МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина
Белинского района Пензенской области
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ.
на РМО учителей
информатики
и
ИКТ
Белинского района
на педагогическом
совете МОУ СОШ
с. Свищёвки
им.П.И. Мацыгина
Белинского района
Директор МОУ СОШ
с. Свищёвки
им.П.И Мацыгина
Протокол № 1
от 25.08.2023
Протокол №1
от.28.08.2023 г.
Приказ № 120
от 30.08.2023
__________ Парфёнова О.В.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Мой компьютер»
для обучающихся 5-6 классов
с. Свищёвка , 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного предмета «Мой компьютер» в 5–6 классах на
базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его
структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по
тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся. Программа разработана на основании Приказа Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала для второго года изучения, в том числе для содержательного наполнения
разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских
проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МОЙ КОМПЬЮТЕР»
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, обеспечивая:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной
практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества;
формирование
понимания
роли
информационных
процессов,
информационных ресурсов и ИТ в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни
современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на
более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее;
определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков
работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых
средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых
и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в
области информационных технологий и созидательной деятельности с применением
средств информационных технологий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МОЙ КОМПЬЮТЕР»
Учебный предмет «Мой компьютер» в основном общем образовании отражает:
3
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности
Современная школьная Мой компьютер оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы
понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации Многие предметные знания и
способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных
результатов обучения.
МОЙ КОМПЬЮТЕР. 5—6 классы
Учебный предмет «Мой компьютер» в основном общем образовании интегрирует в себе:
цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в
рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при
освоении всех без исключения учебных предметов;
теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической
информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется
в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах)
осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения,
предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и
обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в
старших классах;
информационные технологии как необходимый инструмент практически любой
деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации.
Основные
обучающихся:
задачи
учебного
предмета
«Мой компьютер» — сформировать у
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода
цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения
и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном
из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их
помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и
права, основами информационной безопасности;
4
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
помощью информационных технологий, применять полученные результаты в
практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде
следующих четырёх тематических разделов:
1.
2.
3.
4.
Мой компьютер;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МОЙ КОМПЬЮТЕР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы
основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса
информатики в 5–6 классах. Время на данный курс образовательная организация может
выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений. Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной
нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе.
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики
происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической
линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне
начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего
обучения.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ,
уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки
школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу
для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МОЙ КОМПЬЮТЕР
5 класс
Мой компьютер
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными
устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное
вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные
компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы
(приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и
завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице.
Поисковые системы. Поиск информации по выбранным ключевым словам и по
изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного
поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация
по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация,
5
аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация).
Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль
зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с
информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная)
информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный
интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические
алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот,
отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор.
Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов.
Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка
изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные
презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими
слайдами.
5 класс
Мой компьютер. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги).
Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и
каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами
операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы.
Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных
систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации
(данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в
двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём
данных. Бит – минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница
текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например,
исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на
подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с
параметрами.
6
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков
в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков.
Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые
документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного
общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных
задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность;
стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
7
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также
умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ;
соблюдение временных норм работы с компьютером.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности,
связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в
виртуальном пространстве
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике
отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными,
коммуникативными, регулятивными
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
8
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими
объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные и коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории
и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного
продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
9
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими
элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного
поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная
система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по выбранным ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая
опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа
управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования с использованием последовательного выполнения
операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать
правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания;
устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать
документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения;
использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с
фрагментами изображения;
10
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую
информацию
6 класс
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать
полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием
графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и
удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного
программного обеспечения с использованием встроенных в операционную
систему или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка
информации», «хранение информации», «передача информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма
данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных
алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации
создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами
анимации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа)
1 час в неделю, всего -34 часа,
практических работ - 19,
контрольных - 4,
2 часа — резервное время
6 класс (34 часа)
1 час в неделю, всего -34 часа,
практических работ - 16,
контрольных - 4,
2 часа — резервное время
11
5
Темы, раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс (34 часа)
Учебное содержание
Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на основе учебных действий)
Электронные
образовательные ресурсы
(ЭОР), ресурсы Интернет
(Ссылки на ЭОР
корректируются по
мере подготовки и
Виды, формы
проведения урока),
контроля
мультимедиа программы,
(корректируются по мере
электронные учебники,
подготовки и проведения урока)
задачники, библиотеки,
виртуальные лаборатории,
игровые программы,
коллекции ЦОР.
