МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на РМО учителей на педагогическом
географии
совете МОУ СОШ
Белинского района с. Свищёвки
им.П.И. Мацыгина
Протокол № 1
Белинского района
от 25.08.2023
Протокол №1
от.28.08.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУ СОШ
с. Свищёвки
им.П.И Мацыгина
__________ Парфёнова О.В.
Приказ № 120
от 30.08.2023
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Государства на карте мира»
для обучающихся 10 класса
с. Свищёвка, 2023
Рабочая программа курса «Государства на карте мира»
10 класс
1. Планируемые результаты освоения курса
а) достижение обучающимися личностных результатов
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеств, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в РФ.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией РФ, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ОВЗ и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение
к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую
помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной
культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семь на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
В сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия
обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни ОО, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
б) достижение обучающимися метапредметных результатов
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные
действияВыпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
в) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого
годаобучения.
В результате изучения элективного курса «Государства на карте мира» на
уровне среднегообщего образования выпускник научится:
–
характеризовать процессы, происходящие в географической среде;
сравнивать процессымежду собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа
статистических данных,чтения географических карт, работы с графиками и
диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановкиотдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения ихкомпонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям,
протекающим вгеографической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих набезопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы вразных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира
под
влияниеммеждународных отношений;
–
оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политическойкарты мира;
– оценивать
геополитические
риски,
вызванные
социальноэкономическими
игеоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований
малоизученныхтерриторий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положенияРоссии, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственнойтерриторией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальныхпроблем человечества.
2 Содержание программы
Введение (1ч)
Тема 2. Многообразие стран на политической карте мира (4ч )
Многообразие стран мира и их типы. Место России в мире. Формы
государственного правления и административно-территориального устройства.
Классификация стран
мира. Номенклатура. Влияние международных отношений на политическую карту
мираТема 3. Новые индустриальные страны. (3ч)
Новые индустриальные страны в современном мире. Экономико-географическая
характеристика НИС. Современные масштабы и уровень социальноэкономическогоразвития.
Тема 4. Типы стран современного мира. ( 12ч)
Флаги стран зарубежной Европы. Флаги Зарубежной Азии и Австралии. Звезды
нафлагах мира. Полосатые флаги. Животные и растения на флагах мира.
Тема 5. Флаги стран мира. (3ч.)
Изучение флагов стран мира, путешествуя по
материкам. Тема 6. Туристические макрорегионы
мира. (5ч)
География международного туризма. Путешествие по странам мира.
Туристические
макрорегионы
мира.
Культурно-исторические
достопримечательности – памятники истории, археологии, архитектуры,
искусства.
Тема 7. Всемирное культурное и природное наследие. (8ч)
География объектов природного и культурного наследия человечества.
Всемирное природное наследие. Памятники природы. Всемирное культурное
наследие.
На изучение курса «Государства на карте мира» в учебном плане МОУ СОШ
с.Свищевки им П.И.Мацыгина отводится в 10 классе 34 часа из расчета 1 час в неделю.
3 Тематическое планирование
№
1
2
3
Наименование темы
Кол-во часов
Введение
1
Многообразие стран на
политической карте мира
Типы стран современного
мира
4
3
4
Развитые и развивающиеся 12
страны
5
Флаги стран мира
3
6
Туристические
макрорегионы мира
5
7
Всемирное природное и
культурное наследие
Итого
4
Эл. ресурсы
https://kartgeobyru.ru/photo/205maksakovskiy-v-geografiya-10-11klass-uchebnik---2019-415s-chitatonlayn
https://wikiway.com/strani/map/
https://kartgeobyru.ru/photo/205maksakovskiy-v-geografiya-10-11klass-uchebnik---2019-415s-chitatonlayn
https://nonews.co/
directory/lists/cou
ntries/advanceddevelopingmarket
https://ru.wikipedia.org/wiki/Флаги_
государств
https://studref.com/643249/turizm/ha
rakteristika_turistskih_regionov_klas
sifikatsii_yunvto?ysclid=lmuknjvciw
843862992
https://ru.wikipedia.org/wiki/Всемир
ное_наследие
32
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• География, 10-11 классы/ Максаковский В.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Банников С.В. Всероссийская проверочная работа: 10-11 классы: типовые
задания. – М.: Экзамен, 2021
География. 10-11 классы: тестовый контроль/ авт.-сост. Н.В. Яковлева. –
Волгоград: Учитель, 2020
Довгань Г.Д. Социально-экономическая география мира в определениях,
таблицах и схемах. 10-11 классы. – М.: Ранок, 2021
Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10 класс.
– М.: ВАКО, 2022
Максаковский В. П. «География. Методические рекомендации. 10—11
классы»
Максаковский В. П. «География. Рабочие программы. 10—11 классы»
Максаковский В. П.. «География. Рабочая тетрадь. 10—11 классы»
Максаковский В.П. География. 10-11 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2014
Федоров О.Д География: тренировочные задания: 10-11 классы. – М.: 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Видеоуроки по географии 10-11 класс
https://videouroki.net/video/geografiya/10-11-class/
2. Занимательная география. 10-11 класс
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=zgeo-&utm
3. Интерактивные уроки по географии для 10-11 классов
https://education.yandex.ru/geo/lessons/
4. Презентации к урокам https://www.geomania.net/5class/
5. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/
6. ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya# программа7. Яндекс. Репетитор https://yandex.ru/tutor/urokigeografiya/
Критерии оценивания
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является
отметка.
