Рабочая программа по учебному предмету ЭКОЛОГИЯ в 9 классе

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации
Белинского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на РМО учителей на педагогическом
географии
совете МОУ СОШ
Белинского района с. Свищёвки
им.П.И. Мацыгина
Протокол № 1
Белинского района
от 25.08.2023
Протокол №1
от.28.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУ СОШ
с. Свищёвки
им.П.И Мацыгина
__________ Парфёнова О.В.

Приказ № 120
от 30.08.2023

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Экология»
для обучающихся 9 класса

с. Свищёвка, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для
общеобразовательных учреждений Е.А Криксунова, В.В. Пасечника
(М:,Дрофа, 2008)
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение экологии в
объеме 17 часов.
В программе заложены возможности формирования у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностями развития учащихся.
Изложение материала предлагается проводить в соответствии с
основным дидактическим принципом «от простого к сложному». Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне
организмов, популяций, биоценозов, экосистем и, наконец, на биосферном
уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе, как
одного из ее компонентов и как глобального комплексного экологического
фактора.
Изучение курса рекомендуется осуществлять на примерах конкретных
экологических ситуаций, характерных для России .
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в
рабочую программу включены практические работы и лабораторные работы,
являющиеся этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по
усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых
знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации.
Планируемые результаты
Личностные результаты:






получение обучающимся опыта переживания и позитивного
отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом;
принятие обучающимися правил здорового образа жизни, умение
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья;
осознание единства и целостности окружающего мира,
возможности его познаваемости и объяснимости на основе











достижений науки;
умение
постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том
числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
умение оценивать свою деятельность и поступки других людей
с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
дающих возможность выражать свое отношение к окружающему
миру природы различными средствами (художественное слово,
рисунок, живопись, декоративно- прикладное искусство, музыка);
воспитание ответственного отношения к природе;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные
результаты
Регулятивные УУД:









овладение формами исследовательской деятельности;
умение
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта;
умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели;
умение составлять (индивидуально и в группе) план решения
проблемы (проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, исправлять
ошибки самостоятельно;
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:





умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
умение строить логическое рассуждение, включающее причинноследственные связи;
умение создавать схематические модели с выделением
существенных характеристик объекта;






умение составлять тезисы, различные виды планов (простых,
сложных и т.п.);
умение преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.);
умение вычитывать все уровни текстовой информации;
умение определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.

Коммуникативные УУД:
овладение опытом межличностной
коммуникации,
 корректного
участия
в дискуссии;
 умение работать в группе в соответствии с обозначенной ролью;
 умение самостоятельно
организовывать
учебноевзаимодействие
в
группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.);
 приобретение опыта социальной и межкультурной коммуникации,
ролевого
взаимодействия
и
реализации
гражданской,
патриотической позиции;
 умение оценивать собственный вклад в деятельностьгруппы;
проводить самооценку уровня личных учебных достижений.
Предметные результаты










В
ценностно-ориентационной
сфере:
сформированность
представлений об экологии как одном из важнейших направлений
изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и
человеком, как важнейшем элементе культурного опыта
человечества.
В познавательной сфере: углублѐнные представления о
взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми
организмами, об изменениях природной среды под воздействием
человека; освоение базовых естественнонаучных знаний,
необходимых для дальнейшего изучения курсов естественных наук;
формирование
элементарных
исследовательских
умений;
применение полученных знаний и умений для решения
практических задач; осознанное соблюдение правил безопасного
поведения в природной и социальной среде.
В трудовой сфере: овладение навыками ухода за комнатными
растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями
живого уголка, за домашними питомцами.
В эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие
научные данные образами литературы и искусства.



В сфере физической культуры: элементарные представления о
зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического
состояния, от факторов окружающей среды.