РАЗДЕЛ 1. Мой компьютер (7 часов)
Тема 1.
Компьютер – универсальное
вычислительное устройство,
работающее по программе
(2 часа)
Тема 2.
Программы для компьютеров
Файлы и папки
(3 часа)
Правила гигиены и безопасности
при работе с компьютерами,
мобильными устройствами
и другими элементами цифрового
окружения. Компьютер —
универсальное вычислительное
устройство, работающее по
программе. Мобильные устройства.
Основные компоненты персональных
компьютеров и мобильных
устройств. Процессор. Оперативная
и долговременная память.
Устройства ввода и вывода.
Приводить примеры ситуаций
правильного и неправильного
поведения в компьютерном классе,
соблюдения и несоблюдения
гигиенических требований при
работе с компьютерами, знать
названия основных компонентов
персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять их
назначение, объяснять работу
устройств компьютера с точки зрения
организации процедур ввода и
вывода информации.
Индивидуальные
карточки с вопросами;
Фронтальный опрос;
Экспресс тест;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
интерактивный тест
Программы для компьютеров
Пользователи и программисты
Прикладные программы
(приложения), системное
программное обеспечение
(операционные системы) Запуск и
завершение работы программы
(приложения). Имя файла (папки,
каталога)
Объяснять содержание понятий
«программное обеспечение»,
«операционная система», «файл»
Определять программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач
Тестирование;
Практическая работа;
Самооценка по
«Оценочному листу»
http://metodist.lbz.ru/a
uthors/informatika/3/fil
es/eor5/presentations/52-1-kompjuteruniversalnaja-mashinadlja-raboty-sinformaciej.ppt
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/fil
es/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/
files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
http://schoolcollection.edu.ru/catalo
g/res/f94504de-9f7f4c2c-8ae22155adee914c/?interfac
Практические работы
12
1. Создание, сохранение и загрузка
текстового и графического файла
2. Выполнение основных операций с
файлами и папками (создание,
переименование, сохранение) под
руководством учителя.
e=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catalo
g/res/5d9a3e71-93644549-95476c2606387971/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catalo
g/res/1780aaa6-0bd1465b-a2e4dda69e458780/?interfa
ce=catalog
Тема 3.
Сеть Интернет.
Правила безопасного
поведения в Интернете
(2 часа)
Сеть Интернет Веб-страница, вебсайт. Браузер. Поиск информации на
веб-странице. Поисковые системы.
Поиск информации в Интернет,
используя ключевые слова, и по
изображению. Достоверность
информации, полученной из
Интернета. Правила безопасного
поведения в Интернете. Процесс
аутентификации. Виды
аутентификации (аутентификация по
паролям, аутентификация с
помощью SMS, биометрическая
аутентификация, аутентификация
через географическое
местоположение, многофакторная
аутентификация). Пароли для
аккаунтов в социальных сетях.
Кибербуллинг.
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Осуществлять поиск
информации по выбранным
ключевым словам и по
изображению. Обсуждать способы
проверки достоверности
информации, полученной из
Интернета.
Обсуждать ситуации, связанные с
безопасным поведением в Интернете
различать виды аутентификации.
Различать «слабые» и «сильные»
пароли. Анализировать возможные
причины кибербуллинга, и
предлагать способы, как его
избежать.
Устный опрос;
Практическая работа;
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
Индивидуальные
карточки
http://www.lbz.ru/files
/5814/
Практические работы
1.2. Поиск информации по
выбранным ключевым словам и по
изображению.
Сохранение найденной
13
информации.
Контрольная работа №1.
Мой компьютер
Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)
Тема 4.
Информация в жизни
человека
(3 часа)
Информация в жизни человека.
Способы восприятия информации
человеком. Роль зрения в получении
человеком информации.
Компьютерное зрение. Действия с
информацией. Кодирование
информации. Данные — записанная
(зафиксированная) информация,
которая может быть обработана
автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль
в жизни человека.
Практические работы
1. Интерактивная игра «Морской
бой»
2. Электронный практикум
«Координатная плоскость»
3. Интерактивное задание
«Графические диктанты и Танграм»
Контрольная работа №2
Теоретические основы информатики
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Различать виды
информации по способам её
восприятия человеком. Осуществлять
кодирование и декодирование
информации предложенным
способом.
