Рабочая программа по учебному предмету Труд (технология) в 10-11 классах

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На РМО учителей на педагогическом
ТЕХНОЛОГИЯ
совете МОУ СОШ с.
Белинского района Свищёвки
им.П.И. Мацыгина
Белинского района
Протокол № 1
Протокол №1
от 25.08.2023

от.28.08.2023

УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУ СОШ с.
Свищёвки им.П.И
Мацыгина
__________ Парфёнова
О.В.

Приказ № 120
от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
для обучающихся 10-11 классов

с. Свищёвка 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 10-11 классов составлена на
основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта
общегообразования,
-Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, фундаментального ядра
содержания общегообразования,
-примерной программы по технологии.
Тематическое планирование рабочей программы составлено на
основанииавторской программы Технология: 10-11 классы: базовый
уровень / Н.В. Матяш.В.Д.Симоненко,О.П.Очинин – М.: Вентана-Граф,
2019. – 208с. с.
Рабочая программа по технологии для 10-11 классов
разработана для базового (универсального) уровня обучения.
Программа учитывает
требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленным в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего
образованиявторого поколения.

Рабочая программа по технологии для 10-11 классов разработана для
базового (универсального) уровня обучения.
Программа учитывает требования к результатам освоения основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования второго поколения.
В 10-11 классах школьники продолжают знакомиться с технологиями
современного производства и сферы услуг. Они развивают и углубляют те
компетентности в области технологии, которые они получили при изучении
этого предмета в основной школе.
Сложность формирования содержания курса для старшей школы состоит в
том, что в основной школе у учащихся сложились узкопредметные
технологические компетентности, относимые больше к видам труда, чем к
технологии в общем ее понимании.
Технология выражает уровень развития техносферы, т. е. всего комплекса
артефактов, созданных человеком, и возможность их производства.
Технология
–
это
строго
упорядоченная
последовательность
(алгоритмическое предписание) методов воздействия на материалы, объекты
природы, социальной среды, энергию, информацию, предопределенная
имеющимися техническими средствами, научными знаниями, квалификацией
работников, инфраструктурой. Их совокупность обеспечивает желательные
преобразования предметов труда в конечные продукты, обладающие
потребительной стоимостью (материальный объект, энергия, информация
или нематериальная услуга, выполненное обязательство).
В соответствии с данным определением старшеклассники должны научится
четко определять технологические цели – обосновывать в выбранной области
своей деятельности конкретный желаемый ее результат, ориентироваться в
основных методах и средствах преобразования материальных и
нематериальных предметов труда в конечный продукт, подбирать наиболее
рациональные способы и средства для созидательной деятельности.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей и задач:
 - формирование общих представлений о сущности техносферы как
совокупности созданных человеком артефактов и технологических
процессах создания потребительных стоимостей в современном
производстве;
 - ознакомление с наиболее распространенными видами технологий
получения и преобразования материалов, энергии, информации,
объектов живой природы и социальной среды;
 - развитие умений ориентироваться в современных методах и
технических средствах, используемых в наиболее распространенных и
массовых видах производства товаров и услуг;
 - ориентация на предпринимательскую деятельность, техническое и
технологическое творчество применительно к региональному рынку
труда;

 - формирование представлений о путях освоения профессии и
построении профессиональной карьеры;
- развитие инвариантных способностей, умений и навыков труда,
необходимых для участия в массово распространенных технологических
процессах; способностей творческой и проектной деятельности;
профессионально значимых качеств личности для будущей трудовой
деятельности в качестве предпринимателя или наемного работника;
способностей планирования профессиональной карьеры; умений активно
вести себя на рынке труда и образовательных услуг;
- воспитание ответственного отношения к делу; инициативности и
творческого подхода к процессу и результатам труда; рационализма при
планировании своей профессиональной карьеры; культуры поведения на
рынке труда и образовательных услуг; критического подхода к рекламной
информации о товарах и услугах, предложениях рынка труда и
профессионального образования;
- подготовка на допрофессиональном или начальном профессиональном
уровне к труду на современном производстве; возможной самостоятельной
предпринимательской деятельности на инновационной основе; ориентации и
самопозиционирование на рынке труда, продолжению обучения в системе
непрерывного профессионально образования.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении черчения в основной школе обеспечивается достижение
предметных результатов.
Предметные результаты:
1. в познавательной сфере:
 - рациональное использование учебной и дополнительной технической
и технологической информации для проектирования и создания
объектов труда;
 - оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их
применения;
 - ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях
создания объектов труда;
 - распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах;
2. в трудовой сфере:
 - планирование технологического процесса и процессе труда;
 - подбор материалов с учетом характера объекта труда технологии;
 - проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья,
материалов и проектировании объекта труда;
 - проектирование последовательности операций и составление
операционной карты работ;
 выполнение
технологических
операций
с
соблюдением
установленных норм, стандартов и ограничений;

 - соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной
безопасности, правил санитарии и гигиены;
 - соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
 - обоснование критериев и показателей качества промежуточных и
конечных результатов труда;
 - выбор и использование кодов, средств и видов представления
технической и технологической информации и знаковых систем в
соответствии с коммуникативной задачей сферой и ситуацией
общения;
 - подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в
технологических процессах с учетом областей их применения;
 - выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование
способов их исправления;
 - документирование результатов труда и проектной деятельности;
 - расчет себестоимости продукта труда;
 - примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом
сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
3. в мотивационной сфере:
 - оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной
предметной деятельности;
 - выраженная готовность к труду в сфере материального производства
или сфере услуг;
 - согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями
других
участников
познавательно-трудовой
деятельности;
 - осознание ответственности за качество результатов труда;
 - наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и
выполнении работ;
 - стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, денежных средств и труда.
4. в эстетической сфере:
 - дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая
организация работ;
 - моделирование художественного оформления объекта труда и
оптимальное планирование работ;
 - разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов
труда;
 - эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом
требований эргономики и научной организации труда;
 - рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей
одежды.
5. в коммуникативной сфере:

 - формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом
общности интересов и возможностей будущих членов трудового
коллектива;
 - публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или
услуги;
 - разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
 - потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы
6. в физиолого-психологической сфере:
- достижение необходимой точности движений при выполнении
различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к
инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной
деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной
программе
Учащиеся должны знать:
- влияние технологий на общественное развитие;
- составляющие современного производства товаров или услуг;
- способы снижения негативного влияния производства на
окружающую среду;
- способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
- основные этапы проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать потребительские качества товаров и услуг;
- изучать потребности потенциальных покупателей па рынке товаров и
услуг;
- составлять планы деятельности но изготовлению и реализации
продукта труда;
- использовать методы решения творческих задач в технологической
деятельности;
- проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и
результаты проектной деятельности;
- организовывать рабочее место; выбирать средства и методы
реализации проекта;
- планировать возможное продвижение материального объекта или
услуги на рынке товаров и услуг;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения;
- решения практических задач в выбранном направлении
технологической подготовки;
- самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и
профессиональной деятельности;
- рационального поведения на рынке труда, поваров и услуг;
- составления резюме и проведения самопрезентации.

Тематический план 10 класс
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Количество
часов
23

Раздел. Тема
Технология проектирования изделий
Особенности современного проектирования
Законы художественного конструирования
Экспертиза и оценка изделия
Алгоритм проектирования
Методы решения творческих задач
Метод мозговой атаки. Метод обратной мозговой
атаки
Метод контрольных вопросов
Синектика
Морфологический анализ
Функционально-стоимостный анализ
Метод фокальных объектов
Дизайн отвечает потребностям
Защита интеллектуальной собственности
Мысленное построение нового изделия.
Научный подход в проектировании изделий
Материализация проекта
Дизайн-проект. Выбор объекта проектирования
Изучение покупательского спроса
Проектная документация
Организация технологического процесса
Анализ результатов проектной деятельности
Технологии в современном мире
Роль технологии в жизни человека
Технологические уклады
Связь технологий с наукой, техникой и производством
Энергетика и энергоресурсы
Альтернативные источники энергии
Технологии индустриального производства
Технологии земледелия и растениеводства
Технологии животноводства
Технологии агропромышленного производства
Технологии легкой промышленности
Технологии пищевой промышленности
ИТОГО

1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Тематический план 11 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Количество
часов
12