Основные знания и умения учащихся 9 классов
Учащиеся должны знать:
- структуру, предмет, методы и задачи экологии;
- виды экологических факторов, закономерности их действия на живые
организмы ;
- морфофизиологические адаптации живых организмов к неблагоприятным
факторам окружающей среды;
- виды взаимоотношений между живыми организмами, причины их
приспособленности к различным условиям обитания;
- причины и особенности периодических изменений в живой и неживой
природе;
- сущность понятий популяция, вид, биоценоз, экосистема, биосфера;
- экологическую характеристику популяций, причины изменения
численности популяций;
- редкие и исчезающие виды Бурятии;
- структуру, характеристики и принципы организации экосистем; основные
виды экосистем родного края;
- механизмы саморегуляции экосистем;
- живые организмы и круговорот веществ в природе;
-экологические сукцессии, их изменения и значение;
- результаты антропогенного воздействия на окружающую среду;
- состав, свойства и границы биосферы;
- зональное распределение и основные функции живого вещества;
- круговорот веществ и превращение энергии в биосфере;
- взаимосвязь глобальных, региональных, и локальных экологических
проблем;
учащиеся должны уметь:
- определять механизмы приспособляемости организмов к неблагоприятным
сезонным факторам;
- использовать понятия "экологические факторы", "биологические
ритмы","фотопериодизм";
- составлять схемы пищевых цепей и сетей питания;
- проводить наблюдения и исследования за состоянием компонентов
экосистем;
- приблизительно оценивать состояние экосистем;
- применять экологические знания для объяснения динамики изменения
сообществ во времени и пространстве;
- оценивать причины экологических сукцессий конкретных биоценозов; составлять простейшие модели экосистем;
- составлять простейшие схемы биологического и физического круговорота

основных элементов биосферы;
- прогнозировать последствия человека на природные экосистемы;
- принимать активное участие в защите и восстановлении природы родного
края.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при
организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с
дополнительной литературой и подготовкой сообщений. Эти задания
выполняются дома.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Е.А.
Криксунов, В.В. Пасечник Экология 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. 12-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008

Введение
Знать предмет, методы и задачи экологии; структуру современной экологии и её
место в системе наук; экологические проблемы в современном мире; основные
объекты экологического изучения и их взаимосвязь; история развития экологии
как науки.
Уметь объяснять причины экологических проблем в современном мире;
работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и
понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами
изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Раздел 1. Организмы и среда их обитания (8 часов)
https://foxford.ru/wiki/biologiya/sredy-zhizni-i-faktory-sredy
Знать основные среды жизни (водная, наземная, воздушная, почвенная,
организменная) и их характеристики; морфологические, физиологические,
поведенческие адаптации организмов к среде обитания; понятие о биоте.
Уметь объяснять относительный характер приспособленности организмов к
средам обитания.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле; работать с научной литературой
по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно
применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Знать: как проявляется средообразующая деятельность организмов, основные
понятия «гумус», «механическое и физико-химическое воздействие»
Уметь: работать в группах, объяснять значение воздействия почвенных
организмов на свою среду обитания, приводить примеры, показывающие
влияние организмов на различные среды жизни.
Формировать: экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле; работать с научной литературой
по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно
применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Знать экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные);
важнейшие абиотические факторы (свет, влажность, температура и т.д.) и их
влияние на организмы; жизненные формы растений и животных к основным
абиотическим факторам; работать с научной литературой по экологии; владеть
основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на
практике; владеть методами изучения экологии.
Уметь выявлять приспособленность организмов к различным абиотическим
факторам..
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.

Знать закономерности действия экологических факторов; закон оптимума,
закон минимума.
Уметь объяснять изменения кривых толерантности; формулировать закон
Либиха — Шелфорда; работать с научной литературой по экологии; владеть
основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на
практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать биологические ритмы и «биологические часы» живых организмов;
Уметь выявлять приспособленность живых организмов к сезонным и годовым
ритмам (фотопериодизм, весенне-летние и осенне-зимние изменения);
работать с научной литературой по экологии; владеть основными терминами и
понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами
изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать основные жизненные формы растений и животных, их соответствие с
окружающей средой; законы эволюции (конвергентная эволюция,
параллельная эволюция)
Уметь пояснять основные термины и понятия экологии и грамотно применять
их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать: распределение получаемой энергии организмом извне, Формы
энергетических расходов, тепловой баланс и способы его поддержания у
эктодермных и энтодермных организмов.
Уметь: работать с учебной и дополнительной литературой, интернетресурсами, делать выводы и заключения по теме, анализировать
экологические ситуации.
Формировать: общенаучный подход к оценке энергетических потребностей
живых организмов.
Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности,
соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
Раздел 2. Экология популяций (3 часа)
https://multiurok.ru/index.php/files/ekologiia-populiatsii.html
Знать основные понятия: вид, структура вида, популяция; основные критерии
вида; факторы, определяющие границы популяции.
Уметь объяснять причины видового разнообразия; практическое значение
изучения популяций; различать на примерах вид и популяцию,
самостоятельно приводить примеры; работать с научной литературой по
экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно
применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.

