Рабочая программа по учебному предмету РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ в 7-8 классах

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ.

на заседании РМО
учителей русского
языка и литературы

на заседании педагогического
совета МОУ СОШ
с. Свищёвки им. П.И.
Мацыгина

Директор МОУ СОШ
с. Свищёвки
им. П.И. Мацыгина

Протокол №1
от«28» августа 2023 г.

Приказ № 120
от «30» августа 2023 г.

«25» августа 2023 г.

Парфёнова О.В._______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Русская словесность»
для обучающихся 7-8 классов

с. Свищёвка, 2023 год

Составлена на основании программы учебного курса для 5-9 классов образовательных организаций «Русская словесность.
5—9 классы» / Р. И. Альбеткова. — М. : Дрофа, 2017
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русская словесность» составлена на основе программы «Русская словесность. 5—9 классы» / Р.
И. Альбеткова. — М. : Дрофа, 2017представляет собой основы русской словесности и соотносится с программами по русскому
языку и литературе 5—9 классов.
Программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по русскому языку и литературе. Программа
«Русская словесность. 5—9 классы» соответствует важнейшим требованиям, обозначенным в современных документах об
образовании:
- Федеральном государственном образовательном стандарте
- Примерной основной образовательной программе основного общего образования по русскому языку и литературе.
Освоение программы должно реализовать требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку и литературе в
личностном, предметном и метапредметном планах, намеченные Федеральным государственным образовательным стандартом.
Освоение программы должно реализовать требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку и литературе в
личностном, предметном и метапредметном планах, намеченные Федеральным государственным образовательным стандартом.
Цель
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у обучающихся основы знаний о русской словесности через
раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а
также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
Задачи
1. Воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку и литературе как величайшим духовным,
нравственным и культурным ценностям русского народа.
2. Освоение знаний о законах функционирования языка, о разновидностях употребления языка и стилистической окраске
слов и выражений, о стилистических возможностях различных языковых средств — лексических, фонетических,
грамматических — и форм словесного выражения содержания, о тексте и его качествах, о значении средств
2

3.

4.
5.

6.

художественной изобразительности, о правилах речевого общения в разных ситуациях.
Овладение на основе этих знаний русским языком как средством общения и материалом словесности, культурой устной и
письменной речи, различными видами речевой деятельности. Освоение умений творческого употребления литературного
русского языка для выражения собственных мыслей и чувств, для создания в соответствии со сферой и ситуацией
общения устных и письменных высказываний, не только соответствующих нормам литературного языка, но и
обладающих такими качествами, как убедительность и выразительность.
Осознание эстетической ценности русского языка, развитие потребности в речевом самосовершенствовании на основе
изучения языка выдающихся произведений словесности.
Понимание специфики языка художественной словесности, своеобразия словесного выражения содержания в
произведениях разных родов и видов. Восприятие произведения как органического единства идейно-художественного
содержания и словесной формы выражения содержания, как целостного явления искусства слова. Овладение умением
самостоятельно постигать идейно-художественный смысл произведения в его родовой и видовой специфике через его
языковую ткань.
Осознание значимости чтения для развития личности; формирование потребности в систематическом чтении. Воспитание
квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного творчески воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

2. Общая характеристика учебного курса
Учебный курс «Русская словесность» составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и
литературой. На уроках словесности изучаются те же русский язык и литература, только в особом аспекте и в их единстве.
Здесь, опираясь на знания о строе, категориях и нормах русского языка, полученные на уроках русского языка, учащиеся
постигают законы употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, в том числе и в художественной литературе, и
учатся практическому использованию языка для создания устных и письменных высказываний. А также, рассматривая любой
(устный и письменный, нехудожественный и художественный) текст как единство содержания и словесной формы его
выражения, школьники учатся открывать его смысл через его словесную ткань. Для этого учащиеся осваивают систему
языковых средств, позволяющих языку выполнять его коммуникативную и изобразительно-выразительную функции, служить
материалом, из которого создается все, выраженное словом, а изучаемые на уроках литературы художественные произведения
рассматривают как явления одного из видов искусства — искусства слова.Такой подход к языку и литературе и называется
3