Раздел. Тема
Технологии в современном мире
Природоохранные технологии
Переработка бытового мусора и промышленных
отходов
Рациональное использование земель, минеральных
ресурсов, водных ресурсов
Электротехнологии
Лучевые технологии
Ультрозвуковые технологии. Плазменная обработка
Технологии послойного прототипирования
Нанотехнологии
Новые принципы организации современного
производства
Автоматизация технологических процессов
Профессиональное самоопределение и карьера
Понятие профессиональной деятельности
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс
профессиональной деятельности
Нормирование и оплата труда
Система оплаты труда
Культура труда
Профессиональная этика
Этапы профессионального становления
Профессиональная карьера
Рынок труда и профессий
Виды профессионального образования
Трудоустройство. С чего начать?
Планирование профессиональной карьеры
Цели и задачи проекта
Ориентация в мире профессий. Обоснование выбора
профессии
Пути получения профессии
Поиск работы в ситуации непоступления в учебное
заведение
Оценка и защита проекта
ИТОГО

1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
17
2
2
1
2
2
2
1
1
1
1
2
5
1
1
1
1
1
34

Краткое содержание учебных тем
Раздел 1: Технология проектирования изделий https://tehnouchit.blogspot.com/p/1_27.html
Тема 1: Особенности современного проектирования (1 ч.)
Теоретические сведения. Особенности современного проектирования.
Технико-технологические,
социальные,
экономические,
экологические,
эргономические факторы проектирования. Учет требований безопасности при
проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного
дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании.
Тема2:Законы
художественного
конструирования(1ч.)
https://pandia.ru/text/80/131/26283.php?ysclid=ln0ml0b23e522566281
Теоретические сведения. Эстетика. Единство формы содержания.
Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность. Контраст. Равновесие
формы. Цветовое оформление.
Практическая работа. Выполнение теста-опросника для выявления качеств
дизайнера. Выполнение композиции из цветной бумаги.
Тема 3: Экспертиза и оценка изделия (1 ч.) https://videouroki.net/video/34ehkspertiza-i-ocenka-izdeliya.html?ysclid=ln0mmpzbvv436222900
Теоретические сведения. Экспертиза и оценка изделия. Социальноэкономические, функциональные, эргономические, эстетические качества
объектов проектной деятельности.
Тема 4: Алгоритм проектирования (1 ч.) https://studfile.net/preview/987759/
Теоретические сведения. Планирование проектной деятельности в
профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности.
Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий.
Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия
по коррекции проекта.
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному
проектированию.
Тема 5: Методы решения творческих задач (2 ч.) https://infourok.ru/metodiresheniya-tvorcheskih-zadach-1540355.html?ysclid=ln0ms10x4m20795463
Теоретические сведения. Понятия «творчество», «творческий процесс».
Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности.
Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование.
Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной
собственности. Логические и эвристические методы решения задач.
Практические работы. Решение творческих задач. Тестирование на
креативность.
Тема 6: Метод мозговой атаки. Метод обратной мозговой атаки (1 ч.)
www.forbes.ru/svoi-biznes/451003-metod-mozgovogo-sturma-cto-eto-zacem-i-komuon-nuzen-i-kak-stormit-pravil-no
Теоретические сведения. Метод мозговой атаки. Суть метода. Цель метода.
Генерация идей. Аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия. Суть метода обратной
мозговой атаки. Цель метода.
Практическая работа. Решение творческих задач методом мозговой атаки.
Решение творческих задач методом обратной мозговой атаки.
Тема 7: Метод контрольных вопросов (1 ч.) https://studfile.net/preview/1111594/
Теоретические сведения.
Суть
метода контрольных
вопросов.

Универсальные опросники.
Практическая работа. Решение творческих задач методом контрольных
вопросов.

