Цель проведения сомообследования – оценить результаты и условия образовательной
деятельности, обеспечение функционирования ВСОКО, а также доступность и открытость
информации о деятельности школы.
Задачи:
1.оценка образовательной деятельности школы, в том числе системы управления, содержания и качеств
учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библио
материально-технической базы, функционирования
образования;
2.анализ показателей деятельности школы, которые установили федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Аналитическая часть
I. Общие сведения об образовательной организации
Наименование
образовательной
организации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
Директор
Парфёнова Ольга Владимировна
Адрес организации
442257, Пензенская область, Белинский район, с. Свищёвка, ул.
Школьная, 1а,
Телефон, факс
8984153)3-92-69
parf_59@mail.ru
Адрес электронной почты
Учредитель
Дата создания
Лицензия
Муниципалитет Белинского района
1974 год
От 24 декабря 2015 года № 11770, серия 58Л01 № 00000585
Свидетельство о
государственной
аккредитации
Сведения о филиале
Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с. Свищёвки им. П.И.
Мацыгина Белинского района Пензенской областив с. Балкашино.
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгинарасположена в селе Свищёвка. Семьи обучающихся
проживают в собственных домах:62 процента – в с. Свищёвка, 38 процентов − в близлежащих
населенных пунктах: д. Шипиловке, д. Мамлеевке, д. Канищево,с. В- Поляны. .
Основным видом деятельности Школы является реализация общеобразовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования. Также Школа реализует
образовательные программы дополнительного образования детей.
II. Система управления организацией
Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы и
строится на принципах единоначалия и самоуправления. Школьный коллектив, объединяющий
учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями
(законными представителями) и широкой общественностью.
Формы самоуправления школы
Педагогический совет школы
(состоящий из работников
образовательного учреждения)
Общее собрание трудового
коллектива
ученическое
самоуправление
Из числа родителей избирается родительский комитет школы. В Уставе школы, в положениях
«Положение о Попечительском совете школы», «Положение о педагогическом совете школы» четко
определены прерогативы, полномочия различных органов самоуправления школой, а также
разграничены полномочия между различными формами самоуправления школой и администрацией
школы. Администрация представлена руководителем школы - директором, осуществляющим
непосредственное руководство учреждением. Данная структура управления школой в полной мере
отвечает принципам самоуправления и единоначалия и соблюдения, основных прав всех участников
образовательного процесса.
Органы управления, действующие в Школе
Наименование
органа
Директор
Функции
Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие
структурных подразделений организации, утверждает штатное
расписание, отчетные документы организации, осуществляет
общее руководство Школой
Управляющий совет Рассматривает вопросы:
− развития образовательной организации;
− финансово-хозяйственной деятельности;
− материально-технического обеспечения
Педагогический
совет
Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью
Школы, в том числе рассматривает вопросы:
− развития образовательных услуг;
− регламентации образовательных отношений;
− разработки образовательных программ;
− выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания;
− материально-технического обеспечения образовательного процесса;
− аттестации, повышения квалификации педагогических работников;
− координации деятельности методических объединений
Общее собрание
работников
Реализует право работников участвовать в управлении образовательной
организацией, в том числе:
− участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил
трудового распорядка, изменений и дополнений к ним;
− принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность
образовательной организации и связаны с правами и обязанностями
работников;
− разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;
− вносить предложения по корректировке плана мероприятий
организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной
базы
Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано три предметных методических
объединения:
− общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
− естественно-научных и математических дисциплин;
− объединение педагогов начального образования.
III. Оценка образовательной деятельности
Данные показатели на 30 декабря 2021 года
Показатели
Единица
измерения
Образовательная деятельность
Общая численность учащихся
57 человек
Численность учащихся по образовательной программе начального общего
образования
16 человек
Численность учащихся по образовательной программе основного общего
образования
27 человек
Численность учащихся по образовательной программе среднего общего
образования
4 человек
Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам
25 человек
53,8%
промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся
К
Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому языку
Средний балл ГИА выпускников 9 класса по математике
3,8 балл
4 балл
Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по русскому языку
-
Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по математике
-
Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили
неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей
численности выпускников 9 класса
1человек/14 %
Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили
неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности
выпускников 9 класса
1человек /14%
Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты
ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от
общей численности выпускников 11 класса
-
Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты
ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от
общей численности выпускников 11 класса
-
Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые не получили аттестаты,
от общей численности выпускников 9 класса
0
Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые не получили
аттестаты, от общей численности выпускников 11 класса
-
Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили аттестаты с
отличием, от общей численности выпускников 9 класса
0
Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили аттестаты с
отличием, от общей численности выпускников 11 класса
-
Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие в олимпиадах,
смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся
37человек
/64,9%
Численность (удельный вес) учащихся – победителей и призеров олимпиад,
смотров, конкурсов от общей численности обучающихся, в том числе:
человек
(процент)
− регионального уровня
− федерального уровня
6/10,5%
8/ /14%
− международного уровня
16//28%
Численность (удельный вес) учащихся по программам с углубленным изучением
отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся
0
Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от
общей численности обучающихся
0
Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением
дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей
численности обучающихся
0
Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы реализации
образовательных программ от общей численности обучающихся
0
Общая численность педработников, в том числе количество педработников:
12 человек
12
− с высшим образованием
10
− высшим педагогическим образованием
− средним профессиональным образованием
-
− средним профессиональным педагогическим образованием
-
Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от
общей численности таких работников, в том числе:
− с высшей
человек
(процент)
2/ 16,6%
10/ 83,4%
− первой
Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких
работников с
человек
(процент)
педагогическим стажем:
0
− до 5 лет
4/33,3%
− больше 30 лет
Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких
работников в возрасте:
− до 30 лет
человек
(процент)
0
5/41,6%
− от 55 лет
Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных
работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников
человек
(процент)
14/ 70%
Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных
работников, которые прошли повышение квалификации по применению в
образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников
человек
(процент)
12/ 60%
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося
единиц
Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы от общего
количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося
единиц
Наличие в школе системы электронного документооборота
да/нет
Наличие в школе читального зала библиотеки, в том числе наличие в ней:
да/нет
− рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке
− медиатеки
да
да
− средств сканирования и распознавания текста
− выхода в интернет с библиотечных компьютеров
− системы контроля распечатки материалов
Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться
широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся
Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного
обучающегося
да
нет
нет
человек
(процент)
8
кв. м
Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, котора
соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и
позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общег
образования. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников
которые имеют высокую квалификацию и регулярно
проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результато
образовательных достижений обучающихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Образовательная деятельность в МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
строится на
основании
технологии
личностно-ориентированного
взаимодействия,
направленной
на
необходимость распознания индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом акцент
делается на возрастные особенности, потребности, склонности, способности, интересы, темп развития
обучающихся.
Образовательный процесс был организован в общеобразовательных классах на основе утвержденного
учебного плана, составленного по базисному учебному плану.
Язык обучения – русский. Обучение немецкому языку осуществлялось со 2 по 10 классы,английскому
языку в 9 классе в пределах часов учебного плана
Контингент учащихся был обеспечен всеми учебниками.
Режим работы школы определялся утвержденным календарным учебным графиком.
На конец2021 года в школе работает 12 педагогов. Из них:1 директор, 2 педагога-организатора,
Педагогическая деятельность была направлена на:
1. Осуществление образовательного процесса в соответствии с рабочими программами учителей
начальных классов, учителей-предметников по учебным предметам..
2.Осуществление воспитательной работы в соответствии с утвержденным планом на год.
3. Участие в районных и муниципальных предметных олимпиадах.
4. Организацию и проведение экзаменов.