словесностью.
Методической основой курса русской словесности, заложенной в данной программе, является с и с т е м н о - д е я т е л ь н о с т
н ы й п о д х о д к изучению русского языка и литературы на уроках словесности. При изучении словесности язык
рассматривается как система, нацеленная на воплощение замысла, как материал словесности, а его свойства раскрываются в
различных текстах, в том числе в произведениях искусства слова, где он предстает в концентрированной и наиболее
совершенной форме. Все это постигается школьниками в соответствии с их возрастными возможностями в интеллектуальной и
речевой деятельности. Изучение русского языка и литературы в их органическом единстве дает богатые возможности для
развития творческих способностей учащихся, воспитания у них осмысленного, бережного отношения к языку, любви к
чтению.В разнообразных упражнениях учащимся предлагается использовать систему языка для создания собственных текстов,
а также непосредственно во время чтения постигать богатство и красоту русского языка, духовные сокровища русской
словесности, выявлять в прочитанном тексте личностно-значимое.
Программа по основам русской словесности для 5—9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе.
Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку
определяет изучение строя языка и его норм, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по
литературе рассматривает произведение как создание определенного писателя, то программа по словесности — прежде всего,
как явление искусства слова.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные
приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой
системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено
посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в
соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое
соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход
к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
4

3. Место в учебном плане
МОУ СОШ с. Свищёвки им.П.И. Мацыгина учебного курса «Русская словесность» - 68 часов: в 7 классе-34 ч, в 8 классе 34ч.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в
том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении;
5

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том
числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных
видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
6

физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые
средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на
русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично
выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения,
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с
литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
7

8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка,
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии
в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование
своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с
учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.

8

Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению
словесности. Они включают:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста,
основной мысли; основной и дополнительной информации);
 владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и
жанров;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в
том числе и на электронных носителях;
 овладениеприемамиотбораисистематизацииматериаланаопределеннуютему; умение вести самостоятельный поиск
информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования;
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность
действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
конспект, аннотация);
9

 умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и
ситуации общения;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к
фактам, явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
 владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и
диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог—обмен мнениями и др.; сочетание разных видов
диалога);
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
 способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в
процессе речевого общения;
 способностьосуществлятьречевойсамоконтрольвпроцессеучебнойдеятельностиивповседневной практике речевого
общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,
обсужденияхактуальныхтемсиспользованиемразличныхсредстваргументации
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения
Предметные результаты изучения словесности предполагают:
10

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы;
8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления.
5. Содержание учебного курса
7 КЛАСС
11

Материал словесности СЛОВО И СЛОВЕСНОСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия «слово».
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать
мысли и чувства. Словесность как произведение искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных
и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
РАЗНОВИДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЯЗЫКА
СОДЕРЖАНИЕ
Разговорный язык, его назначение. Свойства разговорного языка, его использование в художественных произведениях.
Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные
диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык и его разновидности. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на
данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официальноделовой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как материал, из которого строится
художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения
словесности.
ФОРМЫ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной
12

и письменной формах.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении.
Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и
интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СТИЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные.
Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие
произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора,
определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и
13

драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, предание, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка. Особенности словесного выражения содержания в лирических
произведениях устной народной словесности. Драматические виды народной словесности: народная драма,театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЕЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как
произведение словесности.
Жанры библейских книг: повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Виды и жанры эпических произведений, литературная сказка, небылица, загадка, скороговорка, басня, рассказ, повесть,
роман.
14

Литературный герой в эпическом произведении.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и
о происходящих с ним событиях, монолог-рассуждение героя и автора, диалоги героев.
Сюжет эпического произведения, созданный средствами языка. Этапы и назначение сюжета.
Композиция эпического произведения, созданная средствами языка. Внесюжетные элементы. Система образов.
Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь: повествовательная, описательная.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Виды лирических произведений: ода, элегия.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в
лирике.
Композиция лирического произведения, созданная средствами языка.
Герой лирического произведения. «Ролевая» лирика.
Образ-переживание в лирике, созданный средствами языка.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
15