Знать свойства популяций; основные экологический характеристики
популяций (ареал, изолированность, численность, плотность; рождаемость,
смертность; возрастная, половая и этологическая структуры);
демографические показатели; методы измерения обилия популяции;
внутривидовые взаимоотношения (конкуренция, взаимопомощь, сигнальные
взаимоотношения и пр.).
Уметь приводить примеры, делать выводы о свойствах популяционной
группы; работать с научной литературой по экологии; владеть основными
терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике;
владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать понятия рождаемость, смертность; виды рождаемости и смертности;
кривые выживания.
Уметь объяснять влияние экологических факторов на демографические
показатели популяций, приводить примеры; причины различия форм кривой
выживания; работать с научной литературой по экологии; владеть основными
терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике;
владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать возрастные генерации популяций: растущие, стабильные и гибнущие
популяции; факторы, влияющие на возрастную структуру популяций;
механизмы саморегуляции
Уметь объяснять причины изменения возрастной структуры популяций;
выделять возрастные группы в популяции и объяснять устойчивость
разновозрастных популяций; работать с научной литературой по экологии;
владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно применять
их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать понятие динамика численности популяции: растущие, стабильные и
гибнущие популяции; факторы, влияющие на динамику численности
популяций; механизмы саморегуляции; гомеостаз популяций; популяционные
волны; антропогенное влияние на популяции.
Уметь объяснять значение динамики численности популяций, какую роль в
изменении численности популяции играют экологические факторы; делать
выводы и приводить примеры; оценивать состояние и регулирование
численности популяций; популяций редких и исчезающих видов на
территории Саратовской области; работать с научной литературой по
экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно
применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности,

соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
П.р. №2. «Влияние абиотических факторов на организм»
Раздел 3. Биотические взаимоотношения организмов. (2 часа)
https://multiurok.ru/files/bioticheskie-vzaimootnosheniia-organizmov.html
Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических
взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в
природе, об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции,
хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх
взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности
организмов.
Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических
взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в
природе, об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции,
хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционнызх
взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности
организмов.
Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических
взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в
природе, об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции,
хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционных
взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности
организмов.
Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических
взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в
природе, об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции,
хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционных
взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности
организмов.
Сформировать у учащихся знания о закономерностях экологических
взаимоотношений организмов, о типах взаимоотношений, существующих в
природе, об особенностях и значении взаимоотношений типа конкуренции,
хищничества, паразитизма, о роли внутри – и межпопуляционных
взаимоотношений как фактора динамики и регуляции численности
организмов.
Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности,
соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
Раздел 4. Организация и экология сообществ (4часа)
https://ecodelo.org/1429-1_ekologiya_soobshchestv_biotsenologiyaekologiya_10_11_klassy
Знать понятия сообщество, экосистема, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, их
основные сходства и отличия; компоненты биоценоза; свойства биоценоза

(самовоспроизводство, устойчивость, саморегуляция).
Уметь выделять биоценозы и определять их границы; приводить примеры и
давать описание любого биоценоза.; работать с научной литературой по
экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно
применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать видовую и морфологическую структуру сообщества; вертикальное и
горизонтальное распределение живых организмов.
Уметь объяснять значение видового разнообразия в сообществе, какое
преимущество дают многоярусные сообщества; на примерах выделять
морфологическую структуру сообщества; работать с научной литературой по
экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно
применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать трофическую структуру сообщества, её значение в саморегуляции
биоценозов; пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни.
Уметь составлять пищевые цепи и сети на конкретных примерах; объяснять
роль трофической структуры в устойчивости сообщества; работать с научной
литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии
и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать понятия потоки энергии и потоки вещества в экосистемах; круговорот
веществ в экосистеме.
Уметь объяснять односторонний приток энергии в сообществах; выявлять
причины снижения скорости потока энергии по мере удаления от первичного
продуцента (правила 10%); находить отличия пирамиды численности от
пирамиды биомассы энергии; уметь рассчитывать долю энергии, поступающей
на разные трофические уровни, пользуясь правилом 10%; работать с научной
литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии
и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать понятия продуктивность сообщества; скорость продуцирования биомассы
организмами (продукция), ее источники; виды продукции; распределение
биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане; факторы,
определяющие первичную продукцию в различных районах.
Уметь объяснять какое значение имеет в природе скорость образования
биомассы; делать выводы, приводить примеры; работать с научной литературой
по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно
применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.