5. Реализацию деятельности по приказам и письмам отдела образования – посещение семинаров, МО
на базе городских школ города учителями – предметниками; отправка заявок, материалов и участие в
районных и областных, международных конкурсах, публикации уроков учителями.
1. Численность учащихся.
На начало учебного года в школе насчитывалось 57обучающийся:
выбыло – 0 обучающихся; прибыло- 0 обучающийся. По окончанию 2021 года в школе –
57обучающихся.
Из них 57
обучающихся обучается по общеобразовательной программе. Таким образом,
количественный состав учащихся на конец учебного периода выглядит следующим образом:
в начальной школе (1 – 4 классы) обучается 16 учеников,
в среднем звене основной школы (5 – 9 классы) обучается 37 учеников,
в старшем звене основной школы (10 - 11классы) обучается 4 ученика, из них обучаются 0 на
индивидуальном обучении.
Всего в школе обучается 10 классов по общеобразовательной программе. Средняя наполняемость
классов составляет 6 учеников.
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего,
основного общего и среднего общего образования, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», основными образовательными программами по уровням, включая учебные планы,
годовые календарные графики, расписанием занятий
Учебный план 1–4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной
образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9 классов –
на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего
образования (реализация ФГОС ООО), 10–11 классов – на 2-летний нормативный срок освоения
образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО
В течение всего года строго соблюдались нормы СанПиНа. Уровень недельной учебной нагрузки на
ученика не превышал предельно допустимого.
Начальное общее образование
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Класс
ФГОС
ФГОС
ФГОС
ФГОС
Предельно допустимая учебная
нагрузка
21
23
23
Основное общее образование
Классы
5
6
7
Классы
класс
класс
класс
фгос
фгос
фгос
Предельно допустимая недельная
32
33
35
нагрузка
23
8
класс
фгос
36
9
класс
фгос
36
IV. Содержание и качество подготовки
Всего в школе обучается 10 классов по общеобразовательной программе. Средняя наполняемость
классов составляет 6 учеников.
На
начало
четверт
На
и
конец
«5»
четверт
На
и «4 и
На
5»
С одной,
двумя
Неуспев
«3»
аю
щие
На
начало
четверт
На
и
конец
«5»
четверт
На
и
На «4и
5»
С одной
двумя
Неуспев
«3»
аю
Классы
щие
Результативность работы школы за учебный год:
Класс
ы
1кл
2
2
--
--
--
--
5кл
8
8
2кл
4
4
--
2
1
--
6кл
7
7
- 5
1 3
1
--
--
--
3кл
7
7
2
3
2
--
7кл
8
8
4кл
9
9
1
4
1
--
8кл
6
6
9 кл
7
7
Ито
го
36
36
Итог
о
22
22
3
9
4
--
1
2
2
--
2
--
--
5
--
--
1
7
3
--
На конец2020-2021 уч. года в школе обучались 58 учащихся.
По итогам оценивались 56 учащихся
Школьный показатель качества обучения равен – 53,6%
Школьный показатель резерва повышения качества обучения – 10,7%.
По начальной школе:
По итогам 4 четверти оценивались 20 учащихся
Показатель качества обучения равен – 60%
Показатель резерва повышения качества обучения – 20%.
По основной школе:
По итогам 3 четверти оценивались 36 учащихся
Показатель качества обучения равен – 50%
Показатель резерва повышения качества обучения – 8,3%.
В 2020-2021 учебном году 4 ученика окончили школу на «отлично»: Жаткин К.(3 кл.),
Серебрякова А. ( 3 кл.), Аксёнова Е. ( 4 кл.), Барышова А. (6 кл.), что составляет 6,8 % (20182019 уч.г.- 6, 2019-2020 уч.г. -9) от общего количества учащихся.
10
9
8
6
6
2018-2019
4
2019-2020
2
2020-2021
0
%
Диаграмма 1
На «хорошо» и «отлично» окончили учебный год 30 человек, что составляет 51% от общего
количества учащихся ( 2018-2019 уч.год- 38 чел – 49%, 2019- 2020 уч.год- 38 чел.-59%), что
составляет от общего количества учащихся.
Качество знаний по итогам 2020 -2021 уч. года составило 53,6 % ( 2018 -2019 уч. года - 56,6 % ,
2019-2020 уч.года -59%,), что ниже прошлогоднего
школьного уровня и
выше
среднерайонного показателя качества обучения .
За последние три года диаграмма качества знаний обучающихся (в %)
образом:
выглядит следующим
59
59
58
57
56,6
56
2018-2019
55
54
53
53,6
2019-2020
2020-2021
52
51
50
Диаграмма 3. Качество знаний учащихся за последних три года
Для выпускников и их родителей был разработан конкретный план мероприятий, направленный на
организованное проведение экзаменов и тщательную подготовку к ним. По плану работы школы
были проведены консультации, беседы, родительские собрания с обсуждением и разъяснением
Положения об экзаменах
Результаты успеваемости в 9 классе
В 2020-2021 уч. году обучающиеся 9 класса участвовали в устном собеседовании по русскому языку.
Итоговое собеседование по русскому языку введено в рамках реализации
Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у
школьников. Прохождение итогового собеседования явилось для выпускников 9-х классов допуском
к ГИА.
Выяснилось, что
дети при чтении текста искажают фонетический облик слова, испытывают
трудности при подробном пересказе текста, не всегда правильно склоняют числительные, а также при
составлении собственного высказывания не выдерживают номинальный объем. Есть трудности и
ведении диалога с учителем – собеседником.
Особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования (далее – Особенности) в 2021 году (далее – ГИА-9), обусловлены
мероприятиями, направленными на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К участникам ГИА-9 относятся: обучающиеся школы, освоившие образовательные программы
основного общего образования в очной форме, не имеющие академической задолженности, в полном
объеме выполнившие учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам
учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), имеющие результат «зачет» за итоговое
собеседование по русскому языку.Допущены к ГИА обучающиеся 9 класса-7 человек;
Результаты выпускных экзаменов в 9 классе
Учащиеся 9 класса сдавали 2 обязательных экзамена - математика и русский язык
Экзамен по русскому языку
Анализ результатов выполнения работ показал,
Получили отметку на экзамене
«2»
«3»
1
( 14%)
2
1
(28,5 14%
%)
По району: всего выпускников- 20
160
(12,5
%)
«4»
2
28,5%
4
--
86%
57,1
%
3,85
4
57,1%
71
(44,4%
)
2
(28,5 %)
3
(42,8%
)
1
(14%)
Средний
балл
(итог.оценка
в школе)
1
14%
Средний
балл на ОГЭ
2
( 28,5
Качество,
%
0
Успеваемост
ь,%
5 ( 71%)
Выше
годовой
отметки
Подтвердили
годовую
отметку
29 87,5 62,5 3 ,9
(18
,1
%)
Качество знаний по русскому языку ниже среднерайонного на 5,4% , успеваемость ниже на 1,5
%.
Экзамен по математике
Анализ результатов выполнения работ показал,
КолНиже
Получили отметку на экзамене
во
годовой
«2»
«5»
обучотметк
ся
и
«3»
«4»
7
54
33,7%)
«5»
Средний балл
(итог.оценка
в школе)
Ниже
годов
ой
отмет
ки
Качество,
%
Средний балл
на ОГЭ
2
(28,5%)
Выше
годовой
отметки
Успеваемость,
%
7
Подтвердили
годовую
отметку
Колво
обучся
86
56,8
4
3,85
По району: всего выпускников25
65
46
20
84,3 41,4
3,3
-159
15,7% (40,8%) (28,9% (12,5
)
)
%)
Качество знаний по математике выше среднерайонного на 15 ,4%, успеваемость выше на 1,7 %.