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в
прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики
в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести и романы в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лироэпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
Использование чужого слова в произведении: эпиграф, цитата, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

8 КЛАСС
Материал словесности
СРЕДСТВА ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
16

Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова,
словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить
авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального
ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Семантика средств лексики. Роль синонимов, омонимов, паронимов, антонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов.
Роль неологизмов и заимствованных слов. Аккадионализмы и их назначение. Употребление переносного значения слов —
тропов. Художественное значение метафоры, сравнения, олицетворения, метонимии, синекдохи.
Семантика изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических
фигур: инверсии, антитезы, оксюморона, повтора, анафоры, эпифоры, рефрена, умолчания, эллипсиса.
СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЕ
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Несоответствие как основа комического.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха. Языковые средства создания комического эффекта: несоответствие
стилистической окраски высказывания предмету изображения, гипербола, фантастика, прения, речь героя. Своеобразие речи
героев в юмористическом и сатирическом произведениях, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса,
каламбура, остроумия, алогизма, «перевертышей».
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
КАЧЕСТВА ТЕКСТА И ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОВЕСНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
17

Основные требования к языку художественного и нехудожественного текста: правильность, точность, последовательность,
непротиворечивость, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении. Соответствие языка художественной
задаче.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.
Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения
Произведение словесности
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЭПИЧЕСКОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления описания, повествования, рассуждения,
диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственн-опрямая
речь в монологе.
Понятия: «образ героя», «литературный герой», «характер», «типический герой». Литературный герой, изображенный
средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Рассказчик и автор в эпическом произведении. Разновидности авторского повествования: от лица рассказчика — участника
или свидетеля событий, повествование от лица «всеведущего автора». Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.
18

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ЛИРИЧЕСКОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом
произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. Роль стиха. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов,
словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса, перенос как
выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении.
Звукопись.
Стихотворные забавы: монорим, акростих, фигурные стихи, палиндром.

ЯЗЫКОВЫЕ

СРЕДСТВА

ИЗОБРАЖЕНИЯ

ЖИЗНИ

И

ВЫРАЖЕНИЯ

ТОЧКИ

ЗРЕНИЯ

АВТОРА

В

ДРАМАТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и
выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в
драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, созданные посредством языка, как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении
19

Значение сюжета и конфликта драматического произведения для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для
выражения идеи произведения.

ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве
реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы,
словесности Нового времени. Притча о блудном сыне и ее влияние на новую русскую литературу.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление
сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащегося
7 класс (34 часа)

Раздел
Материал

Колво
часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Электронные ресурсы

http://www.gramota.ru/
20

Раздел
словесности
Материал
словесности

Колво
часов

Характеристика деятельности обучающихся
Работа со словарями различного типа; обогащение
словарного запаса; определение темы и основной
мысли произведения; выразительное чтение
произведений. Сочинение рассказа, сказки. Умение
создавать словесное изображение и отличать его от
графического.

21

Электронные ресурсы

http://www.gramota.ru/

Раздел

Колво
часов

Характеристика деятельности обучающихся

Электронные ресурсы

Разновидность
употребления
языка

4

Работа со словарями. Различение разговорного языка и http://www.gramota.ru/
разновидностей литературного языка, их употребление.
Создание текстов официально-делового, научного и
публицистического¬ стилей. Понимание роли
употребления разновидностей языка в художественном
произведении.

Формы
словесного
выражения

4

Выразительное чтение повествования, описания,
http://www.gramota.ru/
рассуждения, диалога в художественном произведении.
Рассказывание о событии с использованием диалога.
Выразительное чтение сказа. Создание собственного
сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением
особенностей его речи). Выразительное чтение стихов
и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

Стилистическая 4
окраска слова.
Стиль

Работа со словарями. Употребление стилистически
окрашенных слов. Понимание стилистической
выразительности различных средств языка и умение
передать свое понимание в выразительном чтении
произведения. Создание стилизации и пародии.