Знать понятия продуктивность сообщества; скорость продуцирования биомассы
организмами (продукция), ее источники; виды продукции; распределение
биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане; факторы,
определяющие первичную продукцию в различных районах.
Уметь объяснять какое значение имеет в природе скорость образования
биомассы; делать выводы, приводить примеры; работать с научной литературой
по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно
применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать особенности пастбищных и детритных цепей питания, сходство и
различия между ними; значение детритных пищевых цепей.
Уметь находить оличия между консументьной и редуцентной системами;
объяснять в каких сообществах редуценты играют основную роль в переносе
энергии; работать с научной литературой по экологии; владеть основными
терминами и понятиями экологии и грамотно применять их на практике; владеть
методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать макро- и микротрофные вещества; главный фактор сохранения
круговорота биогенных элементов; биогеохимические циклы углерода и
фосфора.
Уметь объяснять роль организмов в поддержании круговоротов биогенных
элементов; находить связь между биомассой вида и его значением в
поддержании функционирования сообщества; работать с научной литературой
по экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно
применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать понятие экологическая сукцессия; развитие сообществ во времени, их
природа; внутренние факторы развития; автотрофная и гетеротрофная
сукцессии. Первичная и вторичная сукцессии, их примеры; основные типы
сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность
сукцессии; значение экологической сукцессии в природе и хозяйстве человека.
Уметь объяснять особенности и направления сукцессионных изменений;
значение сукцессий; выявлять питы сукцессионных изменений; работать с
научной литературой по экологии; владеть основными терминами и понятиями
экологии и грамотно применять их на практике; владеть методами изучения
экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Знать понятие биосфера; состав свойства и её границы; основоположника
учения о биосфере В.И.Вернадского, его вкладе в развитие науки о биосфере.
Уметь объяснять роль живого вещества; работать с научной литературой по
экологии; владеть основными терминами и понятиями экологии и грамотно

применять их на практике; владеть методами изучения экологии.
Формировать экологическое мировоззрение как условие выживания
человечества и сохранения жизни на Земле.
Тест в нескольких вариантах из заданий различного уровня сложности,
соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
Критерии оценок:
Знания и умения обучающихся по предмету «Экология» оцениваются по
результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и
итоговых письменных работ.
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Оценка – это
определение степени усвоения обучаемыми ЗУН в соответствии с
требованиями программы обучения и руководящими документами обучения.
Требования к оценке: Оценка должна быть объективной и справедливой,
ясной и понятной для обучаемого; Оценка должна выполнять
стимулирующую функцию;
Оценка должна быть всесторонней.
При оценке знаний необходимо учитывать:
Объём знаний по учебному предмету (вопросу);
Понимание изученного материала, самостоятельность суждений,
убежденность в излагаемом;
Степень систематизации и глубины знаний;
Действенность знаний, умение применять их с целью практических задач.
При оценке умений и навыков учитываются:
Содержание умений и навыков; Точность, прочность и гибкость умений и
навыков;
Возможность применять умения и навыки на практике;
Наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по экологии :
«Отлично» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и
отвечает без наводящих вопросов, но допускает неточности в ответе, не
искажающие общий смысл ответа. При выполнении практической работы –
если задание выполнено самостоятельно, правильно. «Хорошо» - ставится,
если обучаемый знает основной материал, но на заданные вопросы отвечает
недостаточно четко и полно. При выполнении практической работы – если
задание выполнено с частичной помощью учителя, допущены ошибки, не
отразившиеся на качестве выполненной работы.
«Удовлетворительно» - ставится в том случае, когда обучаемый знает
материал не в полном объеме и не смог достаточно полно и правильно
ответить на поставленные вопросы. При выполнении практической работы –
если задание выполнено после повторной расчлененной инструкции, в
задании допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
1. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний
ученика, так и овладение им практическими умениями.
2. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты
наблюдений учителя за повседневной работой.
Техническое и методическое обеспечение образовательного процесса
1. Раздаточные дидактические материалы по темам.
2. Демонстрационные материалы.
3. Справочная литература
4. Атласы.
5. Презентации к урокам.
 Экология. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Е.А.
Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1997. – 240 с.: ил. 
печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
изучаемых разделов, в том числе и в цифровой форме;  технические
средства обучения: классная доска с набором креплений для картинок,
постеров, таблиц; компьютер, проектор, экран.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».