отметок за IX класс. Статистические данные по результатам ГИА в 9 классах представлены в таблице
Контрольная работа по информатике и ИКТ
Анализ результатов выполнения работ показал,
Рекомендации при подготовке к ГИА в 9 классе.
0
По району: всего выпускников50
0
0
4
(57,2%)
0
13
(26%)
28
(56%)
3
(42,8
%)
9
(18%)
100
100
4,4
4,4
84,3
41,4
3,9
--
Средний
балл
(итог.оценка
в школе)
Средний
балл на ОГЭ
0
Качество,
%
7 ( 100%)
Успеваемост
ь,%
7
Выше
годовой
отметки
Подтвердили
годовую
отметку
1.Для успешной подготовки школьников к ОГЭ учителям-предметникам необходимо обратить
внимание на усвоение учащимися:
Ниже
Получили отметку на экзамене
Колгодовой «2»
«5»
во
отметк
«3»
«4»
обучи
ся
содержания всех разделов школьного курса по предметам;
умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);
способность четко формулировать свои мысли;
учителям-предметникам практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по
контрольно-измерительным материалам по материалам ОГЭ;
совершенствовать методику преподавания с учетом требований итоговой аттестации,
опираться в преподавании на современные педагогические технологии, способствующие
организации самостоятельной поисковой, научно-исследовательской и проектной
деятельности учащихся.
2. всем учителям - предметникам продумать систему работы с обучающимися по повышению
качества подготовки к государственной итоговой аттестации , обращая особое внимание на
выполнение заданий повышенной трудности, уделять на уроках время чтению текстов параграфов
вслух, их пересказу.
3. Администрации школы взять на контроль посещение уроков .
В 2020- 2021 учебном году все учащиеся школы переведены в следующий класс, т.е. обучаемость
составила – 100%.
В течение 2020 – 2021 учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг, одним из
основных этапов которого являлось отслеживание и анализ качества обучения и образования по
уровням обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью
выявления недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причин.
В рамках проведения Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) на основании
приказаФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.02.2021 №119 «О
проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга
качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме ВПР в 2021 г»,
приказа № 18 по МОУ СОШ с. Свищёвки
им. П.И. Мацыгина Белинского района
Пензенскойобласти от 27.02.2021 года «Об участии в проведении Всероссийских проверочных
работ» были организованны и проведены Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР) в МОУ
СОШ с. Свищёвки им. П. И. Мацыгина Белинского района Пензенской областив 4-8 классах в период
с 15 марта по 21 мая 2021 года по утвержденному расписанию.
Цель проведения: выявление уровня подготовки и определение качества образования
обучающихся 4-8 классов.
Проведение ВПР осуществлялось в соответствии с методическими рекомендациями и инструкциями
для образовательных организаций.
Итоги ВПР 2021г (весна)
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района
Пензенской области
6
7
8
Подтвердили уровень
(кол-в уч-ся)
%
Уровень обученности,
%
Понизили уровень
(кол- во уч- ся)
5
Повысили уровень
(кол- во уч- ся)
4
Качество обучения
Класс
Русскийязык
Математика
Окружающийми
р
Русскийязык
Математика
Биология
История
9
9
8
8
1
1
4
4
3
3
0
0
60%
60%
100
100
8
8
0
0
0
0
9
8
1
4
3
0
60%
100
8
0
0
8
8
8
8
8
8
8
8
2
2
4
4
4
4
4
4
2
2
0
0
0
0
0
50 %
75%
75%
100
100
100
8
8
8
0
0
0
0
0
0
100
100
8
0
0
Русскийязык
Математика
Биология
История
Русскийязык
История
Математика
Биология
География
Обществознание
Немецкий язык
Физика
Математика
Русскийязык
География
Физика
7
7
7
7
8
8
8
8
8
7
7
7
5
8
8
8
8
8
1
3
4
3
1
1
1
1
3
3
2
4
4
6
4
5
3
1
1
2
4
3
1
2
2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
57,1
85,7
85,7
60%
50%
62,5
87,5
62,5
75%
100
100
100
100
100
100
100
100
100
7
7
7
5
8
8
8
8
8
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
9
0
0
8
7
1
5
1
0
85,7
100
7
0
0
8
8
6
6
6
6
7
7
6
5
5
6
42,8
57,1
50%
40%
80%
50%
65,4%
60%
75%
72,1%
65,3%
55%
100
100
100
100
100
100
100
6
7
6
5
5
6
99
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
Предмет
Всег
ов
клас
- се
Колвопи
савш
их
На На На На
«5» «4» «3» «2»
0
3
4
0
0
4
3
0
1
2
3
0
0
2
3
0
1
3
1
0
0
3
3
0
Итог по школе
4 кл.
5кл.
6кл.
7 кл.
8 кл
Вывод: результаты ВПР можно считать удовлетворительными
Процент обученности по школе - 100%, качество обучения – 65,4%. Результат объективный.
Справились 100% с работой по всем предметам, хотя писали не во всех классах в 100% составе.
Учащиеся отсутствовали по причине болезни. Низкий уровень обученности по немецкому языку
в 7 классе, (типичные ошибки в употреблении грамматических форм глаголов и на знание
лексических единиц. Большинство обучающихся не справились с заданием «Говорение»
(описание человека по картинке), по другим предметам качество знаний во всех классах показало
выше 50%, качество обучения соответствует показателям за четверть и год. Среди тестируемых
классов самый слабый по всем показателям по школе – 8 класс ( 55%)
Рекомендовано:
По результатам анализа спланировать
коррекционную работу по устранению
выявленных пробелов;
Организовать повторение на уроках тем, проблемных для всего класса;
На уроках максимально организовать работу с текстовым материалом.
Совершенствовать навыки работы со справочниками.
Организовать индивидуальную работу с обучающимися.
Повышать внимательность обучающихся.
Обратить внимание на метапредметные связи во многих заданиях. Учителям необходимо
обучать навыкам изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала;
учить адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и стилей;
Анализировать тексты с точки зрения их основной мысли – задача по математики или параграф
по любому предмету, формулировать основную мысль текста; использовать при работе с текстом
разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее; понимать
целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию с целью подтверждения
выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в
письменной форме; создавать устные и письменные высказывания.
В связи с тем, что у детей объективно недостаточно социального опыта, необходимо уделять
больше внимания работе обучающихся с различными источниками, самостоятельной
формулировке обучающимися примеров, корректировать их ответы по специально задаваемым
критериям.Необходимо выстраивать отдельную систему повторения ключевых тем курса,
заостряя внимание на наиболее сложных вопросах.
Востребованность выпускников
4
0
3
0
0
0
Устроились на
работу
7
Всего
Поступили в
профессиональну
ю ОО
2021
Поступили в ВУЗ
Всег
о
Средняя школа
Поступили в
профессиональну
ю ОО
Перешли в 10-й
Школы
Год
выпус
ка
Перешли в 10-й
класс другой ОО
Основная школа
0
Пошли
на
срочну
ю
службу
по
призы
ву
0
Воспитательная работа Воспитание – специально организованное воздействие на человека
состороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у негоопределенных качеств
личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.
Анализ воспитания - это выявление высоких и низких, положительныхили отрицательных
результатов воспитательной работы, причин, приведших куспеху или неудаче, это определение путей
развития успеха или преодолениянедостатков в работе. В работе любого руководителя умение
анализироватьпроявляется
повседневно.
Но
особенно
это
важно
при
завершении
периодоввоспитательного процесса. Учебный год – один из таких периодов.
