МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ.
на заседании РМО
учителей химии
на заседании
педагогического совета
МОУ СОШ с. Свищёвки
им. П. И. Мацыгина
Директор
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
________________________
от «25» августа 2023 г.
МОУ СОШ с. Свищёвки
им. П. И. Мацыгина
Парфёнова О.В.
Приказ № 120
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1943046)
учебного предмета
«Химия в расчётных и экспериментальных задачах»
для обучающихся 10 – 11 классов
с. Свищёвка, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса учебного предмета для 10-11 классов «Химия в расчётных и
экспериментальных задачах» разработана на основе рабочей программы учебного
предмета «Химия».
Решение расчетных и экспериментальных задач занимает важное место в изучении основ
химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение
учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся
знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование
умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить
взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является
необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования
и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с
практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность,
формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из
показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного
материала.
Программа выполняет следующие функции:
• позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить
дополнительную подготовку;
• позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.
Цели:
- воспитание личности, имеющей развитое естественно - научное восприятие природы;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы
обучения;
- закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
- обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.
Задачи:
- учить учащихся приемам решения задач различных типов;
- закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
- способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и
физики при решении расчетных и экспериментальных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основное содержание учебного курса 10 класса
Тема 1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций
Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем.
Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в
соединении. Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная
формула. Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект
химической реакции. Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции.
Тема 2. Органическая химия
Химические свойства алканов, алкенов, алкинов. спиртов, фенолов, альдегидов.
карбоновых кислот. Полимеры. Генетическая связь классов органических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции в курсе органической химии. Методы
расстановки коэффициентов.
Тема 3. Экспериментальные основы химии
Качественные реакции, идентификация веществ, алгоритм идентификации, блоксхема.
Алгоритм обнаружения органических соединений.
Тема 4. Профориентация
Профессии, требующие химических знаний.
Обзор профессий, требующих химических знаний: медицинские работники, фармацевт,
технологи химических производств, работники химических лабораторий, парикмахер,
агроном, криминалист.
Презентация конкурсов и олимпиад по химии.
Обзор конкурсов и олимпиад по химии: Всероссийская олимпиада школьников по химии,
Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»,
Московская олимпиада школьников, олимпиада школьников «Ломоносов», Всероссийская
олимпиада школьников «Высшая проба», олимпиада школьников «Гранит науки».
Вузовские олимпиады Ростовской области: ЮФУ, Ростовский медицинский институт.
Онлайн-олимпиадо: «Фоксфорд».
Основное содержание учебного курса 11 класса
Тема 1. Основные законы химии
Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы вещества. Закон
постоянства состава. Закон эквивалентных отношений. Закон Авогадро. Абсолютная
атомная масса, абсолютная молекулярная масса вещества. Относительная атомная масса,
относительная молекулярная масса. Количество вещества, моль. Молярная масса
вещества. Число Авогадро. Газовые законы (закон Авогадро и его следствия,
объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнение КлапейронаМенделеева.
Тема 2. Растворы
Растворы истинные и коллоидные. Растворимость веществ. Зависимость растворимости от
различных факторов. Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля
растворенного вещества. Нахождение масс растворенного вещества и растворителя по
массовой доле растворенного вещества. Молярная концентрация. Задачи на смешивание
растворов.
Тема 3. Основные закономерности протекания химических реакций
Задачи по физической химии. Термохимия. Закон Гесса. Химическая кинетика. Закон
Вант-Гоффа. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Окислительно восстановительные реакции. Основные окислители и восстановители. Электронный
баланс. Метод полуреакций. Особые случаи. Электролиз. Электролиз расплавов и
растворов. Расчеты с применением законов электролиза.
Тема 4. Комбинированные задачи
Расчеты: практический выход вещества, избыток вещества в химических реакциях.
Расчеты по уравнениям реакций нейтрализации, если кислота или кислотный оксид взяты
в избытке. Расчеты по нескольким уравнениям реакций. Определение состава смеси.
Вывод формулы вещества по результатам химической реакции. Вывод формулы вещества
по результатам его сгорания. Задачи на определение массы металла, выделившегося на
пластинке или перешедшего в раствор. Генетическая связь неорганических веществ.
Распознавание неорганических веществ и их состава на основе качественных реакций.
Генетическая связь органических веществ. Распознавание органических веществ и их
состава на основе качественных реакций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«ХИМИЯ В РАСЧЁТНЫХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ»
НА БАЗОВОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
-уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира;
-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
-физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
2.2. Метапредметные результаты:
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
2.3. Предметные результаты
- знать и понимать основные законы и теории химии, применять их при решении
практических и расчетных задач;
- знать алгоритмы решения задач разных типов, разными способами; расчетные формулы.
- уметь составлять уравнения химических реакций и выполнять расчеты по ним,
выполнять расчѐты для нахождения простейшей, молекулярной и структурной формул
органических соединений;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи и
представления химической информации в различных формах;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту
и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в
различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в
окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и
токсическими веществами, лабораторным оборудованием;
-приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Количество часов
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
1.
Расчёты по
химическим
формулам и
уравнениям
2.
Органическая
химия
11
3.