Произведение
словесности
Роды, виды и
жанры

http://www.gramota.ru/

http://www.gramota.ru/
1

Различение родов словесности. Определение вида и
жанра произведения.
22

Раздел

Колво
часов

Характеристика деятельности обучающихся

Электронные ресурсы

произведений
словесности
Устная
народная
словесность, ее
виды и жанры

3

Умение видеть особенности словесного выражения http://www.gramota.ru/
содержания в разных родах и видах народной
словесности, понимание их идейно-художественного
своеобразия. Выразительное чтение произведений
разных видов народной словесности.

Духовная
литература, ее
виды и жанры

1

Чтение Библии. Понимание библейских текстов в http://www.rusword.org
соответствии с их жанровой спецификой. Понимание
обобщенного¬ смысла библейского повествования.
Умение видеть своеобразие стиля в различных
библейских текстах. Умение заметить использование
жанров и стиля Библии в различных произведениях
словесности.

Эпические
произведения,
их виды и
жанры

5

Понимание характера литературного героя с учетом http://www.rusword.org
всех средств его изображения. Выразительное чтение и
пересказ эпизода с употреблением различных средств
изображения характера. Сочинение: характеристика
героя и сравнительная характеристика нескольких
героев. Использование в сочинении различных средств
словесного выражения содержания.

Лирические
произведения,

2

Понимание смысла лирического произведения на http://www.rusword.org
основе наблюдений над словесными средствами
23

Раздел

Колво
часов

их своеобразие
и виды

Драматические
произведения,
их своеобразие
и виды

Характеристика деятельности обучающихся

Электронные ресурсы

выражения его содержания. Умение передать в
выразительном
чтении
идейно-художественное http://www.rusword.org
своеобразие
стихотворения.
Сочинение-эссе,
раскрывающее личное впечатление о стихотворении.
Рассуждение об использовании специфических
языковых средств изображения и выражения,
присущих лирическому произведению.
3

Понимание
характера
героя
драматического
произведения с учетом различных языковых средств http://www.rusword.org
его
изображения.
Выразительное
чтение
драматического произведения. Создание режиссерского
плана эпизода. Создание сценки с использованием
специфических языковых средств драматического рода
словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.

Лиро-эпические 2
произведения,
их своеобразие
и виды

Понимание смысла произведений лиро-эпических http://www.gramma.ru/ жанров: их героев и сюжета, созданных посредством
языка, стихотворной или прозаической формы
выражения.
Выразительное чтение лиро-эпических произведений.
Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние
произведений
словесности

Понимание смысла использования чужого слова в
произведениях словесности. Умение передать это
понимание в выразительном чтении произведений.

4

24

http://www.gramma.ru/ -

Раздел

Колво
часов

Характеристика деятельности обучающихся

Электронные ресурсы

Использование мотивов народной словесности в
нсобственном литературном творчестве.

8 класс (34 часа)
Раздел

Кол-во Характеристика деятельности обучающихся
часов

6
Материал
словесности
Средства языка
художественной
словесности

Словесные
средства
выражения

3

Электронные ресурсы

http://www.gramma.ru/ Умение видеть в тексте языковые способы
изображения явления и выражения отношения автора
к предмету изображения. Понимание значения
лексических, фонетических, словообразовательных,
грамматических средств языка в произведениях
словесности.
Выразительное
чтение
текстов
различной эмоциональной окраски. Применение
различных языковых способов выражения мысли и
чувства в собственных устных и письменных
высказываниях
Понимание сущности комического, развитие чувства http://www.gramma.ru/ юмора. Умение видеть авторский идеал в
сатирическом и юмористическом произведениях.
25

комического

Качества текста и 5
художественность
произведения
словесности

Произведение
словесности
Языковые
6
средства
изображения
жизни
и
выражения точки
зрения автора в
эпическом
произведении
Языковые
6
средства
изображения