Количество учащихся в школе:
на начало года: 57 человек
поступивших: 0
выбывших: 0
на конец года: 57 человек
Вся воспитательная деятельность строилась на основе Устава школы, анализа предыдущей
работы, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом
школы.Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной
образовательной и воспитательной среды. Работа сучащимися была нацелена на формирование у
детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры и трудолюбия,
инициативности, самостоятельности, толерантности, любви кокружающей природе, Родине, семье,
формированию здорового образа жизни, к успешной социализации в обществе и активной адаптации
нарынке труда.
Педагогический коллектив многие годы ищет пути гармонизации учебной и внеучебной
деятельности школьников. Это осуществляется, прежде всего, засчет воспитательной и развивающей
значимости урока. С другой стороны, внеурочная деятельность организуется так, что она является
продолжением учебной, решая задачи развития, воспитания, образования.
Анализ воспитательной деятельности за истекший год показал, что педагогический коллектив
школы, вооруженный современными технологиями воспитания, грамотно и эффективно выполняет
свои функциональные обязанности, целенаправленно ведет работу совместно с родителями и
общественностью, что значительно повысило уровень общей культуры идисциплины обучающихся
детей. Этому способствовала творчески спланированная педагогами и учащимися работа.
В соответствии с планом МОУ СОШ с. Свищёвки им. П. И. Мацыгина Белинского района
Пензенской области в 2021 году осуществлялась целенаправленная работа по реализации задач
конкретного этапа жизнедеятельности школы. Главным вопросом является построение целостного
образовательного процесса, необходимой составной частью которого является – воспитание. Усилия
администрации и педагогического коллектива школы были направлены на создание условий для
духовно-нравственного воспитания учащихся, формирование у них качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира,
воспитание учащихся, способных к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией в
самореализации и самоопределении.
Перед педагогами школы в 2021 году стояли следующие задачи воспитательной работы:
Создание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей
раскрытию потенциала каждого ребенка;
Формирование активной гражданской и патриотической позиции;
Развитие потребности в самореализации творческого потенциала, заложенного в
личности;
Привитие сознательного отношения к труду;
Поддержание и укрепление школьных традиций;
Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению
культурных, духовно-нравственных ценностей чеченского и ногайского народа;
Развитие школьного ученического самоуправления, активизацию деятельности детей;
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, пропаганда
здорового образа жизни;
Развитие коммуникативных умений педагогов работать в системе «Учитель-ученик-
родитель»;
Дальнейшее развитие и самосовершенствование системы дополнительного образования
в школе.
Реализация этих целей и задач предполагает:
Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития
личности, для охраны здоровья и жизни детей;
Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в
различных сферах социально значимой деятельности;
Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в
школе;
Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной
системы:дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи.
В своей учебно-воспитательной деятельности педагоги школыопираютсяна нормативноправовые документы:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 29.12.2012 №273- «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Устав МОУ СОШ с. Свищёвки им. П. И. Мацыгина Белинского района Пензенской области.
Вся воспитательная работа школы была направлена на решение поставленных задач.
Подводя итоги воспитательной работы за 2021учебный год, следует отметить, что
педагогический коллектив школы стремился реализовать намеченные планы, решать поставленные
перед ними задачи.
Приоритетными направлениями воспитательной работы являлись:
патриотическое;
духовно – нравственное;
трудовое;
экологическое;
эстетическое;
профилактика ДДТТ.
Работа классных руководителей
Все классные коллективы принимали участие в дежурстве по школе (согласно графику).
Однако по дежурству классов были сделаны следующие замечания:
обучающиеся дежурных классов опаздывали на дежурство, не находились на закреплённых за
ними участках;
не всегда ставили в известность дежурного учителя и администрацию о нарушениях
внутреннего распорядка и дисциплины обучающимися;
зачастую не делали замечания нарушителям, а бывало и сами нарушали дисциплину.
С целью изучения и обобщения опыта прошли открытые мероприятия. Все мероприятия
прошли на высоком организационном и методическом уровне. В ходе открытых мероприятий
учащиеся в свободной форме высказывались, отвечали на вопросы учителя, делились впечатлениями
о проделанной работе, подводили итог. Ученики отметили, что им очень понравилась данная форма
работы, высказали предложения продолжить серию мероприятий в данной форме проведения.
Основная цель данных мероприятий были реализованы полностью. Данный вид работы очень
понравился учащимся, полностью соответствовал возрастным особенностям детей. В качестве
недостатков можно отметить недостаточный просчет времени на основные этапы занятия,
затянувшуюся теоретическую часть и частичную нехватку времени на подведение итогов
мероприятия. В процессе проведения других внеклассных мероприятий на данный недостаток
необходимо обратить внимание.
Одной из главных целей в воспитательной деятельности нашей школы является воспитание
гражданско-патриотических качеств у школьников. Для реализации этой цели систематически
организуются мероприятия, несущие гражданскую и военно-патриотическую направленность. Школа
разработала план по военно-патриотическому воспитанию школьников, направленный на
формирование у подрастающего поколения любви к своей Родине, Отчему дому.В целях реализации
поставленных задач по данному направлению, согласно плану воспитательной работы, в течение года
в школе были проведены следующие мероприятия: классные часы «День пожилого человека», «День
учителя», «День народного единства», «День матери», «День Конституции РФ», «Новогодний
карнавал», внеклассное мероприятие ко Дню защитника Отечества. Активно прошел единый урок по
праву, где учащиеся могли показать свои знания по этому вопросу.
По нравственно-эстетическому направлению. В начале октября школа отметила День Учителя.
Учащиеся проявили творческий подход в проведении праздника, чем порадовали своих учителей. В
ноябре провели общий праздник «День Матери». Учащиеся всех классов подготовили концерт для
мам и бабушек «От всей души»: пели песни, читали стихи, исполняли частушки, инсценировали.
Общий праздник провели учащиеся 1 – 10 классов. Фойе школы был украшен оформленными к этому
событию праздничными газетами, почетное место отведено гостям. В этот день звучали слова
благодарности мамам и бабушкам.
Особенную радость приносит детям празднование Нового года. Нынешний Новый год не был
исключением. Весело и дружно проведены Новогодние праздники, только каждый класс новый год
отметил в своем кабинете. На 8 марта учащиеся подготовили общешкольный праздник для мам.
Классными руководителями проводилась большая работа по безопасности жизнедеятельности
учащихся и пропаганде здорового образа жизни.По программе Антинаркотики проводилось
анкетирование «Моё отношение к курению»,социально -психологическое тестирование по
отношению к наркотическим веществам. Согласно плану проводились тематические классные часы
«Курение или здоровье», «Здоровым быть модно», «Мы за ЗОЖ», «Твоё здоровье в твоих руках».
Особого внимания требует анализ работы по формированию ЗОЖ.В рамках школы и муниципального
уровня учащиеся принимали активное участие по волейболу, шашкам и шахматам.
По Антитеррору велась работа классными руководителями по ранее составленному плану.
Регулярно проводятся тренировочные эвакуации из здания школы. По предотвращению дорожнотранспортных происшествий классные руководители активно принимали участие в акциях «
Внимание, дети!» во всех её этапах. Были организованы встречи с работниками ГИБДД, поднимались
вопросы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях.
Особое внимание уделялось необходимости наличия у детей светоотражающих элементов. В школе
обновлены стенды по безопасности ПДД.
Анализ деятельности классных руководителей за год показал, что их профессиональное
мастерство имеет хороший уровень. Практически все педагоги имеют многолетний опыт работы в
роли классного руководителя. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов
организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку
в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно
уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их
как основу для педагогической деятельности.
