.
Единство духовной жизни
России Социальное
измерение чело- века.
Детство, взросление,
зрелость, пожилой
возраст. Проблема
одиночества.
Необходимость развития
во взаимодействии с
другими людьми.
Самостоятельность как
ценность
Религия как источник
нрав- ственности и
гуманистического
мышления. Нравственный
идеал человека в
традиционных религиях.
Современное общество и
религиозный идеал
человека
Гуманитарное знание и
его особенности.
Культура как
самопознание. Этика.
Эсте- тика. Право в
контексте духовнонравственных ценностей
Что такое этика. Добро и
его проявления в
реальной жизни. Что
значит быть
нравственным. Почему
нравственность важна?

разграничивать и систематизировать
понятия
Понимать и объяснять взаимосвязь
таких понятий, как «свобода»,
ответственность, право и долг.
Слушать объяснения учителя,
работать с учебником, анализировать
проблемные ситуации

Объяснять важность взаимодействия
человека и общества, негативные
эффекты социальной изоляции.
Слушать объяснения учителя,
решать проблемные задачи,
анализировать информацию из
нескольких источников,
анализировать собственный опыт

Понимать, какой нравственный
потенциал несут традиционные
религии России. Слушать
объяснения учителя, работать с
учебником, просматривать учебные
фильмы по теме

Понимать и объяснять смысл
понятия «гуманитарное знание»;
осознавать, что культура помогает
человеку понимать самого себя.
Слушать объяснения учителя,
работать с учебником, с
дополнительной научно-популярной
литературой
Объяснять понятия «добро» и «зло»
с помощью примеров из истории и
культуры народов России,
соотносить эти понятия с личным
опытом. Решать проблемные задачи,
рабо- тать с учебником,
рефлексировать собственный опыт

14 Самопознание
(практическое
занятие)

15

Труд делает
человека
человеком

16

Подвиг: как
узнать героя?

17 Люди в
обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
18 Проблемы
современного
об- щества как
отражение его
духовнонравственного
са- мосознания
19 Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений

Автобиография и
автопортрет: кто я и что я
люблю. Как устроена моя
жизнь.

Выполнение проекта. Уметь
соотносить понятия «мораль»,
«нравственность» с самопознанием
на доступном для возраста детей
уровне. Формировать представления
о самом себе; воспитывать навыки
самопрезентации, рефлексии;
слушать и анализировать доклады
одноклассников
Что такое труд. Важность Осознавать важность труда
труда и его
объяснять его роль в современном
экономическая стоимость. обществе. Понимать и осознавать
Безделье, лень,
трудолюбие как ответственность
тунеядство. Трудолюбие, перед людьми и самим собой.
подвиг труда,
Слушать объяснения учителя,
ответственность.
решать проблемные задачи,
Общественная оценка
анализировать тексты учебника
труда
Что такое подвиг.
Понимать и объяснять отличие
Героизм как
подвига на войне и в мирное время.
самопожертвование.
Знать и называть имена героев.
Героизм на войне. Подвиг Слушать объяснения учителя,
в мирное время.
решать проблемные задачи,
Милосердие,
анализировать тексты учебника
взаимопомощь
Человек в социальном
Понимать и объяснять понятия
измерении. Дружба,
«дружба», «предательство», «честь»,
предательство.
«коллективизм»,
Коллектив. Личные
«благотворительность». Слушать
границы Этика
объяснения учителя, решать
предпринимательства.
проблемные задачи, анализировать
Социальная помощь
тексты учебника
Бедность. Инвалидность. Понимать и объяснять понятия
Асоциальная семья.
«бедность», «инвалидность»,
Сиротство. Отражение
«сиротство». Предлагать пути
этих явлений в культуре
преодоления проблем современного
общества
общества на до- ступном для
понимания детей уровне. Слушать
объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебника
Милосердие.
Понимать и объяснять понятия «миВзаимопомощь.
лосердие», «взаимопомощь»,
Социальное служение.
«благотворительность»,
Бла- готворительность.
«волонтёрство». Выявлять общие
Волонтёрство.
черты традиций милосердия,
Общественные блага
взаимной помощи, благотворительности у представителей
разных народов. Слушать
объяснения учителя, решать
проблемные задачи, анализировать
тексты учебника

20 Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры
народов России

21

22

23

24

25

26

Гуманизм. Истоки
гуманистического
мышления. Философия
гуманизма. Проявления
гуманизма в историкокультурном наследии
народов России