Выразительное чтение и рассказывание сатирических
и юмористических произведений. Использование
языковых средств комического изображения в
собственных сочинениях.
Развитие чувства стиля. Умение оценить качество http://www.gramma.ru/ текста: его правильность, точность, стройность
композиции, соответствие стиля цели высказывания.
Различение удачных и неудачных выражений.
Редактирование и совершенствование чужого и
собственного текста. Умение увидеть своеобразие
художественного текста, его достоинства и недостатки.
Создание собственного высказывания, отвечающего
требованиям к тексту.
http://www.gramma.ru/ Умение понять авторскую мысль, учитывая все
средства ее выражения в эпическом произведении.
Умение различать героя, рассказчика и автора, видеть
разные виды авторского повествования и способы
передачи речи героя. Создание собственного
произведения, употребление в нем различных средств
словесного выражения идеи. Сочинение-рассуждение
об идейно-художественном своеобразии эпического
произведения.
Понимание значения средств языкового выражения http://www.gramma.ru/ содержания при чтении лирического произведения.
Умение почувствовать и передать в чтении
26

жизни
и
выражения точки
зрения автора в
лирическом
произведении
Языковые
3
средства
изображения
жизни
и
выражения точки
зрения автора в
драматическом
произведении

Взаимосвязи
произведений
словесности

6
Итого
34ч.

своеобразие образа-переживания в лирическом
произведении. Создание стихов, использование в них
различных способов выражения идеи. Сочинение —
анализ отдельного стихотворения.
Понимание значения языковых средств для http://www.gramma.ru/ выражения
содержания
драматического
произведения. Умение понять идею драматического
произведения и передать ее в чтении по ролям
и
в режиссерском решении сцены. Создание
собственного драматического произведения с
использованием различных способов выражения
идеи.
Сочинение-рассуждение
об
идейнохудожественном
своеобразии
драматического
произведения.
Понимание идейно-художественного смысла
http://www.gramma.ru/ использования традиций духовной литературы,
мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую
позицию в произведениях, в которых используются
идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание
собственных произведений¬ с использованием
народно-поэтических средств языка.
8. Планируемые результаты
27

Личностные универсальные учебные действия
7
класс:
Ученик научится:
- Понимать определяющую роль родного языка и литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с
их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
8
класс
Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу,
ответственность, причины неудач.
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные универсальные учебные действия
7
класс
Ученик научится:
- Умению контроля.
- Принятию решений в проблемных ситуациях.
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не
существенно).
28

Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции.
- Осуществлению познавательной рефлексии.
8
класс
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать
способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
7
класс
Ученик научится:
- Организовывать деловое сотрудничество.
- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- Вступать в диалог.
- В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию
как ориентир для построения действий.
8
класс
Ученик научится:
- Работать в группе.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
29

- Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
7
класс
Ученик научится:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых
учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в
соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов
библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
(критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
8
класс
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и
дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернета;
30

-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализироват изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные
члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенн- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность учиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
(критериям);
31

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты обучения
7
класс
Ученик научится:
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать
художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских
ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать
собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах
(работа исследовательского характера, реферат, проект).
8
класс
Ученик научится:
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно
пользоваться лексическими словарями разных видов;
32

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать
художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских
ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать
собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение
к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),
определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах
(работа исследовательского характера, реферат, проект).
9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное обеспечение:
33

1.А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность: учеб. пособие
для 5 кл. общеобразоват. учреждений;
2.А л ь б е т к о в а
Р. И. Русская
словесность: учеб. пособие для 6 кл. общеобразоват. учреждений;
3.А л ь б е т к о в а
Р. И. Русская
словесность: учеб. пособие для 7 кл. общеобразоват. учреждений;
4.А л ь б е т к о в а
Р. И. Русская
словесность: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений;
5.А л ь б е т к о в а
Р. И. Русская
словесность: учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений.
6.Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.
7.Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)
8.Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)
9.Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2
Учебно - методическое обеспечение:
1.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 5 класс». —
М., 2011.
2. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007.
3.Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
Электронные ресурсы:
1.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
2.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн.
Официальные документы, связанные с языковой политикой.
3.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и
абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления.
4.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
5.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
6.
Мир слова русского http://www.rusword.org
Материально-техническое обеспечение:
34










Стол письменный учительский;
Стол компьютерный учительский;
Персональный компьютер;
Принтер;
Аудиоколонки;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
ЭФУ;
.

35

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».