Тема 8: Синектика (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Синектика. Суть метода. Типы аналогий.
Практическая работа. Решение творческих задач методом синектики.
Тема 9: Морфологический анализ (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Поиск оптимального варианта решения.
Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение.
Недостаток метода.
Практическая
работа.
Решение
творческих
задач
методом
морфологического анализа.
Тема 10: Функционально-стоимостный анализ (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как
метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование функциональностоимостного анализа на производстве.
Практическая работа. Решение творческих задач методом функциональностоимостного анализа.
Тема 11: Метод фокальных объектов (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Ассоциативные методы решения задач. Понятие
«ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций,
сущность и применение.
Практическая работа. Решение творческих задач методом фокальных
объектов.
Тема 12: Дизайн отвечает потребностям (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной
потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий,
материалов. Методы выявления общественной потребности.
Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектирование.
Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды.
Практическая работа. Дизайн-анализ окружающих предметов с целью
выявления возможных вариантов их усовершенствование.
Тема
13:
Защита
интеллектуальной
собственности
(1
ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности.
Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства.
Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск.
Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения,
промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские
предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практическая работа. Разработка товарного знака для своего изобретения.
Тема
14:
Мысленное
построение
нового
изделия
(1
ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Проект. Постановка целей и изыскание средств
для проектирования. Дизайнерский подход. Бизнес-план.
Тема 15: Научный подход
в проектирование изделий (1 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Процесс проектирования дизайнером новых
изделий.
Источники
информации.
Представление
об
основах
взаимозаменяемости. Составляющие технологического планирование. Бизнес-

планирование. Маркетинг, его цели, задачи.

Практическая
работа.
Составление
бизнес-плана
производства
проектируемого (или условного) изделия (услуги).
Тема 16: Материализация проекта (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Макетирование, моделирование. Изготовление
опытных образцов. Испытание. Стоимость проектов.
Практическая работа. Выполнение предварительного расчета количества
материалов для выполнения проектируемого изделия.
Тема 17: Дизайн-проект. Выбор объекта проектирования (1
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для
выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту
проектирования. Выбор объекта проектирования.
Выбор наиболее удачного варианта проектируемо изделия
с
использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного
изделия. Механические свойства материалов.
Практическая работа. Выбор объекта проектирования. Выбор материалов
для изготовления проектного изделия.
Тема 18: изучение покупательского спроса (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Покупательский спрос. Методы исследования
покупательского спроса. Требования к анкете по изучению покупательского
спроса. Анкета покупателя.
Практическая работа. Составление анкеты для изучения покупательского
спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Тема 19: Проектная документация (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Стандартизация при проектирование. Проектная
документация: резюме по дизайну, проектная спецификация.
Использование компьютера для выполнения проектной документации.
Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж.
Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемо изделия.
Технологическая карта.
Практическая работа. Составление дизайн-спецификации.
Тема 20: Организация технологического процесса (1 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового
изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и
составление технологической карты.
Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного
изделия.
Тема
21:
Анализ
результатов
проектной
деятельности
(1
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Понятия качества материального объекта, услуги,
технологического процесса. Критерии оценки результатов проектной
деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Критерии
защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации
технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка
проектов.
Практическая работа. Доработка проектного изделия, самооценка проекта.

ч.)

ч.)

Раздел 2: Технологии в современном мире
https://resh.edu.ru/subject/8

Тема 22: Роль технологии в жизни человека (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Понятия
«технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий.
Понятие универсальных технологий.
Практическая работа. Подготовка сообщения об интересующем
изобретении в области технологии.
Тема 23: Технологический уклады (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Исторически сложившиеся технологические
уклады и их основные технические достижения.
Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии
(известном ученом, изобретателе) в области науки и техники.
Тема 24: Связь технологий с наукой, техникой и производством (1 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате
научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в
научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор
производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка сообщения на тему «Техносфера и
современный технологический мир».
Тема 25: Энергетика и энергоресурсы (1 ч. https://resh.edu.ru/subject/8 )
Теоретические сведения. Производственные задачи. Энергетика. Тепловые
электростанции. Проблемы и перспективы.
Тема 26: Альтернативный источники энергии (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Альтернативные (нетрадиционные) источники
электрической энергии. Солнечная энергия и солнечные электростанции. Энергия
ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия. Термоядерная энергетика.
Практическая
работа.
Сравнение
достоинств
и
недостатков
альтернативных источников электрической энергии.
Тема
27:
Технологии
индустриального
производства
(1
ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Промышленный переворот. Машиностроение.
Машины. Основные узлы машин. Виды машин. Индустриальное производство.
Технологии
индустриального
производства.
Технологический
процесс
индустриального производства.
Тема
28:
Технологии
земледелия
и
растениеводства
(1
ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Сельское хозяйство. Отрасли: земледелие и
растениеводство. Классификация технологий земледелия. Отрасли современного
растениеводства. Технологии растениеводства.
Практическая работа. Подготовить сообщения о процессах сбора,
заготовки и разведения лекарственных растений.
Тема 29: Технологии животноводства (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Животноводство. Этапы развития животноводства.
Отрасли
современного
животноводства.
Промышленные
технологии
животноводства.
Практическая работа. Подготовка сообщения о правилах составления
рациона и кормления сельскохозяйственных животных.