Приводить примеры применения
искусственного интеллекта
(робототехника, беспилотные
автомобили, интеллектуальные игры,
голосовые помощники
и т.п.)
Устный опрос;
Практическая работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/
files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/b98f5114871b-4cc7-b2039a29594c3353/?interf
ace=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/2bdb864c7cc3-44ac-9afc4a6c2f04d864/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/e9e28a73-377f0000-e01c9c38718a1a2f/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/174b0b5c0d07-473c-bb866792fdddfb2b/?interfa
ce=catalog
14
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/bd52dc17-c9f64948-8a59dfa9ab96dee1/?interfa
ce=catalog
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов)
Тема 5.
Алгоритмы
и исполнители
(2 часа)
Понятие алгоритма Исполнители
алгоритмов Линейные алгоритмы
Циклические алгоритмы
Тема 6.
Работа в среде
программирования
(8 часов)
Составление программ для
управления исполнителем в среде
блочного или текстового
программирования
Практические работы
1. Знакомство со средой
программирования «ЛогоМиры»
2. Реализация линейных
алгоритмов в среде
программирования «ЛогоМиры»
3. Реализация циклических
алгоритмов в среде
программирования «ЛогоМиры»
Практические работы
1. Среда программирования
«Кумир». Исполнитель «Робот»
2. Среда программирования
«Кумир». Исполнитель «Робот»
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Приводить примеры
неформальных и формальных
исполнителей в окружающем мире.
Приводить примеры циклических
действий в окружающем мире.
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач.
Тестирование;
Практическая работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
Контрольная работа №3
«Алгоритмизация и основы
программирования»
Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)
15
Тема 7.
Графический редактор
(3 часа)
Графический редактор. Растровые
рисунки. Пиксель. Использование
графических примитивов Операции с
фрагментами изображения:
выделение, копирование, поворот,
отражение
Практические работы
1. Создание и редактирование
простого изображения с помощью
инструментов растрового
графического редактора
2. Работа с фрагментами
изображения с использованием
инструментов графического
редактора
Тема 8.
Текстовый редактор
(6 часа)
Текстовый редактор. Правила
набора текста.
Текстовый процессор.
Редактирование текста. Проверка
правописания. Расстановка
переносов. Свойства символов.
Шрифт. Типы шрифтов (рубленые,
с засечками, моноширинные)
Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ,
интервал, выравнивание. Вставка
изображений в текстовые
документы. Обтекание
изображений текстом.
Практические работы
1. Создание небольших текстовых
документов посредством
квалифицированного, клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов
2. Редактирование текстовых
документов (проверка правописания;
Раскрыть смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач.
Планировать последовательность
действий при создании и
редактировании растрового
изображения.
Практическая работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач.
Анализировать преимущества
создания текстовых документов на
компьютере по сравнению с
рукописным способом.
Практическая работа;
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/ef01b828-532245cf-9f150c62e4852cae/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/225c4a0a-69454882-92b2fdf0cbb391b5/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/c0f5ea31-be574453-985bfa3049ce04bb/?interfa
ce=catalog
16
расстановка переносов)
3. Форматирование текстовых
документов (форматирование
символов и абзацев)
4. Вставка в документ изображений.
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/4e50f252-df734bfb-8de79e948f803707/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/d1d680684ea9-4886-aea769c01b05f7fb/?interfa
ce=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/bad5b13f-e002464d-816a193a1851b197/?interf
ace=catalog
Тема 9.
Компьютерная презентация
(3 часа)
Компьютерные презентации Слайд
Добавление на слайд текста и
изображений Работа с
несколькими слайдами
Практические работы
1.2. Создание презентации на основе
готовых шаблонов
Раскрывать смысл изучаемых
понятий, анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства
Определять
условия
и
возможности
применения
программного средства для
решения типовых задач
Практическая работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/res/9af50ad7-d6a74782-a92d6bd4de9be3a7/?interfa
ce=catalog
http://www.lbz.ru/files
/5814/
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f
iles/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
Контрольная работа №4
Информационные технологии
Резерв – 2 часа
17
6
Темы, раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс (34 часа)
Учебное содержание
Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на основе учебных действий)
Электронные
образовательные
ресурсы (ЭОР), ресурсы
Интернет
(Ссылки на ЭОР
указываются по мере
Виды, формы
подготовки и проведения
контроля
урока), мультимедиа
(корректируются по мере
программы, электронные
подготовки и проведения урока)
учебники, задачники,
библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые
программы, коллекции
ЦОР.