В сентябре месяце были проверены все планы воспитательной работы классных
руководителей. Внутришкольный контроль показал, что хорошо продуманы планы воспитательной
работы у учителей. Планы классных руководителей готовятся совместно с активом классов, на них
обсуждаются возникающие проблемы.В 9 классе ставятся вопросы по профориентации учащихся,
проводятся тематические и информационные классные часы: «В мире профессий», «Зачем человек
трудится», «Кем я хочу стать», праздник «Все профессии важны, все профессии нужны».
Проверка по развитию познавательных интересов учащихся, по росту интеллектуального
уровня, по творческому развитию учащихся показала, что все классные руководители на классных
часах стараются развивать познавательные интересы, интеллектуальный уровень, творческие
способности учащихся для этого проводят различные по форме и методам мероприятия.
По проверке документации классного руководителя было выявлено, что классные
руководители начальных классов и старшего звена в полном объеме имеют всю документацию:
планы воспитательной работы, протоколы родительских собраний, методические папки по
воспитательной работе.
Анализируя работу классных руководителей, отмечая как, положительные так и
отрицательные результаты, пришли к выводу, что в 2022 году следует обратить внимание на
следующие аспекты деятельности:
Разнообразить формы проведения мероприятий и родительских собраний, которые
помогут посредством включения участников в дискуссию, обеспечить анализ проблем
педагогического коллектива, поиск и нахождение решения;
Привлекать родителей к участию в общешкольных и классных мероприятиях, к работе
по профилактике правонарушений несовершеннолетних и работе с родителями, не исполняющими
родительские обязанности;
Работу классных руководителей за 2021 год можно признать удовлетворительной.
Духовно – нравственное воспитание обучающихся:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Единой
концепцией духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения,
развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия,
способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Поэтому приоритетное направление воспитания подрастающего поколения – духовно-нравственное.
Педагогический коллектив нашей школы стремится к формированию у обучающихсяшколы
следующих качеств:
нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма,
гражданственности);
нравственного облика (милосердия, толерантности);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной
любви);
нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Духовно-нравственное воспитание в школе осуществляется через уроки литературы,
обществознания, внеклассные мероприятия, классные часы.
В планы работы вошли мероприятия, способствующие развитию у обучающихся чувства
отзывчивости, ответственности, вежливости, умение уважать и соблюдать обычаи и традиции своего
народа, профилактика терроризма и экстремизма, а также работа с родителями.
Основными формами и методами воспитательной работы являлись тематические классные
часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, массовые спортивные соревнования,
познавательные игры, беседы, экскурсии в музеи. При подготовке и проведении классных и
общешкольных воспитательных мероприятий классные руководители
широко использовали
информационно — коммуникативные технологии, ресурсы сети Интернет. Анализ и изучение
развития классных коллективов показал, что деятельность большинства классных коллективов
направлена на реализацию общественных и социально-значимых задач и перспектив. Обучающиеся
школы принимают активное участие в жизнедеятельности ученического коллектива, в
общешкольных мероприятиях, в мероприятиях района. В тоже время наблюдается недостаток
внимания на сформированность нравственных и духовных качеств обучающихся. Настораживает в
отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к
другу. Такие результаты говорят о недостаточном воспитательном воздействии.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся:
Спортивно-массовая работа в школе в 2021 году строилась на основании плана организации
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на этот учебный год. План календаря
спортивно-массовых мероприятий утверждён директором школы.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей
учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке
учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Интерес и привычка к занятиям физическими
упражнениями и спортом формируется ещё в школе и
остаётся на всю жизнь.
Человек должен быть здоровым, сильным, ловким, выносливым. Особенно в наши дни.
Физическая культура была и остаётся одним из главных направлений оздоровительной работы в
нашей школе. Система физического воспитания в школе объединяет классно-урочные, внеклассные
формы занятий физическими упражнениями и спортом и физкультурные мероприятия в режиме
школьного дня. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками
основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее
физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области
физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность.
Основные направления работы:
- укрепление и сохранение здоровья;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование массового интереса и привычки к физкультурной и спортивной работе;
- привлечение школьников к систематическим занятиям по своим интересам;
- расширение знаний и двигательных умений, приобретенных на уроках;
- достижение показателей спортивных результатов и развития физических качеств;
- пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
- участие родителей в физическом воспитании, в формировании здорового образа жизни;
- участие педагогического коллектива школы в формировании привычек детей.
В школе накоплен интересный опыт проведения различных массовых физкультурнооздоровительных мероприятий с обучающимися. В рамках спортивно-оздоровительного направления
в 2021 году были проведены традиционные мероприятия:
- Кросс «Золотая осень»;
- Шахматно-шашечный турнир;
- Первенство школы по волейболу;
- «А, ну-ка, парни!»
- Веселые старты.
Анализируя работу классных руководителей, учителей физической культуры остановилась на
том, что отрадно было массовое участие школьников в мероприятиях, актуальность проблем,
вовлечение родителей.
Профилактика наркомании табакокурения и алкоголизма
Цель: информационная и профилактическая работа с учащимися и родителями по проблеме
наркомании, алкоголизма, табакокурения.
Все профилактические мероприятия были направлены на решение следующих задач:
формирование у обучающихся психологического иммунитета к наркотикам, алкоголю, табаку;
формирование у школьников установок на ведение здорового образа жизни и улучшение их
духовно-нравственной культуры;
повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе;
активизация разъяснительной работы среди родителей по вопросам профилактики наркомании,
алкоголизма, табакокурения;
проведение работы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих
условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;
повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;
предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ,
алкоголя и табака;
обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации
профилактической работы.
Информационные средства, использованные на мероприятиях:информационные плакаты, буклеты,
памятки, презентации, видеоролики и видеофильмы, официальный сайт школы.
Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных
документов, в частности Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. 120-Ф3 и Концепция профилактики
злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде являются основными
программными документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательной
среде.
Работа по профилактике вредных привычек включает в себя целенаправленное обучение
школьников противостоять внешним отрицательным факторам, уметь формулировать и высказывать
собственную позицию, работать в группе, согласовывать позиции, искать и находить компромисс.
Всегда говорить - "Нет - наркотикам!", "Нет- алкоголю!", " Нет- табакокурению!"
На начало года был составлен план работы по профилактике табакокурения, алкоголизма,
наркомании. Для того, чтобы сформировать у учащихся желание и умение вести здоровый образ
жизни, противостоять употреблению наркотических веществ, алкоголю, табакокурению с
обучающимися школы в течение учебного года проводились беседы, тренинги, конкурсы рисунков и
плакатов, видеоуроки.
Классными руководителями проводятся мероприятия, способствующие заинтересованности в
сохранении собственного здоровья. В работе с учащимися для формирования здорового образа жизни
используются разнообразные, нестандартные формы: беседы-диалоги, ролевые игры, социальный
опрос, тестирование, викторины.
Ведется работа по формированию у учащихся здорового образа жизни. Классными
руководителями проведены классные часы «Становлюсь увереннее. Умей сказать: «Нет» (1, 3
классы), «Курить или жить?» (2, 4 классы), викторина «Наши вредные привычки» (5 класс), урок
здоровья о вреде наркомании (6 класс), практическое занятие «Об этом надо говорить открыто» (7
класс), «дискуссия «Трезвость — норма жизни», (8 класс), классный час «Профилактика
злоупотребления психоактивных веществ» (9 класс).
Проведены уроки здоровья «Я личность. Так ли это?», «Сотвори себя сам». Проведены
конкурсы рисунков и плакатов «Я выбираю спорт», «Мы за здоровый образ жизни».