При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на
правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении
материала, точность использования географической терминологии,
самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка Критерии оценивания
«5»
Обучающийся:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма
программного
материала;
полное
понимание
сущности
рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного
материала;
выделять
главные
положения,
самостоятельно
подтверждать
ответ
конкретными
примерами,
фактами;
«4»
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных
знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные
знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно,
обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ
в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное
определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при
ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал
литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на
дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально
использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную литературу, первоисточники; применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные
знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более
одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;
имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами
и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие
ответ, соответствуют требованиям
- показывает хорошее знание карты и использование ее, верное
решение географических задач.
Обучающийся:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт
полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности
при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или
не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при
требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном
усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными
примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном
материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные
знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной,
использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы
научные термины
«3»
1. - Ответ самостоятельный;
2. Наличие неточностей в изложении географического материала;
3. Определения понятий неполные, допущены незначительные
нарушения
последовательности
изложения,
небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах
и обобщениях;
4. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих
вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
5. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных
понятий изучаемых географических явлений;
6. Понимание основных географических взаимосвязей;
7. Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Обучающийся:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в
усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и
умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной
терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для
решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений
на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных
примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или
отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые
ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие
практических навыков работы в области географии (неумение
пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10.
Скудны
географические
представления,
преобладают
формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
«2»
«1»
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает
географические связи.
Обучающийся:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть
программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет
применять их к решению конкретных вопросов и задач по
образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых
ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Обучающийся:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся
краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно
привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ,
предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка Критерии оценивания
«5»
Обучающийся:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
«4»
Ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- не более двух недочетов.
«3»
Обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
- не более двух грубых ошибок
- не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета
- не более двух-трех негрубых ошибок
- не более одной негрубой ошибки и трех недочетов
Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
«2»
Обучающийся:
- допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при
которой может быть выставлена оценка «3»;
- если правильно выполнил менее половины работы.
«1»
Обучающийся:
- не приступал к выполнению работы;
- правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1. Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая
предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на
последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение
пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Количество вопросов в тесте Время выполнения Критерии оценивания
10 вопросов
10 – 15 минут
«5» - 10 правильных ответов
«4» - 7 – 9 правильных ответов
«3» - 5 – 6 правильных ответов
«2» - менее 5 правильных ответов
20 вопросов
20-30 минут
«5» - 18 – 20 правильных ответов
«4» - 14 – 17 правильных ответов
«3» - 10 – 13 правильных ответов
«2» - менее 10 правильных ответов
30 вопросов
30 – 40 минут
«5» - 27 – 30 правильных ответов
«4» - 22 – 26 правильных ответов
«3» - 15 – 21 правильных ответов
«2» - менее 15 правильных ответов
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ
по географии.
Оценка
Критерии оценивания
«5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном
объеме
с
соблюдением
необходимой
последовательности.
Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний,
показали
необходимые
для
проведения
практических
и
самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и
навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации
результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или
выбрана самими обучающимися.
«4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися
в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности
выполнения, не влияющее на правильность конечного результата
(перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных
«3»
«2»
«1»
территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая
страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из
статистических сборников. Работа показала знание основного
теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов
работы.
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с
помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших
на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы
затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу
дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но
испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами
атласа,
статистическими
материала
ми,
географическими
инструментами.
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не
подготовленными к выполнению этой работы. Полученные
результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью
расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных
обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к
выполнению этой работы.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных
обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками
географических знаний.
Оценка Критерии оценивания
«5»
правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определенной последовательности; соблюдение
логики в описании или характеристике географических территорий
или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование
выводов на основе практической деятельности; аккуратное
оформление результатов работы
«4»
правильный и полный отбор источников знаний, допускаются
неточности в использовании карт и других источников знаний, в
оформлении результатов
«3»
правильное использование основных источников знаний; допускаются
неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление
результатов.
«2»
«1»
неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в
оформлении результатов.
полное неумение использовать карту и источники знаний
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все
ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных
положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений
величин, единиц их измерения;
2) незнание наименований единиц измерения;
3) неумение выделить в ответе главное;
4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
5) неумение делать выводы и обобщения;
6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование,
провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать
полученные данные для выводов;
8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
9) нарушение техники безопасности;
10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий,
вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия
или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с
определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения
измерительных приборов, оптические и др.);
3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта,
наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность
графика (например, изменение угла наклона) и др.;
5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный
план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных
вопросов второстепенными);
6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения
опытов, наблюдений, заданий;
2) ошибки в вычислениях;
3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4) орфографические и пунктуационные ошибки.