Понимать и характеризовать понятие
«гуманизм» как источник духов- нонравственных ценностей народов
России. Осознавать важность
гуманизма для формирования
личности, построения
взаимоотношений в обществе.
Слушать объяснения учителя,
работать с научно-популярной
литературой
Социальные
Социальные профессии:
Понимать и объяснять, что такое
профессии; их
врач, учитель, пожарный, социальные профессии и почему
важность для
полицейский, социальный выбирать их нужно особенно
сохранения
работник. Духовноответственно. Работать с научнодуховнонравственные качества,
популярной литературой, готовить
нравственного
необходимые
рефераты, слушать и анализировать
облика общества представителям этих
доклады одноклассников
профессий
Выдающиеся
Благотворительность как Приводить примеры выдающихся
благотворители
нравственный долг
благотворителей в истории и в
в истории.
Меценаты, философы,
современной России. Работать с
религиозные лидеры,
научно-популярной литературой,
врачи, учёные, педагоги.
анализировать несколько
Важность меценатства
источников, разграничивать понятия
для духовнонравственного развития
личности самого
мецената и общества в
целом
Выдающиеся
Наука как источник
Понимать и объяснять, что такое
учёные России.
социального и духовного наука; приводить имена выдающихся
прогресса общества
учёных России. Работать с научноУчёные России. Почему
популярной литературой,
важно помнить историю
анализировать несколько
науки. Вклад науки в
источников, разграничивать понятия
благополучие страны.
Важность морали и
нравственности в науке, в
деятельности учёных
Моя профессия
Труд как самореализация, Обосновывать, какие духовно(практическое
как вклад в общество.
нравственные качества нужны для
занятие)
Рассказ о своей будущей
выбран- ной профессии. Работать с
профессии
научно-популярной лите- ратурой,
анализировать несколько
источников, разграничивать понятия
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Гражданин
Что делает человека
Характеризовать понятия «Роди- на»,
Родина и
гражданином.
«гражданство»; понимать духов- ногражданство, их Нравственные качества
нравственный смысл патриотизма.
взаимосвязь.
гражданина
Слушать объяснения учителя,
работать с текстом учебника
Патриотизм
Патриотизм.
Приводить примеры патриотизма в

27 Защита Родины:
подвиг или
долг?
Характеризовать
важность
сохране- ния
мира и согласия.
28 Государство.
Россия — наша
родина

29 Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)
30 Моя школа и
мой класс
(практическое
занятие)
31 Человек: какой
он?
(практическое
занятие)
32 Человек и
культура
(проект)

Толерантность. Уважение
к другим народам и их
истории. Важность
патриотизма
Война и мир. Роль знания
в защите Родины. Долг
гражданина перед
обществом. Военные
подвиги. Честь. Доблесть
Государство как
объединяющее начало.
Социальная сторона
права и государства. Что
такое закон. Что такое
Родина? Что такое
государство?
Необходимость быть
гражданином. Российская
гражданская
идентичность Объяснять
понятие «государство».
Уметь выделять и
характеризовать
основные особенности
Российского государства
с опорой на духовнонравственные ценности.
Какими качествами
должен обладать человек
как гражданин
Обосновать важность
духовно-нравственных
качеств гражданина.
Портрет школы или
класса через добрые дела

Человек. Его образы в
культуре. Духовность и
нравственность как
важнейшие качества
человека
Итоговый проект: «Что
значит быть человеком?»

истории и в современном обществе.
Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать
собственный опыт
Приводить примеры военных
подвигов; понимать особенности
защиты чести Родины в спорте,
науке, культуре. Слушать
объяснения учителя, работать с
учебником, смотреть и
анализировать учебные фильмы
Слушать объяснения учителя,
работать с текстом учебника, с
дополнительной научно-популярной
литературой

Работать с источниками, определять
понятия, подготовить практическую
работу

Характеризовать понятие «доброе
дело» в контексте оценки
собственных действий, их
нравственного начала. Работать с
источниками, определять понятия,
подготовить практическую работу
Сформулировать свой идеал
человека, назвать качества, ему
присущие. Работать с источниками,
определять понятия, подготовить
практическую работу
Показать взаимосвязь человека и
культуры через их взаимное влияние.
Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства.
Работать с источниками, система-

тизировать понятия, подготовить
проект
Оценка результатов достижений обучающихся по модулям предусмотрена в основном в
рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и
коллективных творческих работ обучающихся и их обсуждения в классе.
При планировании предполагаемых результатов и оценке знаний, умений и навыков по
ОДНКНР, необходимо определять уровень возможностей каждого обучающегося, исходя
из структуры нарушения речи, индивидуальных особенностей развития, состояния
эмоционально-волевой сфер и др.
Результаты обучения демонстрируются обучающимся с использованием доступного ему
вида речевой деятельности в соответствии со структурой нарушения. При необходимости
возможно увеличение времени на подготовку ответа, использование дополнительных
стимулирующих приемов (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в
ходе выполнения работы и т.п.).
Оценка не снижается за грамматические и дисграфические ошибки, допущенные в
письменной части работы. При оценке работ обучающихся, страдающих расстройством
моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность оформления.
Учебно-методическое обеспечение курса "ОДНКНР"
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения
(конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы
для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к
проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их
индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/
3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для
школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая
проверка
ответов
и
мгновенная
обратная
связь
для
обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную
работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения
задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как
ученики справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов
(текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент
подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для
обучающихся 1-11 классов.
Предусмотрена система
видеоконференций и
мессенджер. https://mob-edu.ru/
6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в
подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия
о воспитании и развитии детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по
различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов
предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а
также для повышения квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных
образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим
видео и курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного

профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс»,
издательство «Просвещение» и другие. https://elducation.ru/
9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным
предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и
тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов.
https://interneturok.ru/
10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям
учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с
учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс
располагается по адресу https://media.prosv.ru/
11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт
http://akademkniga.ru/
12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из
Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным
тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов.
https://русское-слово.рф/
13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе,
различным медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение»,
«Читайка». https://biblioschool.ru/
16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям
учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы,
инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления
знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».