Тема
30:
Технологии
https://resh.edu.ru/subject/8

агропромышленного

производства

(1

ч.)

Теоретические сведения. Агропромышленный комплекс (АПК). Структура
отраслей АПК. Основные этапы технологии АПК. Технология защиты растений.
Реализация сельскохозяйственной продукции.
Тема 31: Технологии легкой промышленности (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Легкая промышленность. Подотрасли легкой
промышленности. Текстильная промышленность.
Практическая работа. Подготовка сообщения о технологии получения
сырья для кожевенно-обувного производства.
Тема 32: Технологии пищевой промышленности (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Пищевая промышленность. Группы отраслей
пищевой
промышленности.
Деление
групп
предприятий
пищевой
промышленности на различные производства. Обработка пищевого сырья.
Переработка
продуктов
животноводства.
Рыбная
промышленность.
Плодоовощная
промышленность.
Технологический
цикл
в пищевой
промышленности.
Практическая работа. Подготовка сообщения о технологии производства
сахара и кондитерских изделий.
Тема 33: Природоохранные технологии (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Экологический
мониторинг. Основные направления охраны природной среды.
Тема 34: Переработка бытового мусора и промышленных отходов (1 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Экологически чистые и
безотходные
производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов.
Тема 35: Рациональное использование земель, минеральных ресурсов,
водных ресурсов (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Рациональное использование лесов и пахотных
земель, минеральных и водных ресурсов. Оборотное водоснабжение.
Ответственность за сохранение гидросферы.
Практическая работа. Анализ основных технологий защиты гидросферы.
Тема 36: Электротехнологии (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки
материалов. Электротехнологии и их применение.
Тема 37: Лучевые технологии (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Лучевые методы обработки. Лазерная обработка
материалов. Электронно-лучевая обработка. Электронно-лучевое резание и
прошивка. Электронно-лучевая плавка.
Тема 38: Ультразвуковые технологии. Плазменная обработка (1 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Ультразвуковые технологии: сварка и
дефектоскопия. Ультразвуковая размерная обработка. Ультразвуковая очистка.
Ультразвуковая сварка. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка.
Порошковая металлургия.
Тема
39:
Технологии
послойного
прототипирования
(1
ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Технологии послойного прототипирования и их
использование.

Тема 40: Нанотехнологии (1 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8

Теоретические сведения. Нанотехнологии. Основные понятия. Технология
поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий.
Практическая работа. Подготовка и проведение презентации с описанием
новых перспективных технологий.
Тема 41: Новые принципы организации современного производства (1 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Пути развития современного индустриального
производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация,
непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных
товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкое
производственные
системы.
Многоцелевые
технологические
машины.
Глобализация системы мирового хозяйствования.
Практическая работа. Подготовка рекомендаций по внедрению новых
технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте
(производственном участке).
Тема
42:
Автоматизация
технологических
процессов
(1
ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Автоматизация производства на основе
информационных технологий. Изменение роли человека в современном и
перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и
жесткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем
управления технологическими процессами (АСУТП). Составляющие АСУТП.
Раздел 3: Профессиональное самоопределение и карьера
Тема 43: (2 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная
деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности.
Человек как субъект профессиональной деятельности.
Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда.
Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения
труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия
специальности и перемены труда.
Практическая работа. Определение целей, задач и основных компонентов
своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам
специализации труда: профессии родителей, преподавателей школы, своей
предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда
в организации.
Тема 44: Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной
деятельности (2 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Материальная и нематериальная сферы
производства, их состав, соотношение взаимосвязи. Особенности развития сферы
услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Сферы и отрасли
профессиональной деятельности. Предметы труда. Производство как
преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства
производства: предметы труда, средства труда (орудия производства).
Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной)
деятельности: товары, услуги.