РАЗДЕЛ 1. Мой компьютер (4 часа)
Тема 1.
Компьютер
(1 час)
Типы компьютеров: персональные
компьютеры, встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Характеризовать типы
персональных компьютеров.
Входной контроль знаний за курс
информатики 5 класса
Тема 2.
Файловая система
(2 часа)
Иерархическая файловая система
Файлы и папки (каталоги) Путь
К файлу (папке, каталогу) Полное
имя файла (папки, каталога) Работа с
файлами и каталогами средствами
операционной системы: создание,
копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов
и папок (каталогов) Поиск файлов
средствами операционной системы
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Выполнять основные
операции с файлами и папками.
Находить папку с нужным файлом по
заданному пути
Тестирование;
Индивидуальные
задания. Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
Письменный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/
Практические работы
1. Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы:
создание, копирование,
перемещение, переименование и
18
удаление файлов и папок (каталогов)
2. Поиск файлов средствами
операционной системы
Контрольная работа №1.
Мой компьютер
Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)
Тема 3.
Компьютерные вирусы и другие
Защита от вредоносных программ вредоносные программы.
Программы для защиты от
(1 час)
вирусов. Встроенные антивирусные
средства операционных систем.
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Осуществлять защиту
информации от компьютерных
вирусов с помощью антивирусных
программ.
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
Тема 4.
Информация и
информационные процессы
(2 часа)
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Приводить примеры
информационных процессов в
окружающем мире. Выбирать
форму представления информации в
зависимости от поставленной
задачи. Осуществлять обработку
информации по заданному
алгоритму. Разрабатывать
алгоритм преобразования
информации.
Раскрывать
смысл
изучаемых
понятий. Подсчитывать количество
всевозможных
слов
(кодовых
комбинаций) фиксированной длины
в двоичном алфавите.
Практическая работа;
индивидуальные
задания. Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
Письменный опрос;
индивидуальные
задания. Самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Применять в учебных и
практических задачах соотношения
между единицами измерения
информации.
Письменный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
Информационные процессы.
Получение, хранение, обработка
и передача информации (данных).
Практические работы
1. Преобразование информации,
представленной в форме таблиц и
диаграмм, в текст.
Двоичный код. Представление
Тема 5.
данных в компьютере как текстов в
Двоичный код
двоичном алфавите. Количество
всевозможных слов (кодовых
(2 часа)
комбинаций) фиксированной
длины в двоичном алфавите.
Преобразование любого алфавита к
двоичному.
Тема 6.
Информационный объём данных.
Единицы измерения информации Бит – минимальная единица
(2 часа)
количества информации – двоичный
разряд. Байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт. Характерные размеры
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/
19
файлов различных типов (страница
текста, электронная книга,
фотография, запись песни,
видеоклип, полнометражный
фильм).
Контрольная работа №2
Теоретические основы
информатики
Сравнивать размеры текстовых,
графических, звуковых файлов и
видеофайлов.
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов)
Тема 7.
Основные алгоритмические
конструкции
(8 часов)
Среда текстового программирования.
Управление исполнителем
(например, исполнителем Черепаха).
Циклические алгоритмы.
Переменные.
Практические работы
1. Разработка программ для
управления исполнителем в среде
текстового программирования
с использованием циклов
2. Разработка программ в среде
текстового программирования,
реализующих простые
вычислительные алгоритмы
3. Разработка диалоговых
программ в среде текстового
программирования.
Тема 8.
Вспомогательные алгоритмы
(4 часа)
Разбиение задачи на подзадачи,
использование вспомогательных
алгоритмов (процедур). Процедуры
с параметрами.
Практические работы
1.Разработка программ для
управления исполнителем в среде
текстового программирования
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Выявлять общие черты и
различия в средах блочного и
текстового программирования.
Анализировать готовые алгоритмы
управления исполнителем,
исправлять в них ошибки.
Применять алгоритмические
конструкции «следование» и «цикл».
Устный опрос;
Практическая работа;
Тестирование;
индивидуальные
задания
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Осуществлять разбиение
задачи на подзадачи.
Анализировать работу готовых
вспомогательных алгоритмов
(процедур). Самостоятельно создавать
вспомогательные алгоритмы
(процедуры) для решения
поставленных задач.
Тестирование;
Практическая работа;
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/
20
с использованием вспомогательных
алгоритмов (процедур).
2. Разработка программ для
управления исполнителем в среде
текстового программирования,
в том числе с использованием
вспомогательных алгоритмов
(процедур) с параметрами.