Организация в течение года в школьной библиотеке тематической выставки изданий по
проблемам ПАВ: «Мы – за здоровый образ жизни!», «Выбери жизнь». Проведение конкурсов
рисунков и бесед способствовали повышению интереса детей к собственному здоровью.
Большую роль в формировании антинаркотического мировоззрения играют физкультурноспортивные мероприятия. Учителями физической культуры регулярно проводятся спортивные
мероприятия: Дни Здоровья, соревнования потеннису, волейболу.
Для широкого информирования учеников об основах уголовной и административной
ответственности за незаконный оборот наркотиков, а также для освещения профилактической работы
на 3 этаже школы создан уголок «Профилактика вредных привычек». Сменный стендовый материал
представляются в виде рекомендаций, памяток, а также размещена информация о работе «Телефона
Доверия».
В школе прошла межведомственная комплексная оперативно – профилактическая операция
«Дети России-2020».
Цели операции:
- профилактика правонарушений в сфере незаконного потребления и распространения
наркотических
средств,
психотропных
и
сильнодействующих
веществ
среди
несовершеннолетних;
- профилактика наркомании в детской и подростковой среде.
В проведенных мероприятиях проводилась разъяснительная работа среди учащихся о вреде
употребления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, о правовых
последствиях преступлений и правонарушений в сфере незаконного потребления и распространения
наркотических средств.
Разъяснительная работа была проведена среди педагогов и родителей школы. Помимо вопросов о
пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и профилактических бесед, до
них была доведена информация о правилах поведения в опасных ситуациях, а также об алгоритме
действий, человека, ставшего свидетелем преступления или располагающего сведениями о
готовящемся преступлении.
Информация об Общероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью»
размещена на официальном сайте школы.
В рамках ежегодной Всероссийской акции «СТОП ВИЧ/СПИД», приуроченной к Всемирному
дню борьбы со СПИДом (1 декабря) с обучающимися 8 - 10 классов проведен интернет-опрос
«ЗНАНИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЗДОРОВЬЕ» на портале сайта ФГБНУ "Центр защиты прав
интересов детей», по самообследованию уровня компетенции в области профилактики
распространения ВИЧ-инфекции.
Эффективность организации воспитательно-профилактической деятельности по данному
направлению работы проявляется в следующем:
- за 2021 год несовершеннолетних, поставленных на учёт за употребление наркотических средств,
совершивших преступления, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также в
результате алкогольного опьянения не было;
- в результате проведения анкетирования учащихся (7-10 классов) большинство учащихся имеют
стойкие представления о негативном влиянии наркотиков на организм человека.
Ученическое самоуправление
В
школе
продолжилась работа
органов
ученического
самоуправления –
Совет
старшеклассников. В его состав вошли представители классных коллективов с 9 - 10классов,
выбранные на классных собраниях.
В этом году было проведено 9 заседаний. На заседаниях обсуждался план подготовки и
проведения мероприятий, анализ общешкольных дел, участие в акциях, проектах.
Крупными делами, проведёнными советом старшеклассников стали:
день самоуправления;
новый год;
реализация федерального образовательного проекта «Парта Героя».
Самоуправление обучающихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии
решения и его реализации в интересах коллектива и организации. Условиями сближения коллектива
учителей и учеников является совместное участие в коллективной деятельности, высокая степень
единства. Совет старшеклассников помогает в организации дежурства, следит за порядком и
дисциплиной обучающихся, за внешним видом. Совет старшеклассников помогает организовать
веселые старты, соревнования, мероприятия. Ведь здоровый образ жизни в наше время – это очень
важно.
В течение всего учебного года Совет старшеклассников очень активно проявлял себя. Было
проведено несколько крупных мероприятий. Первым таким крупным делом стало организация и
проведение Дня учителя. Были подобраны кандидатуры учителей – дублеров из состава обучающихся
9 - 10 классов, утвержден состав дублеров администрации. Были проведены совещания с дублерами.
Благодаря тщательно проведенной организации данного мероприятия уроки были проведены на
высоком уровне. Дублеры поняли, насколько сложна и важна профессия учителя, для лидеров
ученического совета этот день стал проверкой их организаторских способностей. Не менее
ответственно Совет старшеклассников подошел к организации и проведению новогодних праздников.
Хочется отметить все участвующие классы, были подготовлены яркие костюмы, очень интересные
новогодние плакаты.
Большая работа проведена по подготовке и проведению праздника 76-летия Дня Победы.
Были организованы патриотические акции «Георгиевская ленточка», «Сад Победы», «Окно Победы»
и другие.
В школе проводились различные конкурсы рисунков, плакатов, поделок: «День Победы»,
«Лучшая открытка ветерану», «Наш Защитник Отечества». Вся информация о жизни школы
размещается на школьном сайте, в социальных сетях интернета.
Взаимодействие взрослых и детей, их совместная и свободная деятельность являются мощным
социальным средством в воспитании молодого поколения. Самое важное в жизни – это стремление
изменить жизнь к лучшему. И детская общественная организация предоставляет ребятам эту
возможность.
Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
В МОУ СОШ с. Свищёвки им. П. И. Мацыгина Белинского района Пензенской области работа
по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних ведется на уровне
администрации школы, классных руководителей.
В начале учебного года был проведён мониторинг ученического коллектива школы, в ходе
которого составлены списки обучающихся по определённым статусным категориям для определения
материального уровня жизни семей, диагностика контингента. Данные были получены путем
изучения школьной документации, составления социальных паспортов классных коллективов,
собеседования с родителями, обучающимися, через тестирование, анкетирование, опросы. В
результате всей работы был составлен социальный паспорт школы.
Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется контроль над посещаемостью
занятий учащимися школы. С этой целью:
классными руководителями регулярно заполняются страница пропусков уроков в классном
журнале;
учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках
уроков учениками;
классный руководитель в тот же день узнает причину пропуска у родителей (если нет
заявления)
Основной формой профилактической работы классного руководителя с детьми является
классные часы, беседы и акции.
Работа Совета профилактики
В школе в течение 2021 года действовал Совет профилактики, в состав которого входили:
председатель совета, заместитель директора по ВР, секретарь, педагоги, медицинский работник ( по
согласованию).
В учебном году было проведено 9 заседаний Совета профилактики, в ходе которых
рассматривались вопросы по оптимизации воспитательной профилактической работы,
предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганде здорового
образа жизни. Ведется контроль за получением образования несовершеннолетними: строгий учет
пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины. На заседания
приглашались директор школы, классные руководители.
С целью недопущения нарушения Закона со всеми обучающимися, а также родителями,
члены Совета профилактики проводят профилактические мероприятия, направленные на изучение
причин отклоняющегося поведения, условий проживания и воспитания ребенка в семье. Также
Советом профилактики анализируется деятельность педагогического коллектива школы по
реализации Закона. Классные руководители присутствуют на заседаниях Совета профилактики, в
своих выступлениях они отражают основные направления воспитательной профилактической
работы с каждым обучающимся.
Решения и рекомендации Совета профилактики являются основополагающими в организации
работы педагогического коллектива правонарушений по проблеме профилактики безнадзорности,
защиты прав обучающихся школы.
В работе с подростками используются различные формы и методы профилактической работы:
проведение индивидуальных бесед, проведение групповых бесед, консультации с обучающимися, их
родителями, профилактические акции, тренинги, проведение обследования жилищно-бытовых
условий обучающихся.
В рамках школьных программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
проводятся различные мероприятия воспитательного характера. Профилактика ведётся ежедневно и
довольно немаленькая, но в этой нелёгкой работе зачастую приходится сталкиваться с трудностями,
преодолеть которые не всегда возможно в необходимые сроки. Трудности разные ослабленная
ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей; труднопреодолимое негативное
влияние СМИ; отрицательный пример взрослых, недостаточность знаний законов РФ, касающихся
несовершеннолетних.