Практическая работа. Определение сферы производства промышленных
предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное
предприятие, объединение, научно-производственное объединение.
Тема 45: Нормирование и оплата труда (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Система нормирования труда, ее назначение.
Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы
труда.
Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка.
Практическая работа. Изучение нормативных производственных
документов.
Тема 46: Система оплаты труда (2 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Система оплаты труда. Сдельная, повременная и
договорная формы оплаты труда. Виды, применения и способы расчета. Роль
форм заработной платы в стимулировании труда.
Практическая работа. Определение вида оплаты труда для работников
различных профессий.
Тема 47: Культура труда (2 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Понятие культуры труда. Составляющие культуры
труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место.
Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение
охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.
Практическая работа. Анализ своего учебного дня и предложения по его
реорганизации, повышающие эффективность учебы.
Тема 48: Профессиональная этика (2 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Понятия «мораль» и «нравственность». Категории
нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного
поведения. Профессиональная этика и ее виды.
Практическая работа. Обоснование смысла и содержания этических норм
своей будущей профессиональной деятельности.
Тема 49: Этапы профессионального становления (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Этапы и результаты профессионального
становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученность.
Профессиональная
компетентность.
Профессиональное
мастерство.
Профессиональное творчество.
Практическая работа. Определение целей, задач и основных этапов своей
будущей профессиональной деятельности.
Тема 50: Профессиональная карьера (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Понятия «карьера», «должностной рост»,
«призвание». Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и
профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры.
Практическая работа. Составление плана своей будущей профессии.
Тема 51: Рынок труда и профессий (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка
труда и профессий. Спрос и предложение на различные виды профессионального
труда. Способы изучения рынка труда и профессий.

Тема 52: Виды профессионального образования (1 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Общее и профессиональное
образование. Виды и формы получения профессионального
образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное
образование. Послевузовское профессиональное образование.
Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска
источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Исследование регионального
рынка образовательных услуг.
Тема 53: Трудоустройство. С чего начать? (2 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Профессиональное резюме.
Формы
самопрезентации.
Автобиография
как
форма
самопрезентации для профессионального образования и
трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании.
Правила самопрезентации при посещение организации.
Практическая работа. Составление профессионального
резюме.
Раздел 4: Планирование профессиональной карьеры
Тема 54: Цели и задачи проекта (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и
задач. Составление плана действий по достижению намеченных
целей. Выявление интересов, способностей, профессионально
важных качеств. Обоснование выбора специальности выбора
учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои
жизненные планы и профессиональная карьера».
Тема 55: Ориентация в мире профессий. Обоснование выбора
профессии (1
ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические
сведения.
Профессиональные
центры.
Знакомство с миром
профессий. Необходимость осознанного выбора профессии.
Выявление интересов, способностей.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои
жизненные планы и профессиональная карьера».
Тема
56:
Пути
получения
профессии
(1
ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Общее и профессиональное
образование. Виды и формы получения профессионального
образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное
образование. Послевузовское профессиональное образование.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои
жизненные планы и профессиональная карьера».