Контрольная работа №3
Алгоритмизация и основы
программирования
Раздел 4. Информационные технологии (10 часов)
Тема 9.
Векторная графика
(3 часа)
Тема 10.
Текстовый редактор
(4 часа)
Векторная графика. Создание
векторных рисунков встроенными
средствами текстового процессора
или других программ (приложений).
Добавление векторных рисунков в
документы.
Практические работы
1. Исследование возможностей
векторного графического редактора
Масштабирование готовых
векторных изображений.
2. Создание и редактирование
изображения базовыми средствами
векторного редактора (по описанию).
3. Разработка простого изображения
с помощью инструментов векторного
графического редактора (по
собственному замыслу).
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач.
Планировать последовательность
действий при создании векторного
изображения. Сравнивать растровые
и векторные изображения
(цветопередача, возможности
масштабирования, размер файлов,
сфера применения).
Практическая работа;
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
Текстовый процессор
Структурирование информации с
помощью списков Нумерованные,
маркированные и многоуровневые
списки Добавление таблиц в
текстовые документы
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и
возможности применения
Практическая работа;
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://t-1i.buryatschool.ru/site
/pub?id=192
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/
21
Тема 11.
Создание интерактивных
компьютерных презентаций
(3 часа)
Практические работы
1. Создание небольших текстовых
документов с нумерованными,
маркированными и многоуровневыми
списками
2. Создание небольших текстовых
документов с таблицами
3. Создание одностраничного
документа, содержащего списки,
таблицы, иллюстрации
Создание компьютерных презентаций.
Интерактивные элементы.
Гиперссылки
Практические работы
1. Создание презентации с
гиперссылками.
2. Создание презентации с
интерактивными элементами.
Контрольная работа №4
Информационные технологии
программного средства для
решения типовых задач.
Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач.
Планировать структуру презентации
с гиперссылками. Планировать
структуру презентации с
интерактивными элементами
Практическая работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
Тестирование.
https://bosova.ru/met
odist/authors/informa
tika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodis
t/authors/informatika
/3/eor6.php
https://resh.edu.ru/su
bject/19/6/
Резерв – 2 часа
22
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
5 КЛАСС
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
6 КЛАСС
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
23
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
2.
3.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru)
4.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school collection.edu.ru/).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Операционная система WINDOWS
Пакет офисных приложений MS Office 2007, OpenOffice.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Персональные компьютеры для учащихся
ПК учителя
Сканер
Принтер
Сеть Интернет
Проектор
24
Критерии оценки по учебному предмету
«Мой компьютер»
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и
учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту,
прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых
и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по учебному предмету «Мой
Компьютер» являются устный опрос, письменная контрольная работа,
самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на компьютере и зачеты (в
старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает
показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и
характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются
ошибки и недочеты.
Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел
основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла
полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная
запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических
вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию
полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и
обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и
логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран
способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно
выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и
синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Практическая работа на компьютере считается безупречной, если учащийся
самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения
задачи на компьютере, и был получен верный ответ или иное требуемое представление
задания.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при
самостоятельной работе на компьютере, проводится по пятибалльной системе, т.е. за
ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно),
4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное
решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения
информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или
ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после
выполнения им основных заданий.
Нормы оценок устных ответов по учебному предмету «Мой компьютер»:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики,
сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и
информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется
математическая и специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении
понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках,
исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по
данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в
чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
Нормы оценок письменных контрольных работ по учебному предмету «Мой
компьютер»:
оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все
необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы,
графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям,
правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета,
проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ
литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной
логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает
связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с
материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в
новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых
явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование
основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических
величин, их единиц и способов измерения.
оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней
имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы,
но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах
измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным
требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий,
объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в
достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3
от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные
расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте
усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием
готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных
количественных задач, требующих преобразования формул.
оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего
объема задания) или не выполнена полностью;
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных
закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные
задачи.
Нормы оценок письменных работ по алгоритмизации и программированию:
оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках
решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные
неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного
материала).
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если
умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блоксхем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блоксхем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой
теме.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
знаниями по данной теме в полной мере;
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме.
Нормы оценок практических работ на компьютере:
оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое
представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное
владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех
ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к
решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет
основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной
задачи.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы
выполнена не самостоятельно;
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков
практической работы на компьютере по проверяемой теме.
Нормы оценок тестовых работ:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.