Экспериментальн
ые основы химии
7
4.
Всег
о
14
Профориентация
Контрольны Практичес
е работы
кие работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
1
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
1
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
2
Итого:
34
3
10
11 класс
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование
разделов и тем
программы
Задачи на тему
«Основные
законы жизни»
Задачи на тему
«Растворы»
Задачи на тему
«Основные
закономерности
протекания
химических
реакций»
Комбинированны
е задачи
Профориентация
Итого
Количество часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Всег
о
Контрольны
е работы
Практичес
кие работы
9
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
6
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
7
1
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
10
1
2
4
8
2
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
Критерии и нормы оценивания работ по учебному предмету
«Химия в расчётных и экспериментальных задачах»
учащихся 10-11 классов.
Оценка устных ответов.
Отметка «5» - ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание
химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий,
дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также
правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при
выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу химии, а так же с материалом, усвоенным по изучению
других предметов.
Отметка «4» - ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к
ответу на «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным
материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну
ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с
небольшой помощью учителя.
Отметка «3» - ставится, если учащийся правильно понимает химическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросом курса химии, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых
задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул;допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трех не
грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трёх недочетов, допустил четыре или пять
недочетов.
Отметка «2» - ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умении в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем
необходимо для оценки «3» .
Оценка письменных работ.
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной грубой ошибки и одного недочета ; не более трех недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму оценки «3» или
выполнено правильно менее 2/3 всей работы.
Оценка комбинированных контрольных работ.
Шкала перевода в пятибалльную систему оценки
Отметка «5» ставится за выполнение 90-100% работы.
Отметка «4» ставится за выполнение 70-89 % работы;
Отметка «3» ставится за выполнение 50-69%
Отметка «2» ставится за выполнение менее 50%,
Критерии оценивания тестовых контрольных работ.
Шкала перевода в пятибалльную систему оценки
Отметка «5» ставится за выполнение 90-100% работы.
Отметка «4» ставится за выполнение 70-89 % работы;
Отметка «3» ставится за выполнение 50-69%
Отметка «2» ставится за выполнение менее 50%,
Критерии оценивания экспериментальных умений (лабораторные и практические
задания).
Отметка «5» ставится если работа выполнена полностью и правильно, сделаны
правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
веществами и оборудованием;
проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и
порядок (на столе, экономно используются реактивы)
Отметка «4» ставится если работа выполнена правильно, сделаны правильные
наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены
несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3» ставится, если работа выполнена правильно не менее чем наполовину или
допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и
оборудованием, которая исправляется по требованию учителя
Отметка «2» ставится, если допущены более двух существенных ошибок в ходе:
эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может
исправить даже по требованию учителя.
Оценка проектных работ.
Отметка «5» ставится, если цель четко сформулирована и убедительно обоснована.
Представлен развернутый план достижения цели проекта. Тема проекта раскрыта
полностью
и
исчерпывающе.
Работа содержит достаточно полную информацию из различных источников. Представлен
анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы,
намечены перспективы работы. Работа отличается творческим подходом, собственным
оригинальным отношением автора к идее проекта. Работа отличается четким и грамотным
оформлением в точном соответствии с установленными правилами. Выступление
соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за рамки регламента,
автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена,
автору удалось заинтересовать аудиторию. Продукт полностью соответствует
требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным
целям).
Отметка «4» ставится, если цель сформулирована, но не обоснована. Представлен
краткий план достижения цели проекта. Тема проекта раскрыта не полностью. Работа
содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа
однотипных источников. Представлен развернутый обзор работы по достижению целей,
заявленных в проекте. Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную
заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему
проекта, применены элементы творчества. Предприняты попытки оформить работу в
соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру.
Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за
рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с аудиторией (умение отвечать
на вопросы, доказывать точку зрения). Продукт не полностью соответствует требованиям
качества
Отметка «3» ставится, если цель сформулирована нечетко либо не сформулирована.
Представленный план не ведет к достижению цели проекта. Тема проекта раскрыта
фрагментарно. Большая часть представленной информации не относится к теме работы.
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы. Автор проявил
незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в
работе, не использовал возможности творческого подхода. В письменной части работы
отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в
оформлении. Выступление не соответствует требованиям проведения презентации.
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство
использования, соответствие заявленным целям)
Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5» ставится, если в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача
решена рациональным способом;
Отметка «4» ставится, если в логическом рассуждении и решения нет существенных
ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух
несущественных ошибок.
Отметка «3» ставится, если в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но
допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2» ставится, если имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в
решении.
Оценка умений решать экспериментальные задачи.
При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые
учащимся результаты выполнения опытов.
Отметка «5» ставится, если план решения задачи составлен правильно, осуществлен
подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны
выводы.
Отметка «4» ставится, если план решения составлен правильно, осуществлен подбор
химических реактивов и оборудования. допущено не более двух несущественных ошибок
(в объяснении и выводах).
Отметка «2» ставится, если план решения составлен правильно, осуществлен подбор
химических реактивов и оборудования. допущена существенная ошибка в объяснении и
выводах.