Дополнительные образовательные услуги
Основная цель дополнительного образования – создание оптимальных педагогических условий
для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития личности, для эмоционального
благополучия каждого ребёнка, их индивидуальных склонностей и способностей, для создания
ситуации успеха и самореализации, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом совершенствовании;
развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к
познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей,
потребностями семьи и общества;
интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности
и индивидуализации системы образования в целом;
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их
самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика
мотивации достижений личности;
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы
дополнительного образования детей.
содействие адаптации детей к жизни в обществе.
Принципы дополнительного образования
Принцип преемственности в расширении знаний.
Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного образования по каждому
предмету.
Принцип успешности.
Принцип творческого развития.
Принцип гуманизации и индивидуализации.
Принцип практической направленности.
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Единство обучения,
воспитания, развития.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Принцип разновозрастного единства.
Принцип добровольности.
Функции дополнительного образования
образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам,
получение им новых знаний;
воспитательная
обогащение
культурного
слоя
общеобразовательногоучреждения,
формирование в школе культурной среды, определение на этой основечетких нравственных
ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
информационная - передача педагогом ребенку максимального объемаинформации (из которого
последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
коммуникативная - это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка
со сверстниками и взрослыми в свободное время;
рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам
деятельности,
содействие
определения
жизненных
планов
ребенка,
включая
предпрофессиональную ориентацию.
интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;
компенсаторная - освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально
значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку
определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Направления
Спортивно-оздоровительное
Проектно-исследовательская деятельность
Художественно-эстетическое
В рамках дополнительного образованияв школе работают кружки и секции:
Кружок “В мире танца” – 11 детей
Секция «Волейбол» – 15 детей
Кружок “Юный краевед” – 8 детей
Занятия ведутся строго по расписанию, которое составлено с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм возрастных
особенностей детей и утверждено директором школы.
Анализ дополнительного образования в школе показал, что в 2021 учебном году количество
обучающихся, посещающие кружки и секции, остается стабильным, но увеличилось количество
детей, занимающихся в двух и более объединениях дополнительного образования.
В следующем учебном году будем продолжать работу по привлечению обучающихся в
секции и кружки. Посещение занятий дополнительного образования и мероприятий показывает
творческий подход педагогов, разнообразие методов и приемов с учетом специфики деятельности.
Профориентационная работа
Организация профориентационной работы в школе является важным направлением в
структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в
вопросах профессионального самоопределения учащихся.
Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало
профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный
подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на
постоянном взаимодействии администрации, классного руководителя, социального педагога с
учащимися и их родителями.
Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через
такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, встречи с интересными людьми.
Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: утренники,
экскурсии, конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 класса проводятся первые
психологические игры.
Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной
образовательной траектории. Учащиеся выбирают кружковые занятия, могут развивать свои
творческие способности через обучение в кружках.
На 2 этапе – 5-7 класс. Профориентационная работа находит свое продолжение через
профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют
учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7
класса изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В
ходе данной работы собран материал о профессиях родителей.
На 3 этапе – 8-9 класс. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную
работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в
дальнейшем и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке
труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник
внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования.
4 этап – 10класс. В системе профориентационной работы является самым ответственным и
направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период
более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.
Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы,
информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку,
оплате труда.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Родители
обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих
детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет
трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На
родительских собраниях и классных часах в 9 классе, во время индивидуальных консультаций классный руководитель поднимал вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования
детей с учетом требований современного рынка труда. Проводимое анкетирование среди родителей
учащихся 9-х классов позволяет определить профилизацию в 10 классе, учитывая потребности
участников образовательного процесса для дальнейшего овладения профессией.
Несмотря на то, что план по профориентационной работе почти полностью выполнен, к
сожалению, не все поставленные задачи были реализовано в полной мере в текущем году.
Педагогам предлагается лучше продумывать содержание уроков и внедрять элементы
профориентационной работы в структуру урока, проектов.
Работа с родителями
Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь
высоких результатов. Поэтому работа по обеспечению активного участия родителей и родительской
общественности в управлении школой занимает в воспитательной системе школы важное место.
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебновоспитательный процесс, во внеурочную и досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и
педагогами.
В школе ежегодно проводятся:
родительские собрания (классные, общешкольные, с отдельными группами родителей),
направленные на знакомство родителей с учебно-воспитательным процессом школы, задачами и
итогами работы школы, знакомство с положениями о государственной итоговой аттестации,
вопросами профориентации учащихся и условиями поступления в учебные заведения;
индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и эффективного
взаимодействия со своими детьми;
индивидуальная работа педагогов с родителями, направленная на объективный анализ работы,
достижений, поведения, особенностей ученика;
совместные общешкольные и классные праздники, спортивные соревнования, конкурсы.
Для решения поставленных задач в нашей школе проводятся следующие мероприятия:
изучение семей обучающихся (составление социального паспорта класса, школы);
организовываются педагогические просвещения родителей через систему родительских
собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований;
организация совместного проведения досуга детей и родителей («День Знаний»; праздники,
посвящённые 23 февраля, 8 Марта, «День здоровья»);
посещение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (совместно с
правоохранительными органами);
составление плана проведений родительских лекториев;
поощрение личной инициативы родителей, которые активно участвуют в жизни класса и
школы.
Классные родительские собрания проводились по плану классных руководителей (1 раз в
четверть). Кроме родительских собраний в школе проводились индивидуальные консультации для
родителей учителями – предметниками, администрацией школы.
Родители привлекались классными руководителями к различным видам деятельности:
помогали проводить родительские собрания, участвовали в классных и общешкольных праздниках,
творческих делах.
С родителями детей, требующих постоянного внимания, осуществлялось непрерывное
взаимодействие при непосредственном участии классных руководителей.
Главным связующим звеном в работе с родителями является работа Совета родителей школы.
Основной задачей, стоящей перед ними, является организация и координация работы родителей на
проведение единой с руководством школы линии в воспитательной работе обучающимися.
В состав Совета родителей входят родители обучающихся.
Свою деятельность члены Совета родителей осуществляют на безвозмездной основе. Ведет
протоколы своих заседаний и общешкольных собраний в соответствии с инструкцией о ведении
делопроизводства в общеобразовательном учреждении.
В 2021 учебном году Совет родителей работал по намеченному и утвержденному плану и было
проведено 5 заседаний. На заседаниях Совета родителей рассматривались следующие основные
вопросы:
Ознакомление с результатами сдачи ЕГЭ и ОГЭ и обсуждение «Анализа работы школы за
2019-2020 учебный год»;
Изменение в порядке проведения ОГЭ в 2021 году;
Выбор председателя и секретаря Совета родителей;
Профилактика и предупреждение дорожно-транспортных происшествий в рамках месячника
по безопасности дорожного движения;
Защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов учащихся и молодежи;
«Управление безопасностью детей в Интернете»;
Привлечение внимания родительской общественности к проблемам сохранности жизни и
здоровья детей, повышение эффективности профилактики детского травматизма и несчастных
случаев, детского дорожно-транспортного травматизма посредством совместной деятельности
педагогических работников, родителей, сотрудников ОВД.
Вся проделанная работа заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было
сделано ни мало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать. Уровень посещаемости
родительских собраний некоторыми родителями оставляет желать лучшего. Как правило, дети таких
родителей хуже занимаются. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию
воспитательной деятельности, применять новые формы в работе с родителями (родительские
посиделки, конференция семейных проектов).