Тема 57: Поиск работы в ситуации непоступления в учебное
заведение (1 ч.) https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Поиск работы. Центры занятости.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои
жизненные планы и профессиональная карьера».
Тема
58:
Оценка
и
защита
проекта
(1
ч.)
https://resh.edu.ru/subject/8
Теоретические сведения. Самопрезентация. Презентация.
Защита проекта.
Практическая работа. Проведение презентации и защита
проектов.
Учебно-методический комплекс технология 10-11 класс
1. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое
обучение. / Под ред. В. Д. Симоненко — М.: “Просвещение”, 2006,
стр.13-14.
2. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных
учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф,
2005.
3. Профильный курс “Машинопись и основы делопроизводства”
(Технология, профильная подготовка). 9-11 классы / сост. Н. К.
Лебедянцева. —Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
4. Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный
курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
5. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных
учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф,
2005.
6. Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Учебник для 10-го
класса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
7. Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный
курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Критерии оценивания качества знаний, умений и навыков обучающихся
по технологии 10-11 класс
Оценка устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный, материал
изложен своими словами в определенной логической последовательности;
обучающийся самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
обучающийся подтверждает ответ конкретными примерами; правильно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал
изложен в определенной логической последовательности, при этом
допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию
учителя; обучающийся подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся не усвоил значительную
часть учебного материала; допускает существенные ошибки при его
изложении своими словами или ответ неполный, несвязный; обучающийся
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на
поставленные вопросы учителя.
Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание
обучающимся основного содержания учебного материала или допущены
существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих
вопросах учителя.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один
из поставленных вопросов.
Оценка практических работ
Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся творчески планирует
работу выполнил её в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески; полностью
использует знания программного материала; умеет пользоваться справочной
литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и
другими средствами.
Оценка 4 ставится в том случае, если обучающийся правильно планирует
работу, выполняет её в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, при выполнении отдельных операций
допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
полностью использует знания программного материала; умеет пользоваться

справочной литературой, наглядными пособиями, машинами,
приспособлениями и другими средствами.
Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся допускает ошибки при
планировании работы, выполнил её в заданное время, самостоятельно, с
нарушением технологической последовательности, отдельные операции
выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не
закончено в срок; затрудняется самостоятельно пользоваться справочной
литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и
другими средствами.
Оценка 2 ставится в том случае, если обучающийся не может правильно
спланировать выполнение работы; не может использовать знания
программного материала; самостоятельно не справился с работой,
технологическая последовательность нарушена, привыполнении операций
допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет
незавершенный вид; не может самостоятельно пользоваться справочной
литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и
другими средствами.
Оценка 1 ставится в том случае, если обучающийся не может правильно
спланировать выполнение работы; совсем не выполнил работу (не смог или
отказался); не может использовать знания программного материала. Во всех
случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил
безопасного труда.
Оценка проверочных работ
Оценка 5 ставится, если обучающийся:


выполнил работу без ошибок и недочетов;



допустил не более одного недочета.

Оценка 4 ставится, если обучающийся выполнил работу:


полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и
одного недочета;



или не более двух недочетов.

Оценка 3 ставится, если обучающийся:
правильно выполнил не менее половины работы или допустил:


не более двух грубых ошибок,



или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета;



или не более двух-трех негрубых ошибок;



или одной негрубой ошибки и трех недочетов;



или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если обучающийся:


допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при
которой может быть выставлена оценка "3";



или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка 1 ставится, если обучающийся:


не приступал к выполнению работы;



или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.
■ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на
последующем уроке.
При выполнении контрольных тестов
Оценка 5 ставится, если обучающийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка 4 ставится, если обучающийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка 3 ставится, если обучающийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка 2 ставится, если обучающийся: выполнил до 30 % работы
При выполнении творческих и проектных работ
Техникоэкономические
требования

Оценка «5»
ставится, если
обучающийся:

Оценка «4»
ставится, если
обучающийся:

Защита проекта

Обнаруживает
полное
соответствие
содержания доклада
и проделанной
работы; правильно
и четко отвечает на
все поставленные
вопросы; умеет

Обнаруживает,
в основном,
полное
соответствие
доклада и
проделанной
работы;
правильно и
четко отвечает

Оценка «3» ставится,
если обучающийся:

Обнаруживает неполное соответствие
содержания доклада и проделанной
работы; не может правильно и четко
ответить на отдельные поставленные
вопросы; затрудняется
самостоятельно подтвердить

Оформление
проекта.

самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами.

на все
теоретические положения
поставленные
конкретными примерами.
вопросы;
умеет, в
основном,
самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами.

Печатный вариант.
Соответствие
требованиям
последовательности
выполнения
проекта. Грамотное
полное изложение
всех разделов.
Наличие и качество
наглядных
материалов
(иллюстрации,
зарисовки,
фотографии, схемы
и т.д.)

Печатный
Печатный вариант. Неполное
вариант.
соответствие требованиям проекта.
Соответствие
требованиям
Не совсем грамотное изложение
выполнения
разделов.
проекта.
Грамотное, в
основном,
полное
изложение всех
разделов.
Качественное
неполное


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».