Отметка «2» ставится, если допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе
химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).
Оценка реферата.
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии
его оценки:
- новизна текста;
- обоснованность выбора источника;
- степень раскрытия сущности вопроса;
- соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста:
а) актуальность темы исследования;
б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта
известной проблемы;
в) умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
г) самостоятельность оценок и суждений;
д) стилевое единство текста͵ единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса:
а) соответствие плана теме реферата;
б) соответствие содержания теме и плану реферата;
в) полнота и глубина знаний по теме;
г) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному
вопросу
Обоснованность выбора источников:
а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме
исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические
данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению:
а) насколько, верно, оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной,
стилистической культуры), владение терминологией;
в) соблюдение требований к объёму реферата.
Учащийся представляет реферат на рецензию не позднее указанного срока.
Для устного выступления учащемуся достаточно 10-20 минут.
Отметка «5» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата:
обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных
точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция,
сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены
требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные
вопросы.
Отметка «4» ставится, если выполнены основные требования к реферату и его защите
выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в
изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не
выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные
вопросы при защите даны неполные ответы.
Отметка «3» ставится, если имеются существенные отступления от требований к
реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические
ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время
защиты отсутствует вывод.
Отметка «2» ставится, если тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное
непонимание проблемы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для педагога:
1. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий
для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.
2. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ
«МиМ-Экспресс», 1995.
3. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1999.
4. Дом Солнца. Публицистика. Тайны воды. http://www.sunhome.ru/ journal/14191
5. Великая тайна воды. http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1
6. Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – №
10. – С. 62–65.
7. Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–
75.
8. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
9. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
10. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
11. Урок окончен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г.
Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение, 1992.
12. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.:
Просвещение 1995.
13. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
14. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение
1978.
15. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
16. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
17. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение,
1972.
18. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –
М.: Просвещение 1976.
19. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
Литература для обучающихся:
1. Химия: Справочник школьника и студента/ К. Зоммер, К.Х. Вюнш, М. Цеттлер; Пер. с
нем. Под ред. Проф. Р.А. Лидина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
2. Я познаю мир. Химия/ Савина Л.А.- М.: АСТ, 2007
3. Энциклопедия для детей том 17. Химия / под ред. М. Аксёнова, В. Володин, А.
Элиович, И. Леенсон, С. Мартынова – М.: - «Аванта+», 2006
4. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справ. Пособие/ Ю.Н. Кукушкин,
В.Ф.Буданова, Р.А.Власова и др.: Под ред. Ю.Н. Кукушкина.- М.: Высшая школа, 1993
5. Краткий химический справочник: Справ. Изд./ Под ред. А.А. Потехина и А.И.
Ефимова.- 3-е изд., перераб. И доп. – Л.: Химия, 1991.
6. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. / Гроссе Э.,
Вайсмантель Х.; Пер. с нем., 2-е русск. изд. – Л.: Химия, 1985
Цифровые ресурсы:
1. Химия и жизнь: научно-популярный журнал. Электронная версия научно-популярного
журнала. Архив содержаний номеров. Доступ к полной версии журнала через
регистрацию. Оформление подписки. http://www.hij.ru/
2. Alhimik. Полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный
репетитор, консультации, казусы и ляпсусы, история химии. http://www.alhimik.ru
3. C-BOOKS. Литература по химии. http://c-books.narod.ru
4. Азбука веб-поиска для химиков. Методика поиска информации по химии. Обзор
бесплатных патентных баз данных. Ежемесячные аннотации новых химических научных
ресурсов. http://www.chemistry.bsu.by/abc/
5. Опыты по неорганической химии. Описания реакций, фотографии, справочная
информация. http://shnic.narod.ru/
6. Органическая химия. Электронный учебник для средней школы 10-11 кл.
http://cnit.ssau.ru/organics/
7. Периодическая система химических элементов. История открытия элементов и
происхождение их названий, описание физических и химических свойств.
http://www.jergym.hiedu.cz/~canovm/vyhledav/variarity/rusko2.html
8. ХмРАР-информационная система по химии. Химические каталоги. Тематические
новости и ссылки. http://www.chemrar.ru/
9. Химия для всех. Электронный справочник за полный курс химии.
http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html
10. Школьная химия — справочник. Справочник и учебник по химии. Главная
особенность — химкалькулятор, который упрощает решение задач по химии.
http://www.schoolchemistry.by.ru
11. Электронная библиотека по химии. Книги и аналитические обзоры. Учебники.
Журналы.
Учебные
базы
данных.
Нобелевские
премии
по
химии.
http://www.chemnet.ru/rus/ elbibch.htm
12. Российская дистанционная олимпиада школьников по химии. Дистанционные
олимпиады по химии. http://www.muctr.edu.ru/olimpiada/
13. Химическая страничка. Материалы олимпиад по химии. Описание опытов. Свойства
элементов. Химические свойства минералов. Словарь химических терминов. http://wwwwindows-1251.edu.yar.ru/russian/cources/chem/
14. Мир химии. Некоторые направления химической науки: общая характеристика.
Опыты, таблицы. Великие химики: годы жизни. http://www.chemistry.narod.ru/