Мониторинг участия в районных, региональных, федеральных мероприятиях, акциях
В качестве критериев оценки развития познавательных интересов обучающихся, помимо данных
успеваемости и качества знаний, служат результаты участия школы в различных олимпиадах,
конкурсах, научно-исследовательской и творческой деятельности. Для формирования «имиджа»
школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет
участие во внешкольных конкурсах. Ребята, которые принимают участие в этих конкурсах,
приобретают новые навыки и умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами
школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте. В этом учебном
году более …учеников школы активно и результативно приняли участие в конкурсных
мероприятияхи стали победителями и призерами.
№
п/п
1.
Уровень
2.
Региональн
ый
1.»Быть хозяин на земле»», сертификаты участников
2. « Я –гражданин России» 3 место
3.
Федеральн
ый
Между
народный
1. « Без срока давности» - творческий конкурс сочинений , 1 место
2. Фестиваль « Сохраняя традиции» , 2 место
1. Фестиваль –смотр « Отражение», 1 место
4
Муниципал Творческие конкурсы
ьный
1. « Безопасное движение», 1место в номинации « Листовка», 2 место в
номинации « Творческая работа»
2.« Мир глазами детей» победители и призеры в разных номинациях
3. Пожарная безопасность», победители и призёры в номинации
« Рисунок»
4. « Мир заповедной природы», призеры в номинации « фотография»
Анализируя уже сложившуюся в школе систему воспитательной работы, следует отметить
такие её компоненты, как:
- комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах;
- включенность обучающихся в мероприятия муниципального, регионального уровня.
В целом, можно сказать, что:
- организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов,
интеллектуальных и физических возможностей обучающихся, что обеспечивало реализацию
личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;
- все аспекты воспитательной работы позволяли обучающимся ярко и неординарно проявлять свои
творческие способности;
- воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
Вывод:
В своей работе мы должны использовать наиболее эффективные педагогические приемы:
чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои
силы, опоры на положительные качества личности;
Мы должны создавать побудительные условия для единственного выбора – здорового образа
жизни;
В работе с детьми не должно быть места формализму, общийрезультат может быть достигнут
только тогда, когда мы достучимся до конкретного ребенка и при необходимости заставим каждого
родителя выполнять свои обязанности;
Необходимо более качественно проводить классные часы, мероприятия, информационноразъяснительную работу, чтобы дети твердо знали к какому результату это может привести;
Родителям необходимо четко объяснить, что все памятки и инструктажи мы раздаем для того,
чтобы повысить их грамотность, чтобы родители твердо усвоили все правила безопасности, были
более бдительны по отношению к своим детям.
В
новом
учебном
году
необходимо
продолжить
более
качественнуюработу,использоватьболееэффективныеметодыиприемыработысродителями
и
учащимися:
по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности среди несовершеннолетних;
по формированию здорового образа жизни;
по профилактике Интернет-зависимости;
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Классным руководителям, педагогам, принимающим то или иное участие в воспитательном
процессе, продолжать активную работу по становлению личности ребенка, проявлять инициативу и
ответственность, вносить весомый вклад в развитие воспитательной системы школы.
Исходя из анализа основных направлений работы школы, в 2022 году необходимо решить
следующие задачи:
1. Создание
эффективной
системы
духовно-нравственного,
гражданско-правового,
патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность;
2. Согласование и координация современных действий педагогического коллектива,
общественности, социальных партнеров школы, семьи в вопросе духовно-нравственного,
гражданско-правового, патриотического воспитания и социализации учащихся;
3. Формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного
образа жизни, обучению правилам безопасного поведения на дорогах;
4. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся,
педагогических и административных работников, родителей (законных представителей)
обучающихся;
5. Организация социально значимой деятельности обучающихся;
6. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
VII. Оценка кадрового обеспечения
№
Ф.И.О.
Должность
Образование
Категория
1
Парфенова
Ольга
Владимировна
директор
учитель математики
высшее
первая
2
Жаткина
Наталья Серафимовна
педагог-организатор
учитель иностранного языка
высшее
высшая
3
Плеханова Светлана
Валерьевна
педагог-организатор
учитель математики
высшее
первая
4
Баулина Екатерина
Геннадьевна
учитель биологии
высшее
первая
5
Гуськова
Людмила Анатольевна
учитель географии
высшее
первая
6
Иртуганова
НурияИсмаиловна
учитель русского языка
и литературы
высшее
первая
7
Лушников
Олег Владимирович
учитель истории и обществознания
высшее
первая
8
Новиков
Михаил Николаевич
учитель физики и информатики
высшее
высшая
9
Павлова
Ольга Викторовна
учитель математики и химии
высшее
первая
10
Парфенов
Евгений Вячеславович
11
Точилина
Галина Петровна
учитель начальных классов
высшее
первая
12
Чугунова
Юлия Валентиновна
учитель начальных классов
высшее
первая
учитель технологии,
физической культуры и ОБЖ
высшая
первая
Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий,
которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее:
− образовательная деятельность в школе обеспечена квалифицированным профессиональным
педагогическим составом;
− в Школе создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется подготовка
новых кадров из числа собственных выпускников;
− кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной работы
поповышению квалификации педагогов.
VIII. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения
Общая характеристика:
− объем библиотечного фонда – 3721 единица;
− книгообеспеченность – 100 процентов;
Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный
перечень, утвержденный приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253.
В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы – 112 дисков; Средний уровень
посещаемости библиотеки – 12 человек в день.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Отсутствует финансирование
библиотеки на обновление фонда художественной литературы. Недостаточно выделяется средств на
подписку периодических изданий.
IX. Оценка материально-технической базы
Материально-техническое обеспечение МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина позволяет
реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы
14 учебных кабинета, 6 из них оснащены современной мультимедийной техникой, в том числе:
− лаборатория по физике;
− лаборатория по химии;
− лаборатория по биологии;
− компьютерный класс;
− мастерская;
На первом этаже здания оборудованы спортивный и актовый залы, столовая и пищеблок.
На третьем этаже работает школьный краеведческий музей
Цели и задачи на 2022 г.
Мы видим свою школу как массовое образовательное учреждение, обеспечивающее
эффективное нравственное, физическое и интеллектуальное развитие ребенка, раскрытие его
творческих способностей. Считаем, что у каждого ученика есть возможность в нашей школе
реализовать индивидуальную траекторию своего развития.Но в развитии школы и ее
образовательной системы имеются трудности, проблемы и противоречия, вызванные объективными
и внешними факторами.
Анализ деятельности школы выявляет необходимость целенаправленной работы в 2022году
по следующим направлениям:
1. Обеспечение условий, способствующих повышению образовательных результатов обучающихся
и результатов сдачи ЕГЭ и ОГЭ.
2.Развитие кадрового потенциала, привлечение молодых специалистов.
3.Введение ФГОС нового поколения НОО, ООО в 1 и 5 классах.
4.Реализация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности
педагогов, их ответственности за конечные результаты своего труда, их моральной и материальной
заинтересованности в результатах труда
5.Развитие внутришкольной системы оценки качества образованиякак целостной системы
мониторинга, сопоставление реальных достигаемых образовательных результатов с требованиями
ФГОС, социальным и личностным ожиданиям потребителей образовательных услуг.
6.Совершенствование образовательных технологий на всех ступенях обучения, использование
системно-деятельностного подхода в работе каждого учителя.
7.Укрепление материально-технической базы школы, совершенствованиемеханизмов
управленческой и хозяйственной деятельности.
8.Повышение культуры родителей по вопросам ответственности за воспитание и обучение детей.
Педагог-организатор ____________ Жаткина Н.С.